Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 10 - Анализ финансового состояния предприятия




Финансовое состояние предприятия (ФСП) отражает способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность.

Рисунок 10.1 - Типы финансового состояния предприятия

Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Если платежеспособность - это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость - внутренняя его сторона, отражающая сбалансированность денежных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования.

 

 

Рисунок 10.2 - Индикаторы финансовой устойчивости

 

Главная цель финансовой деятельности предприятия - наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке.

Для этого необходимо постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность предприятия, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

Финансовое состояние предприятия (ФСП), его устойчивость и стабильность зависят от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполня­ются, то это положительно влияет на финансовое состояние пред­приятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финан­сового состояния предприятия и его платежеспособности. Устойчивое финансовое состояние, в свою очередь, положи­тельно влияет на объемы основной деятельности, обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финан­совая деятельность как составная часть хозяйственной деятель­ности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

Основные задачи анализа:

- своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;

- поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости;

- разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия;

- прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

 

 

Рисунок 10.3 - Виды анализа финансового состояния

10.1 Понятие агрегированного аналитического баланса и основные балансовые пропорции

 

Финансовая устойчивость предприятия предполагает сочетание четырех характеристик финансово-хозяйственного положения предприятия:

1) высокая платежеспособность;

2) высокая ликвидность баланса (достаточная степень покрытия заемных пассивов предприятия активами, соответствующими по срокам оборачиваемости в деньги, срокам погашения этих пассивов;

3) высокая кредитоспособность (способность возмещения кредита с процентами и другими финансовыми издержками);

4) высокая рентабельность (высокая прибыльность, обеспечивающая необходимое развитие предприятия, высокий уровень дивидендов, высокий курс акций).

Выполнение всех требований предполагает соблюдение важнейших балансовых пропорций. Для анализа финансового состояния предприятия необходимо сформировать аналитический агрегированный баланс предприятия (табл.3).

Активы – стоимость средств, которыми владеет предприятие. Активы разделяются на оборотные (текущие) и внеоборотные (недвижимые, иммобилизованные средства).

Оборотные активы – средства, предназначенные для краткосрочного использования и обращаемые в денежную наличность в течении одного хозяйственного цикла.

Активы делятся на:

1) абсолютно ликвидные;

2) легкореализуемые;

3) медленнореализуемые;

4) труднореализуемые активы.

 

 

Таблица 3 -Агрегированный баланс предприятия

 

Актив Условное обозначение На начало периода На конец периода Пассив Условное обозначение На начало периода На конец периода
1.Внеоборотные активы 2.Оборотные активы, в т.ч. -запасы -ден.средства и краткосрочные финансовые вложения -дебиторская задолженность и прочие активы F (A4)   Z z (A3)   d (А1)     r (A2)     3.Капитал и резервы 4.Долгосрочные пассивы 5.Краткосрочные пассивы, в т.ч.: -кратосрочные кредиты и займы -кредиторская задолженность и прочие пассивы Ис(П4)   Кт(П3)   Кt+Rp   Kt(П2)     Rp(П1)    
БАЛАНС B     БАЛАНС В    

 

По степени ликвидности все активы предприятия делятся на:

1) абсолютно ликвидные активы (А1) - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

2) легкореализуемые активы (А2) - дебиторская задолженность;

3) медленнореализуемые активы (A3) - запасы и затраты;

4) труднореализуемые активы (А4) - внеоборотные активы.

По степени срочности:

1) наиболее срочные пассивы (П1) - кредиторская задолженность;

2) краткосрочные пассивы (П2) - краткосрочные кредиты и займы;

3) долгосрочные пассивы (ПЗ) - долгосрочные пассивы;

4) постоянные пассивы (П4) - капитал и резервы.

Основные балансовые пропоции:

- Абсолютно ликвидные активы должны покрывать наиболее срочные обязательства.

- Быстрореализуемые активы должны покрывать краткосрочные пассивы.

- Медленнореализуемые активы должны покрывать долгосрочные пассивы.

- Труднореализуемые активы должны быть покрыты постоянными пассивами и не превышать их:

 

{ А1 ≥ П1 А3 ≥ П3}

{ А2 ≥ П2 А4 < П4}

 

Эти пропорции детализируют финансовую устойчивость предприятия, т.е. должно соблюдаться равновесие между источниками формирования и активами:

 

, (3.1)

 

2) Анализ финансовой устойчивости предприятия

 

Общее финансовое положение предприятия можно определить одной из пяти финансовых областей:

1) область абсолютной финансовой устойчивости;

2) область нормальной финансовой устойчивости;

3) область неустойчивого финансового состояния;

4) область критического финансового состояния;

5) область кризисного финансового состояния.

Каждой этой области соответствует определенное сочетание абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия.

величина собственных оборотных средств рассчитывается по формуле:

 

, (10.2)

 

1) излишек или недостаток собственных средств для формирования запасов и затрат:

 

, (10.3)

 

2) излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников для формирования запасов и затрат:

 

, (10.4)

 

3) излишек или недостаток общей величины основных источников для формирования запасов затрат:

 

, (10.5)

 

Чтобы идентифицировать область финансовой устойчивости предприятия, используют трехмерный показатель:

 

, где (10.6)

 

<0

Тогда каждой области финансовой устойчивости соответствует свое сочетание абсолютных показателей финансовой устойчивости.

Область абсолютной устойчивости:

 

>0

>0 .

>0

 

Область нормальной финансовой устойчивости:

 

≈0

=0 .

≈0

 

Область неустойчивого финансового состояния:

 

<0

≥0 .

≥0

 

Область критического финансового состояния:

 

<0

<0 .

≥0

 

Область кризисного финансового состояния:

 

<0

<0 .

<0

 

Все эти показатели могут быть детализированы с помощью системы финансовых коэффициентов, которые лежат в основе оценки финансового положения предприятия. Одним из важных коэффициентов для характеристики финансовой устойчивости предприятия является коэффициент автономии, характеризующий независимость предприятия от заемных средств:

 

(10.7)

 

Если фактическое значение этого коэффициента больше 0,5 это значит, что все обязательства предприятия могут быть покрыты собственными средствами. Рост коэффициента характеризует увеличение финансовой независимости предприятия, снижение финансового риска в будущие периоды и с точки зрения кредитора, повышение этого коэффициента гарантирует погашение предприятием своих обязательств.

Дополняется этот показатель коэффициентом соотношения заемных средств и собственных:

 

(10.8)

 

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств ограничен сверху соотношением мобильных средств предприятия к стоимости иммобилизованных средств:

 

, (10.9)

(10.10)

 

Коэффициент маневренности равен отношению собственных оборотных средств к общей величине источников собственных средств:

 

, (10.11)

 

и характеризует, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение Км положительно характеризует финансовое состояние предприятия, но каких-либо нормативных значений не существует. В соответствии с той ролью, которую играют для анализа финансовой устойчивости предприятия абсолютные показатели обеспеченности предприятия источниками формирования запасов и затрат, одним из главных финансовых коэффициентов является коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования:

 

(10.12)

 

Важную характеристику средств предприятия дает коэффициент имущества производственного назначения:

 

, (10.13)

 

где - стоимость основных фондов по остаточной стоимости,

- капитальное строительство

- запасы,

- незавершенное производство,

- нематериальные активы,

- валюта баланса.

 

Нормальный уровень

 

Коэффициент автономии источников формирования запасов и затрат:

 

, (10.14)

 

Характеризует долю собственных средств в составе всех средств идущих на формирование оборотных средств предприятия.

 

3) Анализ платежеспособности предприятия

 

Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств (активов), рассматриваемых в качестве источников покрытия краткосрочных обязательств.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности:

 

, (10.15)

 

показывает какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в данный, ближайший момент.

Коэффициент ликвидности (промежуточный):

 

, (10.16)

 

отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного расчета с дебиторами.

Коэффициент покрытия:

 

, (10.17)

 

показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и реализации готовой продукции, но и при условии, в случае необходимости, продажи прочих материальных оборотных средств.

Эти показатели ликвидности дают не только разностороннюю характеристику устойчивости финансового состояния предприятия при разной степени учета ликвидных средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации.

Например, показатель абсолютной ликвидности интересен для поставщиков сырья и материалов. Для банков и кредитных организаций интересен коэффициент ликвидности. Коэффициент покрытия информативен для акционеров предприятия.

 

4) Анализ кредитоспособности предприятия

 

Кредитоспособность предприятия – это наличие у него предпосылок для получения кредита и возврата его в срок.

Кредитоспособность характеризует аккуратность предприятия при расчетах по ранее полученным кредитам, текущее финансовое состояние и возможность при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников. Банк, прежде чем предоставить кредит, определяет степень риска и размер кредита, который может быть выдан. Анализ условий кредитования предполагает изучение следующих вопросов:

1) изучение «солидности» заемщика, которая характеризуется своевременностью расчета по ранее полученным кредитам и компетентностью руководителя предприятия;

2) способность производить предприятием конкурентоспособную продукцию;

3) анализ доходов с двух позиций:

а) оценка прибыли банка при кредитовании конкретных затрат заемщика и сравнение ее со средней доходностью банка. Уровень доходов банка должен связан со степенью риска при кредитовании конкретного заемщика;

б) банк должен изучить доходность самого заемщика с точки зрения возможности уплаты банку кредита и процентов за кредит при осуществлении производственной деятельности;

4) размер кредита – этот анализ производится исходя из анализа ликвидности баланса заемщика и показателя соотношения заемных средств и собственных;

5) погашение кредита – при изучении этого вопроса анализируется вопрос возвращаемость кредита за счет реализованных ТМЦ, либо за счет предоставленных гарантий, либо за счет использования залогового права.

При анализе кредитоспособности предприятия используются показатели:

Коэффициент ликвидности:

 

, (10.18)

 

Рентабельность капитала (активов):

 

, (10.19)

 

где - либо прибыль до налогооблажения, либо чистая прибыль.

 

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:

 

. (10..20)

 

На основе анализа банки делят заемщиков на три группы:

1) надежные (кредитоспособные) заемщики;

2) неустойчивые (с ограниченной кредитоспособностью) заемщики;

3) некредитоспособные заемщики (ненадежные).

Заемщик, признанный надежным, кредитуется либо на обычных либо, на льготных условиях кредитования; на предприятиях с ограниченной кредитоспособностью при заключении договора устанавливается контроль за деятельностью заемщика и контроль за возвратностью кредита (проверка обеспеченности кредита, ежемесячные гарантии, поручительства, условия залогового права, повышение процентной ставки за кредит). Ненадежным кредит не выдается.

5) Анализ деловой активности и рентабельности предприятия

Анализ деловой активности предприятия, позволяет выявить эффективность использования активов предприятия. Показатели деловой активности предприятия делятся на четыре группы:

1) показатели оборачиваемости активов;

2) показатели рентабельности;

3) показатели производительности;

4) показатели рыночной активности.

 

1) Показатели оборачиваемости активов

1) Коэффициент оборачиваемости активов:

 

, (10.21)

 

где - выручка от основной деятельности,

- среднегодовая стоимость активов предприятия.

Этот показатель является качественной характеристикой использования активов и характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их формирования. Коэффициент оборачиваемости активов показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий эффект в виде прибыли.

 

2) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала:

 

, (10.22)

 

с финансовой точки зрения этот показатель определяет скорость оборота собственного капитала акционеров, характеризует активность денежных средств, которыми рискуют акционеры.

Низкий коэффициент собственного капитала указывает на неэффективное использование собственного капитала и указывает на необходимость вложения собственных средств в более доходную деятельность.

 

3) Коэффициент оборачиваемости заемного капитала:

 

, (10.23)

 

характеризует скорость оборота долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов предприятия.

 

4) Коэффициент оборачиваемости основных средств:

 

, (10.24)

 

величина этого коэффициента зависит от вида и капиталоемкости отрасли.

 

5) Коэффициент оборачиваемости запасов и затрат:

 

, (10.25)

 

где -себестоимость реализованной продукции.

Так как производственные запасы учитываются на предприятии по стоимости приобретения, то для расчета Кобз. Применяется себестоимость реализованной продукции. Оборачиваемость производственных запасов можно измерять и в днях:

 

, (10.26)

 

где - продолжительность одного оборота запасов и затрат, дни,

- продолжительность производственного цикла.

Чем выше показатель, тем меньше нужно запасов.

 

6) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

 

, (10.27)

 

где - доход от реализации.

Зная этот коэффициент, можно определить среднюю продолжительность срока, необходимого для получения предприятием долгов за реализованную продукцию - срок товарного кредита. Величина срока товарного кредита:

 

, (10.28)

 

рост срока товарного кредита характеризует снижение платежеспособности предприятия.

 

2) Показатели рентабельности

Рентабельность деятельности предприятия определяется размером получаемой прибыли. Существуют две группы коэффициентов рентабельности:

1) показатели рентабельности капитала;

2) показатель рентабельности продаж.

Показатели рентабельности капитала

1) Рентабельность активов:

 

, (10.29)

 

этот показатель характеризует сколько прибыли получается с 1 рубля активов, независимо от источников формирования активов.

2) Рентабельность собственного капитала:

 

, (10.30)

 

Этот показатель важен для акционерных обществ и играет важную роль при определении курса акций на фондовом рынке.

3) Рентабельность продаж (общая рентабельность):

 

, (10.31)

 

3) Показатели производительности:

- производительность труда:

 

, (10.32)

 

где - среднесписочная численность работников предприятия;

 

- прибыль на одного рабочего:

 

, (10.33)

 

4) Показатели рыночной активности предприятия

Показатели рыночной активности включают в себя различные коэффициенты, характеризующие стоимость и доходность акций предприятия.

Основными показателями в этой группе являются:

- прибыль на одну акцию;

- отношение рыночной цены акции к прибыли на одну акцию;

- балансовая стоимость одной акции;

- отношение рыночной стоимости акции к ее балансовой стоимости;

- доходность одной акции;

- доля выплаченных дивидендов.

1) Прибыль на одну акцию

Этот показатель характеризует чистую прибыль на одну обыкновенную акцию после вычета из нее дивидендов по привилегированным акциям:

 

, (10.34)

 

где - дивиденды по привилегированным акциям;

- число обыкновенных акций в обращении;

- чистая прибыль.

 

2) Отношение рыночной цены акции () к прибыли на акцию. Это сумма, которую акционеры готовы заплатить за одну денежную единицу чистой прибыли () предприятия: .

Высокое значение этого показателя только приветствуется, так как это говорит о том, что акционеры высоко оценивают инвестиционные качества предприятия.

3) Балансовая стоимость одной акции (), показывает стоимость чистых активов предприятия (собственного капитала), которая приходится на одну обыкновенную акцию:

 

, (10.35)

 

где - стоимость собственного капитала;

- стоимость привилегированных акций.

4) Соотношение рыночной и балансовой стоимости одной акции показывает рыночную стоимость одной акции в сравнении с ее балансовой стоимостью: .

Для расчета этого коэффициента необходимы дополнительные данные, характеризующие рыночную стоимость капитала предприятия.

5) Доходность акции - можно рассчитать следующими важными показателями:

коэффициент дивиденда на акцию (или норма дивиденда):

 

, (10.36)

где - дивиденд на акцию.

 

Доходность акции:

 

, (10.37)

 

где - цена покупки акций;

- цена продажи акций.

 

6) Коэффициент выплаты дивиденда:

 

, (2.38)

 

Этот показатель характеризует, какая часть чистой прибыли израсходована на выплату дивидендов.

5) Оценка вероятности банкротства

Для оценки вероятности банкротства наиболее часто используется показатель, называемый Z - счет Альтмана, который рассчитывается на основе баланса предприятия и отчета о прибылях и убытках:

 

, (10.38)

 

 

В соответствии с критериями, включенными в табл..4 оценивается вероятность банкротства предприятия.

Таблица 4 - Степень вероятности банкротства

Значение z-счета Вероятность банкротства
1,8 и меньше очень высокая
от 1,81 до 2,70 высокая
от 2,71 до 3,0 существует возможность
3,0 и выше очень низкая

 

 

ЛЕКЦИЯ 11. Содержание инновационной деятельности

 

11.1 Понятие, свойства и формы инновационного процесса

Содержание инновационной деятельности, ее характерные черты и особенности находят отражение в таком фундаментальном понятии, как понятие инновации. Необходимо отметить, что это понятие и в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному.

Инновация интерпретируется как воплощение потенциального научно-технического прогресса в новых продуктах и технологиях. Специфическое содержание инновации составляют изменения, и главной составляющей инновационной деятельности является функция изменения. Выделяют пять типичных изменений:

- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

- внедрение продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

- появление новых рынков сбыта.

Изменения в производственной и других сферах деятельности могут быть как инновационными, так и нет. Инновации, часто приводят к изменениям сразу в нескольких направлениях.

Инновации должны обладать рядом свойств, при их определении (свойств) они рассматриваются неразрывно с инновационным процессом:

- научно-техническая (организационно-экономическая) новизна;

- производственная применимость;

- коммерческая реализуемость.

 

Таким образом, сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была бы описана, формализована и представлена на схемах и чертежах – это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями. То есть непременными свойствами, критериями инновации являются новизна идеи и ее воплощение, реализация в практической деятельности, в новых продуктах или процессах.

Поскольку новая идея воплощена в реальных объектах или процессах, постольку она оказывается ориентированной на удовлетворение практических потребностей людей. Таким образом, в условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации как практическая воплощенность новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуг.

Коммерческие свойства определяет инновацию как экономическую необходимость, превращающую их в источник дохода. Новшество, обладающее научно-технической новизной, производимое промышленным способом становится инновацией с момента принятия его к распространению. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП). Огромную роль инновации играют во всемирном развитии.

Для системного описания инноваций применяется система международных стандартов. Основным документом, регламентирующим международные взаимоотношения в этой области является «Руководство Фраскати» («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г., последние изменения внесены в 1993 г. Разработано руководство«Группой национальных экспертов по показателям науки и техники» в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в г. Осло в 1992 г. Она получила название «Руководство Осло».

Различают три логические формы инновационного процесса (рисунок 11.1).

 


Рисунок 11.1 – Формы инновационного процесса

 

В условиях товарного инновационного процесса действуют минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Инновационный процесс может изменять свою форму. Простой инновационный процесс переходит в расширенный за три фазы (рисунок 11.2).

 

 


Рисунок 11.2 – Фазы становления расширенного инновационного процесса

 

На первой и второй фазе полезный эффект нововведения полностью не реализуется, а только создаются предпосылки такой реализации. На третьей фазе общественно полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от свойств социальной системы, развития конкурирующих технологий, а также характеристик самого нововведения. Характеристиками нововведения являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность; накопленный опыт внедрения и др.

 


11.2. Составляющие инновационного процесса

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс».

Основные компоненты инновационного процесса

Новация - новая идея, новое знание Результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические достижения. Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д.
Нововведение = Инновация (от англ. innovation – введение нового) Результат внедрения нового знания, его реализации в новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности.
Диффузия инновации Процесс распространения уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях. Форма и скорость этого процесса зависят от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения.

 

В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом. Первый компонент инновационного процесса – новации, т.е. новые идеи, знания – это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.

Одним из фундаментальных вопросов, касающихся динамики инновационного процесса, является сокращение временного интервала, лага между появлением нового знания и его использованием, внедрением, т.е. инновацией.

Другими словами, часто существует значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса – новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом.

Эффективное управление инновациями предполагает преодоление барьеров, вызывающих задержки практической реализации новых идей, получение и сохранение конкурентного преимущества в результате быстрого выхода на рынок с инновационными продуктами и услугами.

Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы.

Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.

В качестве важнейшей подсистемы в структуре инновационной деятельности выделяется инновационная инфраструктура – та подсистема, которая направлена на содействие и поддержку инновационной деятельности. Сама эта подсистема имеет сложную структуру. Ее основные элементы – это проекты и программы поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации. Элементы инновационной инфраструктуры взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, а также с другими элементами в структуре инновационной деятельности.

Необходимо отметить, что часто инновационный проект определяется как комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени; проект поддержки инновационной деятельности как проект развития инновационной инфраструктуры. Мы будем использовать понятие инновационного проекта в более широком смысле, когда под ним подразумевается не только и не столько комплекс документов, сколько сама деятельность или мероприятие, предполагающее осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения определенных результатов инновационного процесса (при этом проекты поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры мы будем рассматривать как разновидность инновационных проектов).

Таким образом, инновационный проект предстает как базовый элемент в структуре инновационной деятельности, а инновационная инфраструктура как ее подсистема.

Субъектами инновационной деятельности являются организации и лица, которые ее осуществляют и развивают, т.е. организовывают, ведут, поддерживают, стимулируют инновационную деятельность.

В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.

Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков, исполнителей или инвесторов инновационных проектов и программ или проектов и программ поддержки инновационной деятельности.

Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала. Таким образом, инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности.

Например, на уровне организации основными видами ресурсов, которые используются в процессе инновационной деятельности, обычно являются здания и сооружения, земельные участки, машины и оборудование; нематериальные активы (патенты, лицензии, права на «ноу-хау», торговые марки, приобретенные программные продукты); финансовые ресурсы; человеческие ресурсы (знания, умения и навыки работников). Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности, и составляет инновационный потенциал организации.

Системный, комплексный характер инновационной деятельности отражается в сложности и многогранности понятия инновации. Оно включает в себя широкий спектр нововведений с разной степенью новизны воплощенного в них знания, применяемых в различных отраслях и сферах деятельности, реализуемых на различных рынках и т.д.

Деятельность, представляющая собой инновационный процесс, разделяется на отдельные различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда.

Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса на хозяйственную деятельность участвующих в нем организаций многообразно. Воздействие происходит по направлениям:

- новые продукты или технологии;

- увеличение экономического и научно-технического потенциала;

- повышение восприимчивости к инновациям.

Составляющие инновационного процесса представлены на рисунке

11.3

 

 

.

       
 
 
   
продолжительность может составлять 10 и более лет

 


1) ФИ — фундаментальное (теоретическое) исследование;

2) ПИ — прикладные исследования;

3) Р — разработка;

4) Пр — проектирование;

5) С — строительство;

6) Ос — освоение;

7) ПП — промышленное производство;

8) М — маркетинг (функции этого этапа обычно шире, и можно выделить маркетинг для разных стадий ИП);

9) Сб — сбыт.

Рисунок 11.3 – Составляющие инновационного процесса

 

Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное исследование (теоретическое), связанное с понятием научной деятельности (работы). Научная работа — это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью. Цель ФИ — познание и развитие процесса (теории вопроса).

Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно составляет фундамент инновационного процесса. Необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики.

Фундаментальные исследования воплощаются в прикладных исследованиях (при этом обычно менее 10% направлений ФИ реализуются в ПИ, т.е. 90% направлений фундаментальных исследований либо не позволяют получить желаемые результаты (сделанные предпосылки оказываются неверными), либо их результаты остаются невостребованными (рисунок 1.4)).

 
 

 


Рисунок 11.4 – Схема развития фундаментальных исследований

 

Цель прикладных исследований – это исследование по направлениям создания новшеств: продуктов с новыми свойствами, новых технологических схем и т.п.

В результате разработок происходит «овеществление знаний» создаются новые конструкции машин, механизмов, технологического оборудования, производится их апробирование и доработка (результат – готовое к производству новшество).

На стадии проектирования (Пр) создаются технические проекты новых производств по выпуску новшеств, затем осуществляется строительство нового производства (С), освоение (ОС) новшества и начинается его промышленное производство (ПП).

Фазы маркетинга и сбыта (М и Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса. Но в современных условиях при разработке новшества учитываются прогнозные условия его последующего коммерческого использования.

 

11.3. Коммерческое развитие инновационного процесса

 

Развитие инновационного процесса и охват рынка инновацией (инновационным продуктом) происходит путем последовательного включения в процесс различных участников. Участников инновационного процесса разделяют на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие (рисунок 1.5).

 
 

 

 


Рисунок 11.5 – Группы участников инновационного процесса

 

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть научно-исследовательские организации, индивидуальные изобретатели.

Ранние реципиенты («пионерские» организации) – это организации, первыми освоившие новшество, которые стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок.

Раннее большинство – это организации, внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие – это организации, запаздывающие с нововведениями, что приводит к выпуску новых для них изделий, которые уже морально устарели.

Ожидание сверхприбылей является главной движущей силой принятия нововведений. Обычно организациям, принимающим решение о внедрении в производство новшеств, приходится выбирать между несколькими конкурирующими технологиями. На ранних стадиях диффузии нововведений хозяйствующие субъекты не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка. Организации сталкиваются с проблемой неопределенности прибыльности самого нововведения и проблемой отсутствия информации о выборе конкурентов.

С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность снижается. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения, снижается и его прибыльность (рисунок 11.6).

 
 

 


Рисунок 11.6 – Изменение риска и прибыльности при выборе нововведений (фирмы А и Б при выборе нововведения столкнулись с разными рисками,

но при этом и доход от использования нововведений получили разный.

Возможна ситуация, при которой фирма А потерпела бы убыток от

принятия данного нововведения, это обуславливается влиянием

рыночных конкурентных факторов)

 

Диффузия нововведения зависит от стратегии имитаторов и от количества «пионерских» организаций.

Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом «пионерских» организаций. Оценить относительные преимущества нововведения в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. После накопления достаточного опыта, когда уже многими хозяйствующими субъектами освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

 

1.4. Классификация инноваций

 

Для работы с большим числом новшеств и планов необходима их классификация. Это, так называемый, элемент уровня инновационной деятельности.

В производственно-экономической деятельности любых организаций достаточно часто происходят изменения. Большинство изменений по своей сути не являются инновационными. В продуктовом и технологическом плане к инновациям не относятся:

- эстетические изменения в продуктах;

- незначительные непринципиальные изменения;

- расширение номенклатуры продукции.

Если организационно-управленческие решения не связаны с реализацией инновационного процесса, то они тоже не считаются инновациями, к таким решениям относятся:

- переход к иным (отличным от применяемых) методам управления;

- изменение в организационной структуре;

- внедрение стандартов качества (ИСО 9000).

Для выявления свойств (отделения инноваций от изменений) и систематизации инноваций составляются классификации. Критериями классификации являются:

- комплексность набора учитываемых классификационных при­знаков для анализа и кодирования;

- возможность количественного (качественного) определения
критерия;

- научная новизна и практическая ценность предлагаемого при­знака классификации.

В настоящее время существует множество классификаций инноваций. Основными из них являются: класс. РНИИСИ (Рос. НИИ системных исследований), класс. Пригожина А.И. (1989 г.), класс. коллектива авторов под руководством Ильенковой С. Д. (1997 г.), класс. Фархутдинова Р.А.

Классификация инноваций по Фархутдинову Р.А. представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Классификация инноваций

 

№ п/п Признак классификации - Виды инноваций  
    - 3  
  Уровень новизны инновации 1.1 Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов)
1.2 Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.)
  Стадия жизненного цикла товара 2.1 Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга
2.2 На стадии НИОКР
2.3 Организационно-технологическая подготовка производства
2.4 Производство (включая тактический маркетинг)
2.5 Сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией
  Масштаб новизны инновации 3.1 Инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты)
3.2 Новые в стране
3.3 Новые в отрасли
3.4 Новые для фирмы
  Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация 4.1 Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки
4.2 То же в сфере образования
4.3 В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.)
4.4 В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.)

Продолжение таблицы 1.1

 

     
  Сфера применения инновации 5.1 Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения
5.2 Новшества для накопления на фирме
5.3 Новшества, в основном для продажи
  Частота применения инновации 6.1 Разовые
6.2 Повторяющиеся (диффузия)
  Форма новшества - основы инновации 7.1 Открытия, изобретения, патенты
7.2 Рационализаторские предложения
7.3 Ноу-хау
7.4 Товарные знаки, торговые марки, эмблемы
7.5 Новые документы, описывающие производственные, процессы, структуры, методы и т. п.
  Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации 8.1 Научно-технический
8.2 Социальный
8.3 Экологический
8.4 Экономический (коммерческий)
8.5 Интегральный
  Подсистема инновационного менеджмента в которой внедряется инновация 9.1 Подсистема научного сопровождения
9.2 Целевая подсистема
9.3 Обеспечивающая подсистема
9.4 Управляемая подсистема
9.5 Управляющая подсистема

 

По степени новизны, радикальности инновации можно выделить такие основные типы инноваций, как базисные и улучшающие инновации. По характеру практической деятельности, в которой используется инновация, основными типами инноваций являются производственные и управленческие инновации. По основным технологическим параметрам инноваций выделяются такие их типы, как продуктовые и процессные инновации.

Базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) – это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

Улучшающая инновация (используется еще название приростная инновация) – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Производственные инновации – это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

Управленческие инновации – это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п. Управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

Продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке.

Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 7390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.342 сек.