Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная сторона общения




Квазикоммуникация - когда контакта не происходит, ходя коммуникатору кажется, что восприятие есть.
К. Шеннон, У. Уивер. Основные проблемы коммуникации:

1. Техническая - правильность и адекватность выбранного технического средства для передачи информации.

2. Семантическая - насколько точно и адекватно используются символы (слова, жесты, знаки) для передачи информации.

3. Эффективность (зависит от 1 и 2) - цель в изменении поведения или установки человека. Иногда происходит эффект бумеранга - получение прямо противоположного.

 

Эксперимент. А. Бейвелас и Г. Ливитт. Проводился в лаборатории. Люди в камерах, общаются только письменно, передавая через щели записки. Камеры были расположены по-разному: 1) 5 камер кругом; 2) 5 камер в линию; 3) одна в центре и остальные вокруг, "штурвал"; 4) --<, тип "Y". Испытуемые не знали, какую коммуникационную структуру составляли. Каждый из них получил 5 шариков разного цвета, один из которых общий. Требовалось выяснить его цвет. Замерялось время. Затем задачу усложняли, давая шарика неопределенных цветов. В круговой организации задача выполнялась быстрее всего. Чем ближе человек был к центру, тем более он был удовлетворен результатом.
Удовлетворенность приходит от распределения информации, а не от обладания ею. Делимся мы информацией с человеком, находящимся на одном иерархическом уровне.

Причины плохой коммуникации (стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания, пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии).

Передача любой информации возможна при помощи знаков или знаковых систем.

Различают средства общения:

- вербальные (речевые, лингвистические; виды речи: письменная, устная, диалогическая, монологическая, внутренняя),

- невербальные ( 93 % получаемой нами информации, мы получаем с помощью невербальных средств ).

Невербальные средства общения:

1. Визуальные:

- кинестические знаки: движения, походка,

- выражение лица, глаз,

- позы, осанка, положение головы,

- направление взгляда, визуальные контакты,

- кожные реакции: побледнение, покраснение, вспотение,

- проксемика(пространственная и временная организация общения): расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство,

- вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы),

- средства преобразование природного сложения: одежда, прическа, косметика, очки, тату, борода,

2. Акустические:

- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука,

- экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель.

3. Тактильные:

- прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи и т.д.

4. Ольфакторные:

- приятные и неприятные запахи окружающей среды,

- естественный и искусственные запахи человека.

(Е.И.Рогов, Психология общения, 2001, с. 82)

Значение невербальных средств общения:

1. Они существуют для создания и поддержания психологического климата между общающимися, для регуляции процесса общения.

2. Для придания новых смысловых оттенков словесному тексту, направления истолкования слов в нужную сторону.

3. Для выражения эмоций, оценок, принятых ролей, смысла ситуации.

Говоря о существовании обратной связи между вербальными и невербальными средствами: приходит состояние соответствующее жесту, мимике. Было замечено, что когда человек рассматривая карикатуры, комиксы, держит зубами карандаш (похоже на улыбку), то они кажутся ему смешнее, чем если он держит карандаш губами.

С точки зрения коммуникативной стороны общения выделяют 4 основных элемента:

1. Собственно сообщение, информация, закодированная в символах.

2. Канал – средство передачи информации.

3. Отправитель – лицо, собирающее информацию или генерирующее ее, лицо передающее информацию.

4. Получатель – адресат, лицо которому предназначается информация или человек, который по-своему ее воспринимает.

Межличностные помехи в передаче информации:

1. Субъективность восприятия информации каждым человеком, обусловленная интересами, потребностями, состоянием человека, его окружением, устоявшимися стереотипами.

2. Язык отправителя не всегда понятен получателю, информация понимается по-разному, особенно с точки зрения различных наций, этнических групп, разного уровня культуры.

3. Искажение информации за счет сопровождающих ее невербальных средств.

4. Отсутствие или неполнота обратной связи в силу неадекватности понимания адресатом переданной информации.

5. Отсутствие навыков правильного слушания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.