Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и виды ресурсов и компетенций предприятия




Управление ресурсно-компетенционной базой в процессе реализации стратегических изменений

Сущность и виды ресурсов и компетенций предприятия

ТЕМА 4. РЕСУРСНО-КОМПЕТЕНЦИОННАЯ БАЗА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

С начала 1990-х годов в мировой теории и практике стратегического управления доминирует ресурсный подход. Исследование, проведенное недавно Ассоциацией менеджеров России и консалтинговой компанией Accenture, показало, что рост их бизнеса все меньше зависит от внешней среды и все больше - от эффективности использования внутренних ресурсов.

Пионерной для этой философии бизнеса была статья 1984 года профессора Высшей школы бизнеса Мичиганского университета Б. Вернерфельта "Ресурсная трактовка фирмы". Однако взрыв интереса научных и деловых кругов к ресурсному подходу произошел после публикации в 1990 году статьи К.К. Прахалада и Г. Хамела " Ключевая компетенция корпорации ", в которой в доступном стиле и убедительно, на примерах компаний-лидеров были объяснены достоинства концепции фирмы как портфеля компетенций, а не как портфеля бизнес-единиц.Ученые сделали вывод, что действительные источники конкурентного преимущества заключаются не столько в удачных инвестициях в привлекательные бизнесы, сколько в умениях менеджмента консолидировать рассредоточенные по компании технологии и производственные навыки в компетенции (например управление качеством, миниатюризация, системная интеграция), наделяющие отдельные бизнесы потенциалом быстрой адаптации к изменяющимся рыночным условиям.

Если раньше (в рамках, например, школ планирования И. Ансоффа и позиционирования М. Портера) суть стратегий виделась в оптимальной адаптации фирмы к ее специфической внешней среде и концепция стратегий была, таким образом, реактивной, то в ресурсном подходе она стала проактивной: теперь от фирмы требуется опережающее создание, удержание и развитие специфических для нее ресурсов и компетенций. Иными словами, ресурсный подход подчеркивает, что ключом к устойчиво высоким прибылям является не повторение модели поведения других фирм (которые надо, конечно, изучать), а всемерное развитие уникальности компании как основы предложения ею потребителям неповторимых товаров и услуг. Фактически содержанием успешных стратегий стало считаться не подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а создание собственных, трудно копируемых другими фирмами организационных компетенций как залога лидерства в бизнесе.

Эта концепция применима как на уровне стратегических единиц бизнеса, так и на уровне корпоративного управления. Таким образом, при реализации стратегии и внедрении изменений сегодня первоочередное значение приобретает обоснование ресурсно-компетенционной базы. Организационная структура выступает при этом в качестве основного механизма распределения ресурсов и управления предприятием для достижения поставленных целей.

Согласно ресурсной теории фирма представляет собой совокупность ресурсов. Ресурсы фирмы включают в себя все входящие потоки, которые обеспечивают работу фирмы и позволяют осуществлять стратегии.

Аксиомами рессурсной концепции являются два эмпирических обобщения:

1) имеются системные различия между фирмами в степени контроля ресурсов, необходимых для реализации стратегий,

2) эти различия относительно стабильны.

Каркас ресурсной концепции обретает завершенность, когда эти обобщения комбинируются с двумя допущениями, заимствованными у экономической теории. Речь идет о следующих предпосылках:

во-первых, различия между ресурсными багажами фирм порождают различия в их хозяйственных результатах,

во-вторых, фирмы стремятся повысить (если не максимизировать) эти результаты.

Главный тезис ресурсной концепции состоит в том, что устойчивый успех фирмы зависит от наличия у нее уникальных ресурсов и организационных способностей (компетенций), которые, являясь причиной недоступных соперникам экономических рент, определяют конкурентные преимущества данной фирмы.

Классификацировать ресурсы можно по качественному признаку (табл. 4.1). Выделяют при этом финансовые, физические, человеческие и организационные ресурсы. К финансовым ресурсам относят собственный и заемный капитал, нераспределенную прибыль; физические ресурсы включают в себя основные фонды: движимое и недвижимое имущество, здания и сооружения, машины и оборудование; человеческие ресурсы складываются из знаний, опыта, квалификации, способности вырабатывать суждения и принимать риски; организационные ресурсы — это не только история, репутация, установленные взаимоотношения, доверие, но и внутренняя организационная культура.

Таблица 4.1

Классификация ресурсов предприятия

Классификационный признак Виды ресурсов
1. Качественная характеристика · финансовые · физические · человеческие · организационные
2. Осязаемость · материальные · нематериальные
3. Степень развития · приобретенные на рынке (активы и определенные навыки) · развитые внутри предприятия (компетенции)

 

По степени осязаемости ресурсы предприятия могут быть материальными (осязаемые) и нематериальными (неосязаемые).

По степени развития ресурсы подразделяются на те, что могут быть развиты внутри предприятия (способности, компетенции) и те, что приобретены на рынке (основные ресурсы: активы и определенные навыки).

Основные ресурсы - это ресурсы, которые могут быть приобретены на рынке. Например, ресурсы, связанные с обеспечением логистики, включают материальные ресурсы (грузовики, материалы, инвентарь) и навыки (навыки погрузочных, разгрузочных работ, навыки упаковки, навыки операций на компьютере). В процессе преобразования и применения эти ресурсы становятся частью активов и способностей фирмы, внося непосредственный вклад в производство продукции.

Активы являются совокупностями доступных факторов, которыми фирма владеет или управляет. Активы могут быть созданы только в результате процесса накопления путем инвестирования в течение определенного времени. Активы могут быть осязаемые или неосязаемые, но в любом случае это "видимые" ресурсы.

Примерами активов может быть оборудование, патенты, торговые марки, сформулированное и кодифицируемое знание, складские и информационные системы, телекоммуникационные системы.

Термин «компетенции» получил широкое распространение в связи с применением процессного подхода в управлении и используется для обозначениея бизнес-процессов.

Процессный подход к управлению предприятием строится на понятии бизнес-процесса предприятия. Выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов позволяет создать эффективную инфраструктуру предприятия, которая будет направлена на повышение качества продукции и услуг, ориентацию на клиента и удовлетворение его потребностей.

Традиционно сложившийся у нас функциональный подход к управлению предприятием, где основное внимание уделяется функциям и взаимодействию подразделений, не ориентирован на целевые задачи предприятия. Подразделения при таком подходе не чувствуют своей роли в деятельности всего предприятия, у них нет стимулов оптимизировать свою деятельность, они ориентированы на отстаивание своих внутренних интересов, сильно затруднено их взаимодействие между собой и аппаратом управления. Все это ведет к тому, что предприятие медленно реагирует на изменения потребностей рынка, теряет клиентов и терпит убытки.

Системы управления, основанные на бизнес-процессах, формируют функционально-организационную структуру для максимально эффективного выполнения бизнес процессов, которые в свою очередь ориентированы на достижение стратегических целей предприятия. Преимущества такого подхода в объединении усилий всех подразделений предприятия в единый поток, направленный на получение наилучших результатов.

Процессный подход позволяет оптимально построить систему управления предприятием, сократить накладные расходы на взаимодействие подразделений, повышает скорость принятия управленческих решений, позволяет предприятию гибко реагировать на изменения рынка. Каждое подразделение, каждый сотрудник ощущают свою роль в создании конечного продукта, что позволяет контролировать и повышать качество работы.

Наглядно бизнес-процесс можно представить как некую процедуру, организация и управление которой с привлечением необходимых ресурсов позволяет получить из исходного объекта определенный результат.

Бизнес-процесс, в структурном представлении, может иметь неограниченное количество вложений. Несложно заметить, что на самом высоком уровне абстракции эта модель отображает системную функцию бизнес-системы в целом. Повышение детализации логически приводит к элементарным неделимым работам. Бизнес-процесс любого уровня может быть назван «способностью». Понятия «способности» как «компетенции», сложившееся в школах стратегического планирования, не противоречит пониманию ее как бизнес-процесса. В то же время предлагаемое отождествление позволяет привлечь для целей настоящего анализа широчайший набор существующих средств моделирования организации и бизнес-процессов.

В результате последовательно-параллельного выполнения бизнес-процессов (способностей), составляющих определенным образом построенную бизнес-систему, возможности, существующие в бизнес-пространстве, используются для удовлетворения существующих потребностей. Именно знания того, как развертывать, организовывать и управлять такой системой и ее элементами, составляют «компетенции».

Компетенция – (от лат. Competo - добиваюсь, соответствую) это особого свойства информационный ресурс, содержащий опыт, знания и навыки о способе организации и управления ресурсами и бизнес-процессами (способностями организации) для достижения поставленных целей, носителем которого индивидуально или коллективно являются работники. Компетенцией предприятия считается набор знаний и умений, позволяющий ей осуществлять какой-либо бизнес –процесс (операционный процесс) на уровне, принятом в данном сегменте рынка как стандарт). Различия между активами и компетенциями заключаются в том, что активы связаны с наличием (т.е. каждый элемент актива находит свое отображение в балансе предприятия), а способности связаны с выполнением, т.е. представляются невидимыми. Кроме того, компетенции - ресурсы на основе знания, комбинирующие знания и действия. Они делают фирму специфическим социальным комплексом и существуют в коллективной памяти персонала организации.

Компетенциям тоже присуща иерархия в соответствии с иерархией способностей и приоритетностью ресурсов, находящихся под их «управлением» (рис.4.1).

 

ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
КОМПЕТЕН-ЦИИ
  ПОТ-РЕБ-НОС-ТИ

Рис. 4.1. Взаимосвязь внутренних условий предприятия

 

 

Ключевой (исключительной) является такая компетенция, наличие которой позволяет предприятию, ею владеющему, установить новый стандарт деятельности в отрасли и тем самым получить новое конкурентное преимущество. Превращению компетенций (имеющихся у предприятия навыков, умений и знаний) в ключевые компетенции способствует:

- значимость для потребителя;

- интеграция навыков, знаний, умений в операционные процессы всех подразделений предприятия;

- потенциал использования компетенций во всех сегментах рынка.

Ключевой называется компетенция высшего порядка, участвующая в создании наибольшей потребительной стоимости, являющаяся коллективным знанием, позволяющим организовывать и управлять использованием других компетенций и способностей, тем самым создающим дополнительную потребительную стоимость.

Компетенции также отличаются от других ресурсов тем, что они развиваются во время использования. Чем больше компетенции используются, тем более сложными и трудными для подражания они становятся. Данное правило отражает динамический и развивающийся характер данной категории. Устойчивые конкурентные преимущества могут быть результатом взаимодействия сложной структуры ресурсов.

Ключевые компетенции имеют следующие особенности:

· Ключевые компетенции редко опираются на опыт или деятельности отдельных подразделений. Чаще всего они возникают в результате объединения опыта и ноу-хау разных рабочих групп и подразделений в различных звеньях цепочки ценности.

· Поскольку они возникают в результате объединения усилий разных рабочих групп и подразделений, руководители подразделений не могут отвечать за их создание. Формирование и совершенствование компетенций – задача высшего руководства.

· Для превращения ключевых компетенций в конкурентные возможности, обеспечивающие долгосрочное конкурентное преимущество, предприятие должно вложить в их создание и укрепление больше усилий и труда, чем конкуренты.

· Компетенции должны быть достаточно широкими и гибкими, чтобы соответствовать любым требованиям будущего. Это связано с тем, что потребности клиентов и рыночные условия часто меняются непредсказуемо и трудно заранее предсказать, какие ноу-хау и интеллектуальный капитал понадобятся в будущем для победы над конкурентами.

В процессе взаимодействия ресурсы приобретаются, развиваются и используются. Эта сложная структура может быть результатом взаимодействия сети ресурсов, посредством чего специфические ресурсы приобретают преимущество от их использования в системе.

Компетенции, в свою очередь, как некое внутреннее знание, недоступны непосредственному восприятию потребителя, как, впрочем, по результатам исследований, и самих менеджеров. Они находят косвенное выражение в потребительной стоимости конечного продукта через эффективность использования способностей и ресурсов в производственной и организационной системе с определенной конфигурацией.

Общая схема мобилизации ресурсов предприятия для создания конкурентных преимуществ представлена на рис. 4.2

 

 

 

 


Рис. 4.2 Мобилизация ресурсов для создания конкурентных преимуществ

 

Следует также отметить, что к основным критериям, создающим устойчивое конкурентное преимущество относятся:

v трудновоспроизводимость

v долгий срок использования

v устойчивость к нейтрализации и уникальность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.