Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы организации. Функционирование организации подчиняется определенным законам




Функционирование организации подчиняется определенным законам. Наиболее важными из них являются следующие законы: синергии, дополнения, сохранения пропорциональности, композиции, самосохранения и онтогенеза.

Закон синергии является главным законом организации. Этот закон гласит, что потенциал и возможности организации как единого целого превышают арифметическую сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, т.е. существует реальный выигрыш от объединения в организацию ее членов, который перекрывает потери, связанные с ограничением их самостоятельности.

Закон дополнения предусматривает наличие противоположно направленных внутриорганизационных процессов и функций. Например, разделение дополняется объединением, специализация - универсализацией, дифференциация - интеграцией и наоборот. Это обеспечивает взаимную выгоду и увеличивает общий организационный потенциал.

Закон сохранения пропорциональности между организацией и ее элементами позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности.

Закон композиции состоит в том, что функционирование всех без исключения элементов организации подчиняется общей цели, а индивидуальные конкретизируют отдельные подцели.

Закон самосохранения предполагает стремление организации сохранить себя как единое целое, что требует соблюдения ряда условий (недопущения серьезных потрясений и перестроек; изменения границ и рангов ключевых фигур; экономию ресурсов и расширение сферы деятельности и др.), т.е. самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных начал: стабильности и развития.

Закон онтогенеза устанавливает три основные фазы, последовательно сменяющие друг друга и составляющие жизнь любой организации: становления, развития и угасания. Задача руководителя состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

Об этих законах необходимо всегда помнить при создании новой организации или ее реструктуризации, так как они являются основной базой для ее успешного функционирования, т.е. любые преобразования в организации должны проверяться на соответствие вышеперечисленным законам.

 

Совокупность форм, с помощью которых на практике реализуется процесс управления, является основной характеристикой системы управления.

К таким формам можно отнести субъекты управленческой деятельности, связи между ними, цели, функции, методы, технические приемы управления и пр.

Система управления имеет свою структуру, которая представляет собой упорядоченный набор образующих ее элементов, тем или иным способом связанных друг с другом. Наилучшая структура это та, которая в большей мере отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Альфред Чандлер, наблюдая за изменениями организационных структур нескольких американских фирм, сформулировал следующий, ставший знаменитым принцип: «Стратегия определяет структуру». И поскольку стратегии со временем меняются, то должна видоизменяться и структура организации.

Любая структура построена на разделении труда в соответствии с важнейшими направлениями деятельности по реализации стратегии. Чем глубже разделение труда и большее разнообразие видов деятельности, тем сложнее общая и соответственно управленческая структура. В теории и практике управления существует так называемый диапазон контроля, т.е. предельное число объектов, которым можно эффективно управлять. Средняя величина контроля составляет 7-10, на высших уровнях - 4-5, на низших - 20-30. Минимальный диапазон складывается из того, что руководитель имеет возможность поддержания необходимых контактов, без излишнего вмешательства в дела сотрудников и ограничения свободы их поведения, максимальный - ограничивается возможностью оказаться перегруженным и потерять из виду стратегические задачи.

Сложность управленческой структуры и число уровней управления зависят от количества подразделений. Так, для координации двух объектов нужен вышестоящий управляющий орган, и структура управления формируется как двухуровневая. Если координируемых объектов более десяти, что превышает средний диапазон контроля, их необходимо сформировать в две группы, в каждой из которых будет самостоятельный орган управления и помимо этого еще один для общего руководства, имеющий более высокий ранг. Таким образом, структура управления становится трехуровневой.

Сегодня в крупных западных фирмах число уровней управления доходит до 15, что граничит с управленческим кризисом. Единственным выходом из этого положения является создание плоских структур, образование которых не возможно без разрушения самой системы управления, расширения прав и ответственности ее элементов, развития между ними не столько административных, сколько экономических отношений.

Органы управления относятся к конкретным подразделениям или группам, т.е. горизонтальным структурам, и в этом смысле они должны совпадать с общей структурой организации. Однако управленческие структуры, в отличие от общей структуры организации, имеют вертикальную надстройку и образуют своеобразную пирамиду. Каждый "этаж" этой пирамиды реализует присущие ему функции управления, и если они совпадают, то образуется своего рода сквозная функциональная линия подчинения субъектов управленческой деятельности.

На конкретную структуру управления оказывают влияние многие факторы:

· масштаб организации;

· структура самой организации;

· технология (степень автоматизации);

· экономика (способность к затратам на управление);

· человеческий фактор (уровень образования, социальная структура персонала и взаимоотношение между людьми и др.);

· естественный фактор (географический, природно-климатический);

· характер деятельности предприятия или подразделения.

Эффективным структурам свойственны взаимосвязанность и взаимовлияние, динамичность и гибкость, стабильность и способность сохранять равновесие при возмущающих действиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.