Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Личность как социальный феномен, ценностно-нормативная база личности, имидж

 

Личность является социальным феноменом, продуктом исторического развития общества. Структура личности как социального феномена может быть охарактеризована через свойства личности.

Стержневыми, структурными единицами личности, позволяющими прослеживать, анализировать деятельность и поведение человека, являются ценности, нормы, установки.

Ценности – идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество.

Они являются основой бытия человека, создают его культурный и духовный мир.

Классификация общепринятых ценностей:

1. универсальные – любовь, престиж, уважение, безопасность, знания, материальное благополучие, свобода, здоровье;

2. внутригрупповые – религиозные, политические, личные и индивидуальные.

Все эти ценности образуют определенную структуру, которая меняется на протяжении жизни, в связи с возникающими обстоятельствами.

(Тест Рокича: ценностные ориентации, которые делятся на терминальные ценности (ценности-цели) и инструментальные ценности (средства, способы)).

 

Социальные нормы – это один из классов норм, который реализуется людьми во взаимоотношениях и социальном взаимодействии; это правила поведения, которые предписывают как должно себя вести.

Они выполняют функции:

- интеграции групп и индивидов в обществе;

- упорядочения жизни.

Для каждого индивида они обеспечивают надёжность, стандартность, предсказуемость поведения, помогают в конфликтных ситуациях, предлогая проверенные способы поведения.

Нормы – это средства социализации, контроля и влияния, которые приводят к уравновешенности и стабилизации общества.

Все социальные нормы можно разделить:

· универсальные (обязательные для всех: нравы, обычаи);

· внутригрупповые (ритуальные);

· личные;

· индивидуальные.

Из них личные нормы согласуются с Я-концепцией.

Ценности и нормы составляют единую нормативную структуру, которая реализуется в поведении людей и социальных групп в обществе. Эта структура является ориентиром при выборе способа действия, служит ориентиром при выборе идеалов и целей. Ценности и нормы являются, как частью общественного, так и частью личного сознания.

 

Социальные установки (аттитюды) – в самом простом виде – это отношение человека к различным социально-значимым объектам, к окружающим объектам, к окружающим людям и группам.

Установка – это состояние умственной и нервной готовности, основанное на опыте; направленная реакция индивида в отношении всех объектов и ситуаций.

Аттитюд связан с такими понятиями, как потребность, эмоциональность, мотив, действие. Аттитюд – это готовность к реакции, готовность к действию.

Установка состоит из 3-х компонентов:

1) описательные знания;

2) отношения;

3) план (программа) поведения.

 

Функции установок:

1) адаптивная;

2) защитная;

3) экспрессивная;

4) познавательная;

5) функция координации всей познавательной структуры психических процессов.

 

«Плюс» установок – это достаточно устойчивые отношения по поводу и к другим объектам, их изменить достаточно трудно.

Установки могут изменяться через значимых людей (родители, друзья, СМИ).

К видам социальной установки относятся стереотипы (устойчивые представления о чём-либо – см. в теме «Общение»). Пример, существуют национальные, профессиональные стереотипы и т.д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы становления и развития личности | Имидж личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.