Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представительства иностранных субъектов хоз.деятельности. Деятельность субъектов хоз-ния Украины за границей. Объединения предприятий как субъектов хоз-ния

Понятие личного закона (статута) организации и определение национальности юр.лица.

В МЧП общепризнанным является положение о том, что каждое юр.лицо принадлежит к определенному государству, национальным законодательством которого определяется ее личный закон (статут), имеющий экстерриториальный характер, т.е. обязательный для определения за границей. Это положение базируется на международном обычаи.

Под личным статутом понимают объем правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического ли­ца, взаимоотношении между учредителями, порядка получения и распре­деления прибыли, расчетов с бюджетом и другие. Он же отвечает на вопрос, является ли то или иное образование юридическим лицом.

«Национальность» юридического лица – это принадлежность юридического лица к определенному государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления на­логов; создания правового регулирования в от­ношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статуса. Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом лице иностран­ного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным элементом не изменяют его национальности.

Понятия «личного статута» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статута зависит от того, какую на­циональность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе су­ществуют свои критерии определения национальности и содержатся раз­ные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статус) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии опре­деления национальности (или часто именуемые в юридической литературе - доктрины определения национальности):

· Критерий (теория) инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно основано, зарегистрировано. Напр., кампания, созданная по британскому закону будет признаваться британской компанией в тех странах, коллизионное право которых в этой области строится на принципах инкорпорации. Кроме стран с англосаксонской системой права, такую теорию признают Россия, Белоруссия, Казахстан, Китай, Чехия, Словакия, Нидерланды и некоторые другие страны континентальной системы права.

Согласно ст. 25 ЗУ «О МЧП» личным законом юр.лица считается право государства местонахождения юр.лица. При этом местонахождением является государство, в котором юр.лицо зарегистрировано или иным образом создано согласно праву того государства.

 

У этой теории имеются варианты.

Так, скандинавские страны придерживаются того, что ком­пания подчиняется закону той страны, в которой сделана пер­вая запись о ее регистрации (была занесена в реестр). В большинстве случаев это будет совпадать с государством, согласно закону, которого компания была создана, поскольку обязатель­ность первой записи в реестр связывается с получением статуса правосубъектного образования.

Имеются примеры законодательных актов, которые уста­навливают целые «цепочки» норм, в силу которых на после­довательной основе возможно определение личного закона юридического лица. В частности, в венгерском Законе о между­народном частном праве 1979 г. устанавливается иерархия кол­лизионных правил для целей отыскания правопорядка, являющегося личным статутом иностранного юридического лица;

«Личным законом юридического лица является закон госу­дарства, на территории которого юридическое лицо было заре­гистрировано. Если юридическое лицо было зарегистрировано согласно законодательству нескольких государств, или если со­гласно закону, действующему по местонахождению его админи­стративного центра, указанному в уставе, регистрации не требу­ется, то его личным законом является закон, применяемый по местонахождению, указанному в уставе. Если юридическое лицо согласно уставу не имеет местонахождения или имеет не­сколько местонахождений, и оно не было зарегистрировано по закону ни одного из государств, то его личным законом являет­ся закон государства, на территории которого находится место осуществления центральной администрации».

 

· Критерий (теория) оседлости: юридическое лицо имеет национальность государства, где находятся правление или главные органы управления юридическою лица. Иногда данную теорию называют теорией «эффективного местопребывания». Считается, что в этому случае не имеет значения, где находится деловая активность такого юр.лица. Такая теория распространена во Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Германии, Польше и некоторых других странах Евросоюза. Как правило, юр.адрес субъектов хозяйствования содержится в их уставных документах, поэтому считается, что руководствуясь этим, легко установить принадлежность данного юр.лица в соответствующему правопорядку. Однако то же самое можно сказать и о критерии инкорпорации, так как внесение в реестр компаний, корпораций или юридических лиц в иной правовой форме сопровождается выдачей свидетельства (сертификата) о регистрации с указани­ем в нем того, что рассматриваемое образование создано в соответствии с законами данного государства.

В соответствии с п. 3 ст. 25 ЗУ «О МЧП» при отсутствии условий, которые обозначены в п.1,2, или если их невозможно установить, применяется право государства, в котором находится исполнительный орган управления юр.лица. Далее, однако, не указывается, что подразумевается под органами правления и управления, т.к. по сути функционирования они могут иметь разное содержание.

· Теория деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извле­кает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления). Еще можно встретить названия данной теории как теория центра эксплуатации. Этот критерий используется преимущественно в законодательстве и суд.практике развивающихся стран, с целью оглашения «своими» всех образований, которые ведут деловые операции на территории данного государства. Развивающиеся страны заинтересованы в привлечении иностранного капитала для развития национального хозяйства, и «привязать» их к отечественному правопорядку государство может с помощью данной теории. (Закон Индии: компания, основанная в соответствии с законами иностранного государства, может зарегистрироваться в Республике Индия как «иностранная компания, место осуществления бизнеса которой Индия).

· Теория контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.

Начало использования этой теории связы­вается в истории и науке международного частного права с пе­риодами I и II мировых войн. Дело в том, что во время воору­женных конфликтов проблема иностранных юридических лиц принимает новые очертания, а именно приобретает характер так называемых «враждебных иностранцев». Воюющие госу­дарства закономерно заинтересованы в том, чтобы любые кон­такты с последними, прежде всего экономические, были сведе­ны к нулю. Еще в циркуляре французского министерства юстиции от 24 февраля 1916 г. указывалось в связи с данным вопросом, что когда речь идет о вражеском характере юридического лица, нельзя доволь­ствоваться исследованием «правовых форм, принимаемых ком­паниями: ни местонахождение административного центра, ни другие признаки, определяющие в гражданском праве нацио­нальность юридического лица, недостаточны, так как речь идет о том, чтобы... выявить действительный характер деятельности общества». Вражеским, говорилось в документе, надо признать юридическое лицо, если его управление или его капитал в целом или большей части находится в руках неприятельских граждан, ибо в этом случае за фикцией гражданского права скрываются действующие физические лица.

В законодательстве Украины используются разные критерии для деления юридических лиц на «своих» и иностранных. Напр., ст. 1 ЗУ «О внешнеэкономической деятельности» (16.04.1991 г. ВВР, 1991, №29, Ст. 377) определяет иностранных субъектов хоз.деятельности как субъектов, которые имеют постоянное местонахождение или постоянное место проживания за пределами Украины. При этом постоянное местонахождение – это местонахождение официально арегистрированного главного органа управления субъекта хоз.деятельности, а местопроживания – это проживание физ.лица не менее одного года на территории какого-нибудь государства.

ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий» (от 28.12.94, ВВР, 1997, №27, Ст. 181) определяет нерезидента как юр.лицо и субъекта хоз.деятельности, которые не имеют статуса юр.лица (филиалы, представительства и т.п.) имеют местонахождение за пределами Украины, созданы и действуют в соответствии с законодательством другого государства.

Как видно, здесь применяются два критерия – место нахождения и место основания. Для украинских субъектов хоз-ния определены такие же критерии (ЗУ «О государственной регистрации юр.лиц и физ.лиц-предпринимателей» от 15.05.2003 (ВВР, 2003, №31-32, Ст. 263).

В международных договорах Украины используются и иные критерии. На практике возможно сочетание различных критериев для определе­ния вопросов, связанных с деятельностью юридического лица. Как пра­вило, подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежания двойного налогообложения).

Таким образом, организация или иная совокупность физических лиц, которая получила статус юр.лица в одном государстве, признается субъектом права и в другом государстве. Организация подтверждает свой статус выпиской из торгового, банковского или судового реестра того государства, которое предоставило ей такой статус, а также учредительными документами, удостоверенными в установленном порядке.

Торговельні реєстри, скажімо, в Німеччині та Австрії ведуть суди, у Швейцарії –суди та адміністративні орга­ни. Витяги з них повинні містити необхідні відомості щодо назви фірми, виду товариства чи компанії, змісту діяль­ності, інформацію про основний капітал, прізвища осіб, які відповідають за цю діяльність, та осіб, які мають право підпису договорів, інших документів. Витяг з реєстру, що подається в організації України, має бути засвідченим відповідно до законодавства країни його видачі, викладений українською мовою та легалізований у консульській установі України. Він може бути засвідченим у посольстві відповід­ної держави в Україні та легалізований в Міністерстві за­кордонних справ України.

 

Юр.лицо не может иметь за границей больше прав, что оно имело бы по личному закону. Иностранные субъекты хо-ния могут осуществлять деятельность через посредников и сами занимаются посреднической деятельностью. Обзор теорий и подходов, закрепленных в праве различных государств в области решения вопроса о личном статуте юриди­ческого лица, при том, что имеются самостоятельные критерии, определяющие соответствующий выбор, позволяет, однако, констатировать, что в современном мире ни один из них не при­меняется изолированно от других.

Законодательством Украины предусмотрен и еще один вид хоз.деятельности с участием иностранного элемента. ЗУ «О концессии» от 16.07.1999 (ВВР, 1999, №41, Ст.372) предусматривает возможность иностранных субъектов хоз-ния – инвесторов принимать участие в осуществлении деятельности по созданию (строительству) и/или управлении (эксплуатации) определенных объектов государственного и коммунального имущества на условиях договора концессии с органом исполнительной власти или соответствующего органа местного самоуправления.

В целом зако­нодательная практика различных государств использует как те, так и другие критерии в зависимости от интересов экономической политики. Так, для определения подсудности в США применяется принцип инкорпорации, а для целей налогообложения – принцип места деятельности.

 

ЗУ «О внешнеэкономической деятельности» (ст. 5), иные нормативно-правовые акты Украины и международные соглашения предусматривают возможность открытия представительств иностранных субъектов хоз.деятельности, через которые полностью или частично осуществляется их хоз.деятельность. эти представительства подлежат государственной регистрации согласно Инструкции о порядке регистрации представительств иностр. субъектов хоз.деят-сти в Украине, утв. Приказом Мин-ва экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 18.01.1996 г. (Урядов.курьер, 1996, 29 февр.)

Представительство иностр.субъекта хоз-ния (ИСХ) не имеет статуса юр.лица и не осуществляет самостоятельно хоз.деят-ть. Оно действует от имени и по поручению субъекта хоз-ния, представителем которого оно является.

Деятельность представительств ИСХ облагается налогами в соответствии с ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий». Постоянные представительства нерезидентов (нерезиденты – юр.лица и субъекты хоз.деятельности, которые не имеют статуса юр.лица (филиалы, представительства) с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством другого государства), которые получают доходы из источников, по происхождению из Украины или выполняют агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов, являются плательщиками налогов в Украине.

Деятельность и регистрация представительств некоммерческих организаций-юр.лиц в Украине проводится в соответствии с Положением о порядке регистрации филиалов, отделений, представительств и др. структурных подразделений общественных (неправительственных) организаций в Украине, утв. Постановлением КМУ от 26.02.1993 и Минюстом.

В соответствии с законодательством, внешнеэкономическая деятельность субъектов хоз-ния Украины может осуществляться на договорной основе с иностранными партнерами как на территории Украины, так и за ее пределами. Законодательство иностранных государств регламентирует вопросы допуска украинских субъектов хоз-ния на собственную территорию, определяет сферы и условия их деятельности. Пределы осуществления деятельности субъектов хоз-ния за границей зависит от распространения на них определенного вида правового режима (национального, недискриминационного, наибольшего благоприятствования, специального). Чаще иностр.гос-во предусматривает для организаций-юр.лиц национальный режим.

Международные соглашения могут регламентировать вопросы правового режима, который предоставляется субъектам хоз-ния Украины за границей, сферы их деятельности, налогообложение, транзит и т.п.

Предприятия, в соответствии с законодательством Украины, вправе объединять свою хоз-ную деятельность, создавая для этого объединения в составе двух или более предприятий в целью координации их производственной, научной и иной деятельности для решения совместных экономических и социальных задач. В их состав могут входить предприятия, созданные по законодательству других государств, а предприятия Украины могут входить в объединения, созданные на территории других государств. При этом объединения наделяются статусом юр.лица и предприятия, входящие в их состав также сохраняют свой статус.

В зависимости от порядка основания объединения создаются либо на добровольных основах по инициативе самих предприятий, независимо от их вида, либо как государственные или коммунальные хозяйственные объединения. Основа первых – учредительный договор и (или) устав, утверждаемый их основателями, а основа вторых – решение о создании и устав, утверждаемый органом, который принял решение об их основании. Чаще всего таким органом является КМУ, мин-во или иной орган, к сфере управления которого относится предприятие, или компетентный орган МСУ.

Предприятия могут объединяться в отраслевые, межотраслевые, региональные и межрегиональные хоз-ные ассоциации, концерны, корпорации, консорциумы и иные объединения.

Ассоциация (от лат. – объединение, связь) – это договорное объединение предприятий, которое создается с целью постоянной координации хоз-ной деят-ти, углубления специализации и развития кооперации производства, организации совместных производств на основах объединения своих финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения собственных потребностей или производства продукции, работ, услуг для реализации третьим лицам. По решению участников хоз-ная ассоциация может представлять их интересы в отношениях с третьими лицами.

Корпорация (от лат. – содружество, объединение) – это также договорное объединение предприятий, созданное на основе соединения производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации.

Концерн (от англ. – причастность, отношения) – это такое объединение предприятий, которое осуществляет совместную деятельность на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников с централизацией функций научно-технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности. Предприятия-участники концерна наделяют его частью своих полномочий и функций, в том числе как представителя их интересов в отношениях с третьими лицами.

Консорциум (от лат. – соучастие, сообщество) – отличается от первых трех видов объединения временным характером объединения средств предприятий для достижения совместной цели (решении конкретных задач, реализации целевых программ и проектов). После выполнения поставленной цели консорциум прекращает свою деятельность.

Объединения имеют высшие органы управления (чаще всего, общие сборы участников), исполнительные органы, осуществление управления текущей деятельностью может быть поручено администрации одного из предприятий (главного предприятия). Объединения могут создавать по решению его высшего органа унитарные предприятия, филиалы, представительства.

Некоторые особенности имеет промышленно-финансовые или транснациональные промышленно-финансовые группы. В них могут входить промышленные, сельскохозяйственные, иные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, иные организации, в том числе и иностранные, имеющие целью получение прибыли. Создаются по решению правительства Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства.

В соответствии с ЗУ «О промышленно-финансовых группах в Украине» от 21.11.1995 г. (ВВР,1996, № 23, Ст. 88) ПФГ состоит из главного предприятия этой группы, которое официально представляет интересы группы в Украине и за ее пределами, изготовляет и реализует конечную продукцию (это продукция вместе с научно-технической документацией и иными объектами права интеллектуальной собственности, с целью производства которой и создается группа), оплачивает налоги. Иные предприятия этой группы изготавливают промежуточную продукцию.

Входя в состав ПФГ участники сохраняют статус юр.лица, а сама ПФГ в целом этим статусом не наделяется. Право действовать от имени группы имеет только главное предприятие.

Главным предприятием ПФГ не может быть торговое, транспортное, предприятие в сфере общественного питания, бытового обслуживания, материально-технической поставки, банк, финансово-кредитное учреждение.

Хозяйственным кодексом и иными законодательными актами предусмотрено создание и деятельность ассоциированных предприятий и холдинговых компаний. (рассмотрение самостоятельное).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовое положение граждан Украины за рубежом | Учебные вопросы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.