Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития терии стратегического управления

Период Этап I Этап II Этап III Этап IV
80-е гг. XIX века - 30-е гг. XX 30-е гг. - 50-е гг. XX века середина 50-х – начало 90-х с 90-х – по настоящее время
Характеристики этапа четкая разграниченность отраслей; стабильные и предсказуемые перспективы роста отрасли стремление производителей оказывать влияние на потребителей; совершенствование организации сбыта; интенсификация рекламных усилий. усиление интенсивности конкуренции в целом и усложнение ее структуры; НТП формирование новой парадигмы стратегий для постиндустриальной экономики
Источники конкурентных преимуществ Внутренние (сильные и слабые стороны фирмы) Внешние (структура отрасли и иного окружения фирмы) Внутренние (ресурсы и способности фирмы) Синтез (взаимодополнение внутренних и внешних)
Основная технология планирования бюджетно-финансовая долгосрочное планирование стратегическое планирование стратегическое управление

 

Формальное планирование, осуществляемое на данном этапе ограничивалось составлением ежегодных финансовых смет — бюджетов по статьям расходов на разные цели.

Бюджеты составлялись, во-первых, по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций (НИОКР, маркетингу, капитальному строительству, производству). Во-вторых, по отдельным структурным единицам в рамках корпорации: отделениям, заводам и т. д. Его отличительными чертами являлись краткосрочный характер (год) и внутренняя направленность.

Однако при использовании лишь бюджетно-финансовых методов планирования текущая прибыль и структура затрат становятся главной и единственной заботой управляющих фирмы, включая и высшее руководство. Это обстоятельство создает потенциальную угрозу будущему выживанию компании.

2. Долгосрочное планирование. Период с 30-х по 50-е годы XX века назван периодом массового сбыта.

Преобладающей технологией планирования являлось долгосрочное.

Исходным пунктом долгосрочного планирования является составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. При этом в связи с медленным нарастанием характеристик изменчивости внешней среды долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главный показатель — прогноз сбыта — базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы. Далее, на основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определялись все функциональные планы по производству, маркетингу, МТС, обеспечению кадровыми ресурсами и т. д. Наконец, все планы агрегировались в единый финансовый план корпорации, который содержит те же показатели, что и традиционный годовой финансовый план-бюджет, только на более длительный период времени. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы. Другими словами, достаточно ли внутренних ресурсов фирмы или необходимо прибегать к заемным средствам?

Этот подход, более известный у нас как метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизованного управления советской экономикой. Главными ориентирами для предприятий являлись заданные сверху объемы производства, а не объемы продаж, как в рыночной экономике, достижение которых, как правило, лимитировалось ограниченными ресурсами. При таком подходе широко использовались расчеты окупаемости капитальных вложений, соизмерение (дисконтирование) затрат во времени.

3. Стратегическое планирование. С середины 50-х годов начинается «постиндустриальная» эпоха, охарактеризованная американским экономистом П. Друкером как «не имеющая закономерностей», которая продолжается по настоящее время.

По мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами, при этом наиболее типичным явлением была постановка оптимистических целей, с которыми не сходились реальные итоги. Таким образом, оказалось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции.

Собственно в различном понимании менеджерами роли внешних факторов и заключается основное отличие долгосрочного экстраполятивного планирования от стратегического. Стратегическое планирование осуществляется на основе предвидения изменений. Во главу угла стратегического планирования поставлен анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Таким образом, можно сказать, что цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.

4. Стратегический менеджмент. К 1990-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.

Таким образом, стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии — это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией. Перефразируя Питера Друкера можно сказать, что стратегическое планирование – это управление планами, а стратегический менеджмент – это управление результатами.

Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей (О.Виханский).

Стратегическое управление - совокупность стратегического планирования, планирование возможностей руководства и управления процессом стратегических изменений (И. Ансофф).

Реалии сегодняшнего доказывают, что классические концепции стратегического управления, созданные во второй половине XX в., перестают соответствовать новым условиям бизнес-среды. Сегодня целесообразно говорить о становлении новой концепции стратегического менеджмента, основной задачей которой является не столько долгосрочное выживание предприятия, сколько его своевременная трансформация.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эволюция концепции стратегического управления | Источники организационных изменений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.