Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расходы бюджета на образование

Вопрос

2. Бюджетное планирование и прогнозирование: сущность, методы.

Бюджетное планирование и прогнозирование основано на определенной совокупности принципов и методов. Принципы планировании и прогнозирования – основные правила формирования и организации плановых документов, а методы бюджетного планирования – совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов.

Принципы бюджетного планирования и прогнозирования:

1) Научности – документы разрабатываются на основе глубокого анализа тенденций экономического и социального развития;

2) Социальной направленности и приоритета общественных потребностей – при планировании следует исходить из интересов человека и общества;

3) Повышения эффективности общественного производства – цели и задачи должны осуществляться с наименьшими затратами;

4) Пропорциональности и сбалансированности – рациональное соотношение между потребностями и ресурсами, а также равномерное развитие всех бюджетных направлений;

5) Приоритетности – необходимость выбора приоритетных направлений в развитии бюджетной системы;

6) Согласования краткосрочных и перспективных целей и задач - реализуется через систему долго-, средне- и краткосрочных бюджетных документов;

7) Единства – вытекает из принципа самой бюджетной системы;

8) Режим экономии – выполнение бюджетных планов при минимальных затратах;

9) Системности – исследование закономерностей и выделение основной цели системы, согласно которой происходит принятие обоснованных решений;

10) Адекватности – предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов;

11) Альтернативности – связан с возможностью развития бюджетной системы по разным направлениям, при разных взаимосвязях;

12) Целенаправленности – планирование и прогнозирование является не самоцелью, их цель создание плана, с помощью которого предстоит достичь определенного результата путем активных действий государства.

Выделяют несколько методов бюджетного планирования:

1. экономический анализ – метод, позволяющий дать оценку достигнутых результатов и выявить резервы роста, при этом в бюджетном планировании выделяют несколько видов экономического анализа:

a) горизонтальный анализ – план/факт;

b) вертикальный анализ – определяется структура;

c) трендовый – построение тренда, в соответствии с функцией;

d) факторный – выявление отдельных факторов на показатели.

2. балансовый метод – предназначен для увязки потребностей и бюджетных ресурсов. Его суть заключается в том, чтобы добиться равенства между доходами и расходами бюджета, бюджетных учреждений, при этом особая роль отводится оптимизации плановых решений, т.е., при разработке нескольких вариантов выбирается один – наиболее оптимальный.

3. нормативный метод – метод, при котором расходы определяются исходя из двух показателей:

§ сети и обслуживаемых ею контингентов;

§ норм бюджетных расходов на расчетную единицу или по элементам затрат (например, на класс в школе, на койко-день в больнице, на дето-день в детских дошкольных учреждениях).

Таким образом, норма бюджетных расходов представляет собой объем затрат – материальных или стоимостных, установленных в расчете на основной показатель деятельности учреждения.

В планах социально-экономического развития показатели сети и контингента утверждаются на конец планируемого года. По образовательным учреждениям устанавливаются показатели приема и выпуска.

При планировании бюджетных расходов определяется исходная база, т.е. переходящие сеть и контингент на планируемый период.

Расчетной единицей для разработки норм служит основной производственный показатель, принятый в плане социально-экономического развития для ответствующих учреждений и мероприятий.

Для наибольшей конкретизации нормы устанавливаются по типовым элементам расходов для различных учреждений и только для учреждений с небольшим объемом деятельности за единицу измерения может быть принято само учреждение.

Различают следующие виды норм:

1) материальная (натуральная) – норма, которая отражает затраты материальных ресурсов на единицу измерения расходов; например, норма на питание и медикаменты первоначально рассчитывается на сутки, а затем исчисляется годовая норма. В некоторых случаях расчет усложняется сезонностью расходов, поэтому предварительно определяется длительность сезона в месяцах и днях.

2) денежная норма (норматив) – материальная норма, переведенная в стоимостное и денежное выражение, при этом денежная норма делится:

a) финансовая норма – за счет всех источников;

b) бюджетная норма – норма, финансируемая исключительно из бюджета;

3) индивидуальная (простая) – норма, на основе которых составляются сметы учреждений, они также используются для сводного планирования, напрмер, по отраслям.

4) комбинированная (укрупненная) – норма, которая применяется для сводных плановых расчетов, при этом комбинированная норма объединяет группу индивидуальных норм, пересчитанных на расчетную единицу, характеризующую деятельность учреждения.

5) типовые нормы – они составляются не на расчетную единицу, а в целом на учреждение в расчете на год;

6) обязательная норма – норма. Которая устанавливается Правительством РФ и не может быть изменена, например, минимальный размер оплаты труда;

7) расчетная – средние затраты, приходящиеся на расчетную единицу с учетом конкретных условий содержания учреждения.

4. программно-целевой метод – способ формирования системы плановых решений крупных общенациональных проблем.

Сущность этого метода заключается в отборе основных целей социально-экономического развития и разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченных сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства.

Результатом программно-целевого метода является целевая комплексная программа – документ, в котором отражаются цель и комплекс мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем различных проблем, увязанных с ресурсами, исполнителями и сроками осуществления.

Все целевые программы могут быть:

§ общегосударственные;

§ межотраслевые;

§ общеотраслевые;

§ подотраслевые;

§ в рамках учреждений и предприятий;

Разработка целевой программы осуществляется в следующей последовательности:

1) составляется перечень важных проблем, выделяется определенная проблема, в связи с этим, определяется цель программы, лимиты ресурсов и участники реализации программы;

2) исходя из цели, определяются задачи программы по отдельным периодам;

3) формируется состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы, причем для каждого задания разрабатываются последовательные этапы их исполнения;

4) рассчитываются показатели и ресурсное обеспечение программы, производится полных затрат на программу, определяется эффект программы;

5) осуществляется оформление программных документов, согласование и утверждение программы.

5. математические методы планирование и математические методы.

Среди указанных методов и моделей выделяются:

a) метод экстраполяции - в бюджетном планировании этот метод состоит в определении бюджетных показателей в будущем на основе установления устойчивой динамки их развития. Именно он чаще всего используется на практике.

b) индексный метод – метод, при котором чаще всего определяется индекс-дефлятор;

c) математические модели:

- статические – взаимосвязь величин в один период времени;

- динамические - взаимосвязь величин во времени;

- детерминированные – модели предполагают жесткие функциональные связи между переменными величинами;

- стохастические – наличие случайных воздействий на исследуемые показатели.

Все методы и принципы бюджетного планирования и прогнозирования должны использоваться в совокупности, в зависимости от целей и задач планируемого периода. Комплексное их применение поможет выработать эффективные управленческие решения для преодоления социально-экономических проблем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы сметного финансирования | Состав расходов на образование, порядок его финансирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.