Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные западные концепции взаимодействия




Интерактивная сторона общения или общение как взаимодействие.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия.

Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.

Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия)

(А.Л.Журавлев): общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.

Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание.

Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.

Теория обмена. Дж. Хоуманс.

1. Чем больше вознаграждается поведение, тем чаще оно повторяется.

2. Если в какой-то ситуации следует вознаграждение, человек стремиться вновь и вновь воссоздавать эту ситуацию.

3. Если вознаграждение велико, человек может преодолеть большие препятствия на пути к достижению своей цели.

4. Если потребности человека в основном удовлетворены, то он будет прилагать меньше усилий в направлении данной деятельности.

Символический интеракционизм. (Дж. Мид, Г. Блумер)
Человек реагирует не на действие другого, а на его интерпретацию. Выделяют ненамеренные (моргание) и значимые жесты. Значимые жесты мы интерпретируем.
Этнометодология
Х. Гарфинкель. Мы всегда действуем по каким-то написанным правилам.

 

Типы взаимодействия:

- межличностное,

- личностно-групповое,

- личностно-массовое,

- межгрупповое,

- массово-групповое,

- глобально-массовое.

Выделяют социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми:

Экстраверсия и интроверсия (К.Г.Юнг), они амбивалентны, т.е. присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу. Экстровертированному типу личности свойственна направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность. Интровертированному – присуще стремление к уединению, сосредоточенности, интерес к собственному внутреннему миру. Люди с ярко выраженной ведущей тенденцией могут быть психологически несовместимы, если тенденции противоположны.

Мобильность – ригидность – качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны, положительно относятся к различным изменениям в жизни. Ригидные люди предпочитают стабильность и устойчивость во всем.

При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другим. Доминантность часто обозначают как гиперактивность, напористость или агрессивность. Недоминантный человек наоборот проявляет покорность, безволие, уступчивость и отсутствие инициативы при взаимодействии.

Эрик Берн для обозначения функциональной единицы общения ввел понятие трансакция. Она представляет собой взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделено три основных эго-состояния, в которых может находиться индивид.

Эго-состояние «родитель» проявляется в стремлении человека соответствовать нормам социального контроля, реализовывать идеальные требования, придерживаться запретов, догмы и т.д. Основная тенденция поведения человека в данном состоянии – долженствование.

Эго-состояние «взрослый» обнаруживает себя в стремлении человека реально оценивать ситуацию, рационально и компетентно решить все вопросы.

Эго-состояние «ребенок» связано с эмоциональными настроениями индивида.

(Дополнительно см. Э. Берн «Игры в которые играют люди – люди, которые играют в игры», информация о трансактном анализе).

Существуют, так называемые, стратегии взаимодействия человека, под ними понимают совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.

Выделяют 5 основных стратегий взаимодействия:

Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. При такой стратегии взаимодействия в выигрыше остается только одна сторона.

Для стратегии компромисса характерно стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов другой стороны. Так как субъекты уступают друг другу они не могут реализовать свои интересы полностью, поэтому компромисс предполагает выделение основных и второстепенных потребностей.

Сотрудничество – стратегия, которая позволяет партнерам придти к альтернативе, котора полностью удовлетворяет интересы обеих сторон.

Приспособление означает жертвование своими интересами ради интересов другого человека.

Для избегания характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.

4. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.

5. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

6. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1984.

8. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

9. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М., 1989.

10. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -Главы 5, 6, 7.

11. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (Теоретические ориентации). - М.,1978.

12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - М., 1988.

13. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1991.

14. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М., 1982.

15. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. - М., 1983, т.2.

16. Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. - М., 1992.

17. Кржижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1990.

18.Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.

19. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.

20. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования.

//Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975.

21. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 1992.

22. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.,1987.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.