Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструменты регулирования внешней торговли: нетарифные ограничения




Нетарифные ограничения импортных и экспортных операций (НТО) -это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки20i и имеющих целью защиту национальных рынков, усиление конкурентных позиций импортирующей страны, защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. Классификационные схемы, получившие международное признание, в настоящее время насчитывают около 800 конкретных видов НТО.

Номенклатуры товаров, экспортируемых российскими компаниями по степени применения нетарифного регулирования, можно разделить на следующие группы:

1. экспорт товаров по международным соглашениями на рынок других
стран в определенных объемах (применяется квотирование и
лицензирование);

2. количественно ограниченный экспорт товаров в целях обеспечения
национальной безопасности;

3. экспорт вооружения, военной техники, товаров двойного
назначения, технологий по созданию наиболее опасных видов оружия;

4. экспорт товаров, на которые установлена государственная
монополия, и экспорт которых осуществляется на основе лицензирования;

5. товары, по которым установлена регистрация экспортных
контрактов как элемент контроля за валютной выручкой;

6. товары и услуги, экспорт которых может быть запрещен исходя из
национальных интересов.

Основными видами нетарифных ограничений являются экономические и административные инструменты. Группа экономических инструментов включает в себя паратарифные меры, контроль над ценами, финансовые меры. Административное регулирование предполагает использование запретов (эмбарго), мер количественного контроля, технических мер, монополистических мер.

Паратарифные (сверхтарифные) меры - это платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу, которые увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара). Эта разновидность ограничений по своему многообразию и размерам устанавливаемых платежей уже давно заняла важное место в финансовой системе зарубежных государств. По мере снижения таможенных пошлин и связанного с этим падения фискальных таможенных доходов государство стремится все шире использовать паратарифные меры для пополнения своих финансовых поступлений. Эти налоги и сборы оплачивает обычно импортер (лицо, подписавшее таможенную декларацию), но учитываются обоими партнерами при заключении контракта купли-продажи. К паратарифным мерам относятся таможенные доплаты - дополнительные налоги, добавочные пошлины, которые вводятся в торгово-политических целях, для пополнения бюджета или защиты национального производства; дополнительные сборы - платежи, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы иностранной валюты, гербовый сбор, сбор за импортную лицензию, портовые сборы, статистический налог, налог на транспортные средства); внутренние (уравнительные) налоги и сборы, которые эквивалентны косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы; а также налог на продукты, административные сборы) нацелены на создание одинакового налогового режима для одних и тех же (аналогичных) товаров иностранного и отечественного производства; декретированная таможенная оценка - административное установление таможенной стоимости для исчисления таможенных пошлин и сборов.

Меры контроля над ценами вводятся с целью поддержания или стабилизации внутренних цен, а также для предотвращения ущерба, который может нанести нечестная торговая практика иностранных конкурентов. К ним относятся: административное фиксирование цен - установление страной-импортером верхних и нижних пределов цен, либо увязывание их с ценами мирового рынка (установление официальных цен, минимальных импортных цен или базовых цен импорта); «добровольное» ограничение экспортных цен - согласие экспортера поддерживать цену на свои товары не ниже определенного уровня; скользящие сборы - дополнительные платежи для выравнивания рыночных цен на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами.

В этих целях на определенный период времени устанавливается соответствующая цена (справочная, пороговая); антидемпинговые меры -взимание с экспортера компенсации за ущерб отечественным производителям, применяются по итогам расследования страны-импортера торговой практики экспортера, если установлен материальный ущерб от демпинга, и налагаются с момента начала поставок товаров по неоправданно низким ценам; компенсационные меры - финансовые доплаты, которые вводятся, если расследование показывает, что импортируемые товары субсидируются и это субсидирование наносит ущерб национальному производству (компенсационные импортных пошлины, обязательства фирм или властей страны-экспортера по прекращению практики субсидирования.

Финансовые меры - мероприятия, регулирующие доступ импортеров к иностранной валюте, курс валюты для них, а также условия платежа. Они могут увеличивать стоимость импорта. В эту категорию НТО обычно включают: требования предварительной оплаты стоимости импорта и/или уплаты импортных налогов, в том числе в форме открытия предварительных импортных депозитов, возмещаемых депозитов, уплаты наличными средствами, предварительной уплаты таможенных пошлин; множественные валютные курсы, когда государством устанавливаются разные курсы для различных категорий товаров, при чем официальный курс обычно сохраняется для наиболее необходимых товаров, а другие товары оплачиваются по коммерческим курсам или с покупкой иностранной валюты через аукционы; официальные ограничения на накопление иностранной валюты - получение различных разрешений, виз и т.д. для проведения валютных операций внутри страны вплоть до их запрета; отсрочки платежей, очереди на уплату, когда государство устанавливает минимально допустимые сроки от даты доставки товаров до завершения импортных расчетов (обычно 90, 180 или 360 дней для потребительских товаров и промышленного сырья, от 2 до 5 лет - для инвестиционных товаров).

Меры автоматического лицензирования - это автоматически выдаваемые разрешения на импорт. По своей сути эти меры не являются торговым ограничением. Помимо автоматической лицензии для подобных целей в отдельных случаях используется также открытая генеральная или либеральная лицензия. С этой же целью применяется мониторинг импорта -регулярное наблюдение за импортными операциями, которое может применяться, чтобы показать озабоченность ростом импорта или убедить партнеров ограничить рост экспорта, а также по соображениям защиты окружающей среды. За мониторингом может последовать введение импортных ограничений.

Меры количественного контроля заключаются, прежде всего, в квотировании и лицензировании импортных и экспортных операций. Количественные ограничения - квотирование (по физическому объему или по стоимости), а также лицензирование (требование получения специальных разрешений при поставках определенных товаров, а иногда и в определенные страны или из них) являются традиционными нетарифными методами регулирования импорта и экспорта. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все источники (или из всех), либо в конкретные страны (или из них). Эти меры часто связаны между собой, поскольку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания. С помощью мер количественного контроля на государственном уровне решается широкий круг задач общеэкономического, внешнеторгового и даже политического характера: защита потребителя и производителя аналогичных конкурирующих товаров внутри страны, поддержание стабильности на внутреннем рынке, экономия валютных ресурсов, получение уступок на условиях взаимности от других стран, ограничение поставок и закупок вооружения и военных материалов23.

Лицензирование - это введение специальных разрешений (лицензий) на импорт и экспорт, которые выдаются по усмотрению соответствующих властей или на основе каких-либо конкретных критериев. Лицензирование в международной торговле отличается большим разнообразием. В лицензии может также устанавливаться порядок ввоза или вывоза. Лицензирование толкуется в мировой практике как временная мера, которая осуществляется на основе строгого контроля в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта. Объективным обстоятельством, побуждающим к лицензированию внешнеторговых операций, является необходимость рационального использования иностранной валюты. Тем самым достигается выравнивание внешнеторгового и платежного балансов. В случае отсутствия таможенных пошлин или их неэффективного воздействия прибегают именно к лицензированию с целью защиты внутреннего рынка, для выторговывания встречных уступок и с целью осуществления дискриминационных действий. При этом особо подчеркнем, что, являясь временной мерой, лицензирование не требует пересмотра ранее заключенных межгосударственных торговых соглашений.

Составным элементом лицензирования является контингентирование, т.е. установление государством централизованного контроля над ввозом и вывозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Наблюдение за выдачей квот ведется также посредством предоставления лицензий. Контингенты оказывают значительное влияние на объем и структуру внешней торговли, а также на цены, обеспечивая их рост и защищая тем самым те национальные компании, которые производят или продают товар, являющийся объектом ограничения.

Квоты - это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу товара с помощью индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других процентных ограничений. Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприятном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприятный режим, доходящий до фактического запрета импортных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время - в период пика производства внутри страны (преимущественно для сельскохозяйственных продуктов). Ограничения импорта без учета временного периода представляют собой неконкретизированные квоты. Глобальные квоты, на долю которых приходится 2/3 всех случаев в мировой практике, устанавливают размер общего импорта какого-либо товара на определенный срок без распределения его между странами-поставщиками. Это дает национальному импортеру свободу выбора страны-поставщика. Процентные квоты исчисляются в процентах от величины закупок данного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производства. Возможно установление квот на товары, импорт которых контролируется по соображениям здравоохранения, безопасности, защиты окружающей среды.

Запрет на импорт определенного товара может вводиться полностью и без всяких исключений (например, с целью экономии иностранной валюты или защиты национального производства от конкуренции). Возможны временные и сезонные запреты. Фактическим запретом на импорт является отказ в выдаче лицензий (обычно по соображениям платежного баланса). Иногда применяется запрет на импорт из отдельных государств, в торговле с которыми данная страна имеет большой дефицит. Возможны запреты на импорт и экспорт из определенной страны (эмбарго). Они представляют собой вынужденную меру, признанную международной практикой, и имеют принципиальные особенности, выступая в открытой и завуалированной форме. Открытая форма запретов - это, прежде всего, полное запрещение торговли, основанное обычно на решениях Организации Объединенных Наций (ООН). К условным запретам прибегают в случае несоблюдения поставщиком импортной продукции установленных правил и норм. К завуалированным запретам можно отнести ограничения по заходу иностранных судов во внутренние воды или на продажу отдельных импортных товаров в розничной торговой сети страны.

Соглашения об ограничении экспорта представляют собой результат компромисса, когда экспортер соглашается ограничить свой экспорт «добровольно», чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера. Такие соглашения могут заключаться как между государствами, так и на отраслевом уровне. Действуют как двусторонние, так и многосторонние соглашения этого типа (например, Многостороннее соглашение по текстилю, заключенное впервые в 1973 г.). Примером двустороннего соглашения может служить объявленный Японией в 1989 г. «добровольный» отказ от увеличения экспорта автомобилей в США, срок которого истек только в 1994 г.24 К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, торговлю молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т.д.

Монополистические меры - регулирующие мероприятия, которые предоставляют исключительные права определенной группе хозяйствующих субъектов. Монополия обычно решает проблему приведения в равновесие платежного баланса за счет контролирования импорта по сравнению с экспортом. Основные виды таких мер - государственная монополия на импорт определенных товаров и принудительное обслуживание национальными предприятиями (в определенных случаях хозяйствующие субъекты имеют право пользоваться только услугами национальных страховых и транспортных компаний). Государственная монополия применялась в Германии перед Второй мировой войной. В СССР государственная монополия была важнейшим элементом системы государственного распределения ресурсов, прежде всего сырьевых. Аналогичным образом система государственной внешней торговли применялась в послевоенный период в странах Восточной Европы. Что касается индустриально развитых государств, то среди них следует отметить Великобританию, где после прихода к власти лейбористского правительства в 70-х гг. более 50% импорта страны контролировалось государством.

Технические меры основаны на контроле качества, безопасности или характеристик товара, включая применяемые административные условия, терминологию, символы, проверку и методы проверки, требования к упаковке, маркировке и этикеткам. Техническое регулирование предполагает применение норм, прямо или косвенно устанавливающих технические требования к товару. К ним относятся: санитарное регулирование, цель которого защитить жизнь и здоровье людей и животных; фитосанитарное регулирование, направленное на защиту растений; регулирующие меры по защите окружающей среды и дикой природы; меры по защите безопасности людей; меры по обеспечению национальной безопасности; меры по предотвращению обмана. Технические меры вводятся путем издания инструкций, детально регламентирующих действия таможни по осуществлению контроля (например, требование при ввозе товара предварительно проверить соответствующий сертификат, выданный уполномоченными органами страны происхождения товара, а в некоторых случаях - сертификат, выданный соответствующей службой страны-импортера). Таким образом, техническое регулирование имеет в настоящее время несколько разновидностей:

• запрет или ограничение импорта сырьевых товаров и материалов,
загрязняющих окружающую среду (химические товары, ядохимикаты,
каменный уголь и нефть с высоким содержанием серы);

• использование протекционистских мер в отношении готовых
изделий - промышленного оборудования, транспортных средств и других
видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и
воздуха. В связи с этим, например, в большинстве стран Западной Европы с
1992 г. были установлены жесткие нормы допустимого уровня шума для
самолетов и грузового транспорта, состава выхлопных газов для
автомобилей, обязательность оснащения нефтеналивных танкеров двойным
дном и приемно-разгрузочными устройствами, гарантирующими от
попадания нефти в воду и др.;

• требования к качеству товаров, которые защищают интересы
потребителей, оберегая их от ущерба, вызванного дефектом товара, и от
возможного вреда при употреблении. Это относится, прежде всего, к
импорту бытовой электротехники, медицинских препаратов и приборов,
пищевых продуктов, детских товаров и т.д.

В большинстве стран действуют специфические санитарно-ветеринарные нормы, прежде всего в отношении импорта сельскохозяйственных товаров, пищевых продуктов, предметов парфюмерии и т.д., устанавливающие ограничения на использование в производстве перечисленных товаров красителей, различных добавок или, например, употребления гормонов при выращивании скота. Различия в национальных и фирменных стандартах, а также системах измерения при производстве и оценке их параметров целенаправленно используются государствами для создания нетарифных барьеров против импортной продукции и обеспечения интересов национальных производителей. Данная мера затрагивает около трети товаров мировой торговли27. Предотгрузочная инспекция заключается в принудительном контроле качества, количества и цены товаров до их отгрузки из страны-экспортера, осуществляемом фирмой-инспектором по поручению страны-импортера. Ценовой контроль направлен на то, чтобы избежать занижения или завышения цены в целях соответственно уклонения от уплаты пошлин или перевода иностранной валюты за рубеж. Специальные таможенные формальности - требования предоставлять более подробную информацию, чем содержащиеся в таможенной декларации, требование использовать определенные пункты пропуска и т.д. Отметим, что мероприятия группы 4-7 включительно относятся к инструментам административного регулирования импорта и как было продемонстрировано являются чрезвычайно разнообразными.

Административные инструменты, появившиеся в начале XX в. в связи с увеличением участия во внешней торговле крупных компаний и монополий, в стабильных экономических условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности экономических рычагов. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами регулирования внешнеторговых отношений с другими государствами28.

Одну из категорий НТО составляют защитные мероприятия, дополнительно к пошлинам создающие препятствия для пропуска иностранных товаров через таможенную границу. К этой категории относятся: количественные ограничения импорта; таможенные и консульские формальности и документы; таможенные, фрахтовые и портовые сборы; некоторые другие ограничения. Действуя на границе, они носят сравнительно открытый характер. Их применение обычно регулируется торговыми договорами и различными международными соглашениями. Другую категорию НТО можно в самой общей форме охарактеризовать как средства скрытого протекционизма. Эта группа включает многочисленные мероприятия, ограничивающие поступления иностранных товаров на внутренний рынок страны. В первую очередь к ним следует отнести внутренние экономические мероприятия, воздействующие на цены товара: налоги, акцизные сборы, процентные ставки кредитов, субсидии и т.п., а также административные распоряжения, технические нормы и стандарты, определяющие порядок использования товаров. Такого рода ограничения обычно официально не направлены против импорта, поскольку устанавливают определенные административные и технические правила и нормы применения различных изделий, уравнивают иностранные товары с товарами местного производства и т.п. Однако по существу эти меры создают дискриминационный фискальный или административный режим для импортных товаров и усиливают позиции национальных фирм.

Характерная черта современной практики применения нетарифных ограничений западными странами - это широкое использование их против импорта товаров из развивающихся стран и стран с переходной экономикой,

в том числе в отношении России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.