Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фокус группа

Методика фокус-групп представляет собой нестандартизованное интервью, проводится одновременно с группой людей, сходных по ряду некоторых социальных характеристик. Использование эффекта группового взаимодействия во время обсуждения темы придает этому виду «группового» интервью качественно новые черты и иные возможности.

Если группа составлена из экспертов в определенной области, то говорят о «мозговом штурме». Главная задача в этом случае состоит в генерации за счет группового взаимодействия экспертов спектра идей, возможных решений интересующей проблемы.

Термин «Ф-Г» используют, как правило, применительно к группе, составленной из «обычных» людей. В этом случае исследователя интересует не столько возможность генерирования новых идей, выработки согласованного мнения, сколько поиск объяснения поведения (социального, политического, потребительского и т.д.) или отношения тех или иных конкретных социальных групп к тем или иным процессам и явлениям.

Методика проведения ФГ сводится к проведению интервью в форме обсуждения по заранее подготовленному сценарию (вопроснику, плану) предлагаемых вопросов с небольшой группой людей.

Рассмотрим каждый из элементов этой методики немного подробнее.

Нижняя граница для количества участников группы определяется в основном тем, что трудно поддерживать обсуждение предлагаемого вопроса при небольшом количестве участников. При малом их числе (менее 4 человек) обсуждение обычно затухает. При большом числе участники не получают достаточно возможностей для выражения своего мнения и начинают взаимодействовать не со всей группой, а с ее частью, и в группе начинается дефрагментация, т.е. ее распадение на несколько частей. Поэтому группы редко превышают 10 человек. Наиболее часто ФГ состоит из 8 человек.

Основным методическим требованием к составу группы является ее социальная однородность. Смысл однородности сводится к тому, что члены групп не должны оказывать на других какое-либо специфическое давление, например, тем, что участник принадлежит к группе со значительно более высокими доходами, обладает более высоким социальным статусом или значительно большими знаниями по теме обсуждения. В большинстве случаев группы подбирают из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста. Одного пола, из одной доходной страты. К этому могут быть добавлены другие критерии, в зависимости от обсуждаемого предмета.

Человека, который ведет работу группы, называют модератором, тем самым, подчеркивая его специфические функции. Роль модератора можно сравнить с ролью дирижера в оркестре – он управляет ходом дискуссии, ведет ее в соответствии с подготовленным исследователем сценарием. Модератор задает вопросы, уточняет полученные ответы, стимулирует к разговору малоактивных участников и притормаживает наиболее говорливых. Главная задача модератора – организовать свободное обсуждение интересующих его вопросов в непринужденной и дружественной обстановке в обществе равных, ничем не обязанных друг другу людей. Сам модератор не должен участвовать в обсуждении, и его вопросы не должны нести оценочный характер.

Скажем несколько слов о сценарии обсуждения. Как и во всяком исследовании, подготовка сценария предваряется детальной концептуализацией проблемы и ее операционализацией в терминах некоторых программных вопросов. Обычно сценарий для ФГ включает около 10 основных вопросов и некоторую серию подвопросов. Обсуждение этих вопросов в ФГ может длиться несколько часов, хотя обычно ФК длятся 1,5 – 2,5 часа.

Основное преимущество, связанное с использованием методики ФГ, можно свести к следующим моментам:

а) ФГ позволяет создать более естественную обстановку, в которой человек вырабатывает мнение и принимает решения;

б) ФГ охватывает большую совокупность людей;

в) модератор может уточнить и попытаться пронять смысл любого из ответов респондентов;

г) результаты ФГ, как правило, наглядны и легко понимаемы потребителем информации;

д) результаты исследования могут быть получены довольно быстро;

е) стоимость групп относительно низка по сравнению с массовыми опросами населения.

 

В литературе существуют различные схемы проведения социологического исследования: в две стадии (подготови-тельную и собственно исследовательскую) или в несколько этапов, включающих составление программы, определение объекта и единиц наблюдения, разработку методик, сбор материала, его анализ и обобщение; рабочий план теоретико-прикладного исследования, по мнению ВА. Ядова, включает период разработки теоретической концепции и программы, полевой период, период обработки и анализа данных и оформление итоговых отчетов и публикаций.
Социологический проект с применением фокус-групп имеет свои специфические черты. Так Д. Стюарт выделяет следующие этапы такого исследования: формулировка проблемы и гипотез, построение выборки, обучение и подготовка социологов, разработка и апробация плана фокус-группы, набор респондентов, ее проведение, анализ, интерпретация данных и написание отчета. Иной план предлагает Р. Крюгер, который на первое место ставит план исследования, затем разработку вопросов, определение изучаемой группы, набор респондентов, проведение фокус-групп, работа с данными (включая расшифровку), анализ и представление результатов (написание отчета).
С учетом теоретико-методологических принципов, изложенных выше, схема исследования с фокус-группами меняется таким образом, что четкого разделения этапа сбора и анализа данных не существует. Это связано с критической позицией исследователя, постоянным процессом переосмысления ранее выдвинутых гипотез, их изменением, активной ролью респондентов и т д.
На наш взгляд, в работе с данным методом следует выделить три основных этапа, не проводя между ними четких границ. На первом (подготовительном) этапе определяется цель, объект и предмет исследования, ведется подготовка исследовательской команды, определяется количество фокус-групп, их размер, степени формализованности, составляется план дискуссии (сценарий или гайд), выбираются темы, их число, а также место проведения. К нему относят пилотажное исследование, которое может внести корректировки, например, в сценарий фокус-группы. Второй этап - это собственно полевые работы и первичная обработка результатов. Третий - это анализ данных, включающий расшифровку аудио- и видеозаписи, и заканчивается проект написанием отчета и представлением результатов.
Подготовительный этап. Социологическое или маркетинговое исследование с описываемым методом, как и любое другое начинается с написания программы. В отечественной литературе сложилась определенная традиция ее написания, рассматриваемая в работах ЕМ. Андреевой, М.К Горшкова, ВТ. Гречихина, А.Г. Здравомыслова, И.М. Слепенкова, Ф.Э. Шереги, ВА Ядова и др. Программа на первом этапе состоит в формулировке и обосновании проблемы, определении цели, объекта и предмета исследования, логическом анализе основных понятий, формулировке гипотез и задач; а на втором этапе - определении обследуемой совокупности, характеристике используемых методов сбора первичной социологической информации, вычленении логической структуры инструментария для ее сбора и схем ее обработки.
Применение вышеназванных принципов в проекте с фокус-группами приводит к тому, что гипотезы не выдви-гаются на ранней стадии исследования, так как установление социологом априорно понятий и гипотез может пре-допределить понимание социальных взаимоотношений таким образом, что это будет расходиться с объснением, предлагаемым респондентами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие качественных методов в социологии | Определение числа и размера фокус-групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.