Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Структура профессиограммы следователя и дознавателя




Введение.

Список использованных источников

Введение

ПЛАН

ПРОФЕССИОГРАММЫ ЮРИДИЧСКИХ ПРОФЕССИЙ

Дополнительные источники

Список использованных источников

Основная литература

1. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. – М., 2009.

2. Столяренко А. М. Энциклопедия юридической психологии. – М., 2003.

Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник для вузов / под ред. В. Я. Кикотя, В. Ю. Рыбникова. – М., 2006.

1. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. – 1995. – 15 апр.

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 янв.

3. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева.– М., 2007.

4. Воеводин Л. Д. О проблеме осуществления прав и свобод граждан // Право. – 1994. – № 2.

5. Гулыга А. В. Право и мораль едины // Человек: образ и сущность. Человек и власть. – М., 1992.- Ч. 3.

 

 

Тезисы (конспект) лекции

 

Время лекционного занятия – 2 часа

 

 

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

 

 

Форма обучения: очная

 

Омск 2011

Рецензенты:

В. К. Михайлова – старший преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики кандидат психологических наук

(Омская академия МВД России)

 

 

Разработанные тезисы (конспект) лекции по дисциплине «Психология права» обсуждены и одобрены на заседании криминологии, психологии и педагогики от 13 сентября 2011 г., протокол № 1.

Автор:

С.Г. Еремеев кандидат психологических наук

1. Структура профессиограммы следователя и дознавателя.

2. Краткие юридические профессиограммы (самостоятельно).

Заключение

 

Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.

В основе професcиограммы лежит поисковая (познавательная) сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.


 

Профессиограмма следователя и дознавателя представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости.

Особое значение поисковая сторона деятельности следователя и дознавателя имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы пре­ступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т. д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон.

Осматривая место происшествия, следователь ищет ответы на вопросы: что здесь произошло, какие следы оставило это событие? В правильном решении этих задач велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки и способности следопыта, далее имеют значение криминалистические знания (учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность процесса сбора доказательств в значительной степени зависит от знания следователем и дознавателем информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального информационного запаса.

Восприятие следователя всегда целенаправленно, планомерно, осмысленно. Это связано с профессиональным опы­том и с особенностями мышления.

Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано с преднамеренным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

Особое место в процессе наблюдения занимает установка на определенную активность, которая зависит от конкретной потребности и объективной возможности удо­влетворения[1].

Понятие установки тесно связано с проблемой единства и целостности деятельности[2].

Созданная следователем система определяется «выделением» им события преступления. Это более или менее образная динамическая картина событий, которая представляет собой форму существования версий.

Анализируя понятие «вычленение криминалистически значимой информации», остановимся на анализе понятия «профессионального вычленения информации». Осматривая больного, врач вычленяет симптомы заболевания и таким образом ставит диагноз. Водитель автомобиля при езде по городу вычленяет только значимую для него информацию: сигналы светофора и регулировщика, дорожные знаки, участников движения, которые находятся на предполагаемой траектории его пути. Эта картина постоянно изменяется, она динамична. Аналогично действуют пилот самолета, диспетчер аэропорта. Для принятия правильного решения всем этим профессионалам необходимо вычленить из окружающей среды необходимую информацию. Все остальные объекты в этом случае являются фоном.

При осмотре места происшествия следователь сталкивается с совокупностью вещей и обстоятельств, которые либо никак не связаны друг с другом, либо связаны таким образом, что не позволяют сразу найти путь расследования. Чтобы действовать целесообразно в условиях этой практически бесконечной среды, следователь, действуя избирательно, связывает между собой элементы совокупности и создает гипотетическую систему доказательств.

Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия — это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Чтобы оно было максимально эффективным, надо соблюдать определенные правила. До начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Хотя первоначальная информация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, она, тем не менее, дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к по­строению мысленной модели случившегося.

Анализ успешных осмотров свидетельствует, что на первоначальной стадии у следователей, производивших эти осмотры, преобладало симультанное (цельное) восприятие предметов и явлений. Сукцессивные тенденции (последовательное описание «всех» предметов, попадающих в поле зрения, по часовой стрелке или против нее без попытки вычленения следов события преступления) лишали следователя творческого подхода и не создавали предпосылок для выявления наиболее важных носителей криминалистически значимой информации.

Эффективность поисковой деятельности в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков следователя и дознавателя, обеспечивающих выделение именно тех объектов, которые являются носителями криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступного события) по следам, оставленным в настоящем.

При этом нередко в связи со сложностью воссоздаваемого события, его многоэпизодностью следователю необходимо уметь выделить не одну, а несколько групп объектов, несущих информацию по каждому предполагаемому эпизоду (например, осматривая место кражи следователь определяет следы взлома и следы проникновения преступника в помещение церкви, следы поиска преступника наиболее ценных икон и церковной утвари, следы изъятия преступником этих предметов, следы самого преступника в помещении церкви, следы покидания им места кражи, дальнейшие следы (дорожка следов) после совершения кражи и т.д.).

В настоящее время экспериментально доказано, что человек одномоментно может оперировать количеством элементов, равным 7±2. Это определяется ограниченным объемом кратковременной памяти, которая способна сохранять определенное число элементов (единиц) независимо от количества содержащейся в них информации, поэтому один из способов увеличения объема информации, одномоментно перерабатывающейся человеком, — укрупнение этих элементов (единиц), т. е. их обобщение. В литературе было высказано предположение, которое подтвердилось экспериментально, что образные компоненты выполняют функцию укрупненных информационных единиц[3].

Восприятие «основного узла» (трупа со следами насилия, опрокинутого в кувет автомобиля) активизирует поисковую доминанту следователя, оперативного работника которая, в свою очередь, способствует концентрации всех психических процессов на раскрытии преступления, реконструкции прошедшего события по его следам.

Следующий этап — «вычленение» из окружающей среды «опорных точек» (следов насилия на трупе, следов проникновения преступника в помещение, следов потерпевшего, оружия или его следов, орудия преступления или их следов и т. д.). Выделенные опорные точки (сигналы) включаются в «построение контура» предполагаемого события (преступления).

Выделение контура совпадает с выдвижением гипотезы, объясняющей данное происшествие. Одновременно следователь продолжает отыскивать другие опорные точки, содержащие информацию, входящую в предмет доказывания (личность преступника и личность потерпевшего, их взаимоотношения, мотивы преступления, время его совершения и т. д.).

Все это требует высокого уровня развития наблюдательности, которая, как отмечает К. К. Платонов, является свойством личности и предполагает способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали в качестве «фигур» на малозначимом фоне[4].

Высокий уровень наблюдательности следователя обусловлен следующим:

Ø установкой на восприятие информации, имеющей значение для раскрытия преступления и расследования уголовного дела; эта установка помогает преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа), усталость и апатию (при длительном безрезультатном обыске и т. д.);

Ø специфическим концентрированием внимания именно на тех объектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию; обнаружение следов сопротивления на трупе потерпевшего, следов подделки при осмотре документов, констатации улик поведения при наблюдении за допрашиваемым и т.д;

Ø длительным сохранением устойчивого внимания, обеспечивающего готовность всех систем следователя к восприятию в нужный момент необходимой исходной информации (особенно при длительных обысках, осмотрах мест происшествия и длительных допросах).

Следующий уровень — это коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними.

На допросе нередко решается судьба допрашиваемого и судьбы других людей. Идет борьба умов. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области психологии и так­тики допроса, мастерство, проявляющееся в профессиональных умениях и навыках ведения допроса.

Следователь должен уметь организовать свое пси­хическое состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой и — в рамках закона — управления эмоциональной сферой допрашиваемого.

Психология труда, классифицируя тысячи человеческих специальностей, в первую очередь исходит из объектов взаимодействия в процессе труда. В мире техники огромное количество специальностей попадает под категорию взаимодействия «человек—машина». Психологические закономерности в деятельности человека — специалиста в этой области — изучаются в основном в сфере инженерной психологии.

Есть большая группа профессий «человек—человек». Это профессии педагога и врача, актера и судьи, продавца и администратора. Следователь относится к этой же категории. Коммуникативный аспект в деятельности этих людей является одним из доминирующих. Следователь, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способности собеседника, ко­торый ведет беседу в особо трудных усло­виях.

Многим допрос представляется как борьба следователя с допрашиваемым. Это, по меньшей мере, не вполне точно. Мы, например, рассматриваем допрос прежде все­­го как организацию следователем такого психологического состояния допрашиваемого, которое способствовало бы получению от него наиболее объективной и полной информации о событии преступления и личности преступника.

Рассматривая допрос как беседу и взаимодействие двух людей, в силу правового регулирования их деятельности можно определить особенности ролевой позиции каждого собеседника.

Успешное взаимодействие двух систем — следователя и допрашиваемого — зависит от психологического контакта между ними.

Глубина контакта обычно связана с тем, на каком уровне он осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные параметры беседы, применяют те или иные тактические приемы в зависимости от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.

Одна из важнейших проблем психологии допроса — проблема регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Это — социально-психологические закономерности ролевого положения допрашиваемого и допрашивающего в возникающих в результате этого отношениях.

Допрос — это борьба за истину. Силы в этой борьбе следователю да­ют различные научные знания, в том чи­сле знание психологии.

Вся информация, полученная в результате поисковой и ком­му­ни­кативной деятельности следователя или до­знавателя, в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи и композиции полученных структур в письменной форме

Следователь получает исходную информацию в виде конкретных образов (осмотр, обыск и др.), устной человеческой речи (до­прос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (документы, протоколы и т. д.). Всю полученную информацию следователь после ее анализа и отбора в результате удостоверительной деятельности фиксирует в специальных, предусмотренных законом формах: протоколах, постановлениях и т. д.

Для этого уровня характерно преобразование (перекодирование) полученной информации, т. е. устранение семантической неопределенности, что дает протокольное описание.

В последнее время в психологии высказывается мнение о том, что знак имеет не только информационную функцию, определяемую как его связь с обозначенным объектом,­ но и структурирующую, преобразующую функцию, которая связана с воздействием на субъект. Знаки играют двоякую роль в дея­тельности человека: с одной стороны, они участвуют в управлении преобразованием объекта, с другой — организуют психическую, мыслительную деятельность субъекта. Это обусловлено еще и тем, что знак всегда функционирует не изолированно, а лишь как элемент определенной знаковой системы

Протокол допроса должен удовлетворять следующим требованиям.

Ø Язык его должен отвечать нескольким критериям: грамматическому, стилистическому и юридическому. Он должен быть точным и достаточно понятным для тех, кто будет читать протокол.

Ø В протоколе следует сохранять лексические особенности речи допрашиваемого.

Ø Протокол должен полностью соответствовать требованиям процессуального закона по внешнему оформлению и по самому его содержанию.

Ø Протокол (если это рукопись) должен быть написан разборчивым почерком.

В настоящее время вследствие активно применяются средства фиксации показаний: компьютер, машинопись, магнитофонная запись, в иных случаях — стено­графия. Эти средства, повышая культуру следователя, одновременно требуют от него более высокого мастерства и специальных технических навыков при проведении допроса. Диктофон удобно применять при осмотре местности в плохих погодных условиях, исключающих непосредственное составление протокола (сильный мороз, дождь, ветер и т. д.), когда необходимо быстро зафиксировать информацию, получаемую из различных источников (судебно-медицинский эксперт, криминалист, пожарник, кинолог, потерпевший в тяжелом состоянии).

Обладая большой процессуальной самостоятельностью, следователь сам принимает решение, реализует его, распоряжается своим рабочим временем, выбирает пути и средства для раскрытия преступления и т. п.

Показатель культуры работы следователя — умение организовать рабочий день так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром.

Путем анкетирования следователей установлено, что период «втягивания» в работу продолжается примерно 0,5–2 часа. Затем наступает период продуктивной работы в течение примерно 3,5 часа, а далее — утомление, и эффективность труда падает. В этом случае следует делать перерыв. После него возникает еще один рабочий цикл, но эффективность труда будет ниже, чем при первом цикле. Попытки в один день проделать еще третий и четвертый циклы ведут к переутомлению.

Это необходимо учитывать для правильного распределения своего рабочего времени: самая сложная работа должна планироваться в часы наивысшей продуктивности.

Специфика следственной работы создает своеобразные аспекты утомления и отдыха. Следователь должен отдыхать активно. Цель отдыха — высокая мышечная нагрузка и снятие нервного утомления и напряжения, возникших на работе. Мы рекомендуем следующие виды отдыха: прогулки, в особенности в лесу, сбор грибов и ягод, работу в саду и огороде, туризм, охоту и рыбную ловлю, плавание и прогулки на лыжах.

Огромное значение в работе следователя имеют самоорганизованность и чувство личной ответственности. Практика следственной работы знает немало случаев, когда умный и даже талантливый работник терпел неудачи в связи с низкой самодисциплиной, неумением правильно организовать свой рабочий день, рабочую неделю и, наконец, правильно организовать работу одновременно по всем делам, находящемся в его производстве.

Следователь, как правило, имеет дело с группой людей, которые вследствие стечения обстоятельств попали в орбиту следствия (оперативная группа, ревизоры, эксперты, понятые, добровольная дружина, которая осматривает местность, и т. д.). Следователь должен уметь быстро сплотить и организовать всех этих людей, определить каждому его место, создать в считанные минуты монолитный коллектив, подчинив всех своей воле, единой цели. К сожалению, этими организаторскими способностями обладают далеко не все наши следователи.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона официальным лидером при взаимодействии является следователь. Закон именно его наделяет правом давать поручения, обязательные для исполнения органами дознания; следователь определяет самую потребность во взаимодействии, цели и направления расследования преступления. В связи со своим процессуальным положением следователь имеет больше шансов выдвинуться на роль фактического, делового лидера, и в этом случае в его лице официальный и неофициальный (фактический) лидеры совмещаются.

В процессе расследования по большинству дел необходимо взаимодействие с оперативно-розыскными подразделениями милиции, специальными научно-техническими и транспортными средствами, предназначенными для закрепления следов преступления и розыска преступников.

Практика показывает, что для раскрытия преступления умелое сочетание следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями особенно важно.

По делу об исчезновении гражданина К. у следователя возникло предположение, что труп потерпевшего находится на дне большого озера. Для проверки этой версии следователь заручился помощью спортсменов из школы подводного плавания, находящейся в 300 км от этого озера. Следователю пришлось организовать доставку спортсменов и оборудования, обеспечить их жильем и организовать розыск трупа. В результате трехдневных поисков труп, с привязанным к нему грузом был обнаружен на дне озера, и это обеспечило расследование дела в правильном направлении.

Следователь выступает как руководитель сложных коллективов, осуществляющих действия в трудных, а порой экстремальных условиях: осмотр сложного транспортного происшествия на перекрестке улиц, обыск и задержание, осмотр места пожара и т. д.

Один из важных аспектов деятельности следователя как организатора — быстрое укомплектование группы людей, с которыми ему необходимо организовать взаимодействие или от которых ему нужно получить дополнительную информацию. Комплектование такой группы зависит от характера совершенного преступления, местных условий и других факторов.

При подготовке к осмотру магазина, из которого путем взлома совершена кража, следователь включает в группу специалиста-криминалиста, работников уголовного розыска, собаковода с собакой и понятых (желательно из числа жителей данной местности). Кроме того, он вызывает на место участкового инспектора, на территории которого совершена кража, представителя охраны и сторожа данного магазина, техника по сигнализации, представителя администрации магазина (особенно материально ответственное лицо), представителей ОБЭП (для организации инвентаризации и отработки версий о симуляции кражи).

Аналогично комплектуются группы при осмотрах трупов (с включением в эти группы медицинского эксперта), транспортных происшествий (с включением работников ГИБДД и представителей транспортных организаций и т. д.).

Следователь должен развить у себя умение управлять всеми участниками осмотра, координировать их действия, оценивать исходную обстановку, принимать решения.

В группе не может быть споров о личном престиже, о лидерстве. Все подчиняются одному руководителю, и этим руководителем является следователь. Социальными психологами давно установлен факт, что группа, состоящая из умных, опытных и талантливых людей и созданная для решения важной производственной задачи, может не выполнить ее из-за борьбы за лидерство среди двух или нескольких ее участников. Эта социально-психологическая закономерность в иных случаях оказывает влияние на ход осмотра места происшествия, когда его участники в своих действиях начинают руководствоваться престижем и ведомственной принадлежностью. В ряде случаев действие подобных факторов можно предусмотреть заранее, не назначая в одну оперативную группу лиц с ярко выраженным авторитарным складом характера или находящихся в неприязненных отношениях.

Основа организаторской деятельности — способность точно ориентироваться в действительности — в частности, в начальной ситуации, качествах людей и их возможностях.

Талантливый организатор даже в тяжелых условиях находит выход. На основе хорошей ориентации в обстановке и людях он вначале мысленно, а затем и реально расставит людей в соответствии с их возможностями, учтет наличные материалы и средства, наметит перспективы работы, воодушевит людей на выполнение их долга перед обществом.

Организаторские качества и умения в значительной степени можно привить (воспитать) и развить. Сложность проблемы заключается в том, что они формируются в условиях профессиональной деятельности. Поэтому понятие «инициативный, организованный студент» на практике не тождественно понятию «инициативный, организованный следователь» и нередко находится с ним в противоречии. Думается, что для следственной работы необходимы прежде всего следующие организационные качества:

Ø настойчивость, энергичность, организованность, обеспечивающие целенаправленное расследование уголовного дела, систематическую работу;

Ø находчивость, ответственность, требовательность, умение хранить тайну, организаторские способности, обеспечивающие руководство различными группами людей в ходе расследования уголовного дела;

Ø выдержка, дисциплинированность, самокритичность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством[5].

На следующем уровне находится реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный интеллект следователя. Современный следователь должен очень многое знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику, психологии и товароведение. Это далеко не полный перечень научных дисциплин, на которые опирается специальный интеллект следователя при переработке исходной информации, выдвижении гипотез, версий и разработке планов расследования.

Всю исходную информацию следователь мысленно сопоставляет с предметом доказывания для данной категории преступлений. Успешность такого сопоставления и, главное, сделанных выводов зависит от уровня развития мыслительных качеств следователя.

Общий алгоритм доказывания изложен в процессуальном законе, который формулирует для следователя общие понятия предмета доказывания по уголовному делу и процедуру получения информации о предмете доказывания. Процесс доказывания в конечном счете должен завершаться однозначными ответами («да» или «нет») в отношении каждого аспекта предмета доказывания. Но на ранних стадиях расследования при анализе исходной информации бывает невозможно принять однозначные решения, так как и анализ и синтез протекают в гипотетической, интуитивной форме, а вывод иногда формулируется как «быть может».

В создании мысленных проб и последующей разработке следственных версий, в особенности на первоначальных этапах расследования, большое значение имеют интуиция и воображение следователя. Воображение на основе синтеза полученной информации и профессионального опыта создает модели (версии) прошлого события, которые сопоставляются со всеми собранными по делу доказательствами. Интуитивный процесс выражается в комплексном подходе при анализе информативных ориентиров поиска. Сущность его заключается в имеющейся у следователя «мозаике признаков», соответствующей предмету доказывания по данной категории преступлений. Чем богаче у следователя такая мозаика и чем выше развито у него умение наложить, сопоставить ее с полученной информацией, тем результативнее его версионное мышление, но чем ближе к заключительной стадии расследования, тем меньший удельный вес в реконструктивной деятельности следователя должны иметь воображение и интуиция. Используя язык математики, можно сказать, что по мере приближения расследования к обвинительному заключению роль воображения и интуиции в процессе доказывания должна сводиться к нулю.

Искусство расследования — это в значительной степени умение видеть и понимать мелочи. Однако видение отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к событию в целом. А это требует элементов конкретного и абстрактного в следственном мышлении, которые позволяют воссоздать картину в целом и увидеть отдельные ее штрихи. Здесь работа мышления идет как минимум на двух уровнях обобщенности, а при их отсутствии (т. е. при наличии лишь одного уровня обобщенности) истинного понимания нет.

Участие образных компонентов в мышлении следователя дает ему следующие преимущества:

Ø укрупняет те информационные единицы (элементы), которыми следователь оперирует в процессе мышления, что ускоряет поиск смысловых связей и обеспечивает их большую содержательность;

Ø способствует стимулированию мыслительного процесса, что в свою очередь является основной причиной одномоментного понимания без последовательного перебора всех вариантов;

Ø влечет за собой увеличение количества правильных суждений и уменьшение ошибочных по мере появления образных компонентов в процессе мышления, т. е. оказывает положительное влияние на успешность решения следственных задач.

Путь от образного мышления к понятийному ведет от конкретного образа через все более высокие уровни обобщения к образным схемам. В образных схемах закрепляются уже не все черты отражаемого предмета, а фиксируются только главные его компоненты, существенные в практической деятельности. Чем дальше продвигается образ от восприятия к схеме, тем он становится абстрактнее, т. е. упрощается, утрачивает некоторые из своих элементов.

Следующим этапом является проверка гипотез, поиск верной версии.

Выделим основные стадии на этом этапе:

Ø выведение следствий, выдвижение предположений, непосредственно вытекающих из каждой версии;

Ø поиск информации, которая может подтвердить или опровергнуть гипотезы или следствия из них;

Ø поступление новой информации и повторение цикла.

После того как пройдет полностью весь цикл и будет принята одна версия, а остальные отброшены (в отдельных случаях просто пересмотрена заново сама система версий), эта версия конкретизируется в нескольких «подверсиях», и весь цикл повторяется для них и т. д. — до тех пор, пока картина преступления не будет представлена достаточно точно, т. е. не будет однозначно выявлен преступник и отражена его деятельность.

В случае, когда все исходные версии ложны, необходимо восхождение к более общей версии и поиск других ее ветвей.

Если представить как дерево графов всевозможные версии в каком-то конкретном преступлении и считать вершину наиболее общей версией, а основания наиболее конкретными, то динамика версий представляется как движение по этому дереву сверху вниз, хотя иногда может потребоваться и восходящее движение.

При работе следователя проверка криминалистической версии психологически трудна. Важную роль в этой проверке играет «механизм самоподтверждения», благодаря которому субъект считает правильной лишь информацию, подтверждающую версию, выдвинутую им, в то время как противоречащие этой гипотезе сведения принимаются за ложные. Эту же особенность отмечают многие психологи[6].

Это происходит из-за повышенной оценки той или иной удачной (объективно удачной или выступающей таковой для субъекта) находки, вследствие чего обесцениваются, представляются ненужными другие варианты. Это, с одной стороны, действительно позволяет избавиться от необходимости перебирать всевозможные варианты, но с другой — этот же механизм является причиной одновременного игнорирования других возможностей, поскольку отбрасывается масса обесцененных вариантов.

Наряду с «механизмом самоподтверждения» на выбор и оценку версий по делу оказывает влияние психологическая инерция, в силу которой следователь отдает предпочтение одной версии. «Психологическая инерция — предрасположение к какому-то конкретному методу или образу мышления при решении задачи»[7].

В ходе проверки может обнаружиться несостоятельность первоначальной версии. Это приводит к двум существенным с психологической точки зрения последствиям. Прежде всего ведутся поиски недостающих данных. Бывают, однако, случаи, когда новой информации не поступает и вместе с тем есть основание думать, что решение задачи находится внутри данной совокупности фактов. В этих случаях созданную систему обстоятельств необходимо «рассыпать», «расчленить» снова на отдельные элементы и еще раз пересмотреть каждый из этих элементов по другим, не отраженным ранее признакам и связям. В этом проявляется основное свойство мышления — открывать новые признаки объекта через включение его в новые связи. В новых связях те же предметы, как известно, выступают в новом качестве. На основе этого анализа возникает новая система обстоятельств, а вместе с нею и новые версии.

Согласно оперативным данным, в магазине реализовывалась неучтенная молочная продукция. Однако ни инвентаризация, ни контрольно-выборочное сличение по этим видам продукции не выявили ни недостач, ни излишков. По инициативе следователя ревизор проанализировал движение тары и выявил ее излишки как раз за тот период, когда в магазин завозились неучтенные товары – похищенное молоко комбината - и в том количестве, которое требовалось для их вывоза. Ознакомленный с этими результатами в процессе допроса, владелец магазина признался в организации сбыта украденной молочной продукции.

Обязательным компонентом реконструктивной деятельности является проверка надежности ее результатов. На окончательной стадии таким контролем для следователя является суд, но хороший следователь до суда на различных этапах своей работы (особенно на стадии ареста и предъявления обвинения) проверяет созданную им конструкцию различными способами, убеждаясь в ее надежности.

Необходимо остановиться еще на таких качествах, как критичность и непредвзятость (объективность) мышления, без которых следователь не может найти объективную истину.

Чрезвычайно значимым для успешной профессиональной деятельности является качество, которое может быть названо «детектором ошибок». Еще Аристотель сказал: «Сомнение есть начало мудрости». При анализе уголовных дел, по которым были допущены такие грубые ошибки, как необоснованные аресты, обыски, необоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности, выявлена зависимость между слабостью самоконтроля, склонностью к волевым методам и грубым нарушениям закона.

Одно из профилирующих свойств личности, определяющее высокий уровень профессионализма следователя, — комплексное чувство перспективы уголовного дела. В его основе лежат главным образом способности к реконструктивной деятельности.

Талантливого следователя характеризуют:

Ø экономное (симультанное) вычленение криминалистически значимой информации на месте происшествия и в других условиях;

Ø быстрый перевод (перекодирование) этой информации в знаковую систему криминалистических понятий;

Ø переработка полученной информации в закодированном виде, создание гипотез;

Ø проверка выдвинутых гипотез путем раскодирования информации на предметном уровне, а также построение при подтверждении гипотезы версии в закодированном виде и создание на ее основе плана расследования;

Ø высокий уровень самопроверки: детекция ошибок, заключающаяся в периодическом сопоставлении выдвинутой версии с реальными обстоятельствами (для этого необходим механизм перекодирования, раскодирования и быстрого перехода от одной кодовой системы к другой, а также на уровне: «предмет—образ предмета—знак—предмет»).

Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в которой следователь предстает как организатор борьбы с преступлениями в своем районе или на участке. Центр тяжести в борьбе с преступностью переносится им на выяснение ее причин и условий и принятия мер к их ликвидации.

Социальная сторона предполагает организацию следователем борьбы с преступностью на вверенном ему участке. Эта деятельность включает анализ преступности, профилактические мероприятия, правовую пропаганду и начальную стадию перевоспитания преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

Социальная сторона отражает профессиональную направленность, т. е. интерес к профессии, мотивы, побуждающие к следственной деятельности, и эмоциональное отношение к ней (любовь, удовлетворенность, потребность и т.д.).

Есть профессии, выбрав которые человек одновременно приобретает постоянное напряжение, постоянную заботу. К таким относится и профессия следователя. Он не может вернуться домой, и отключиться от своих дел до следующего рабочего дня. Ему противопоказана роль пассивного наблюдателя.

Речь идет о следователях, относящихся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу. Работников, обладающих необходимыми качествами, явно не хватает. Их нужно растить, поддерживать, им нужно создать условия для плодотворной деятельности. Ведь никакие технические усовершенствования и оборудование не заменят самого следователя, который на основе своего опыта и интеллекта использует эти достижения для установления истины. Расследование — итог его раздумий, жизненного и профессионального опыта, интуиции и таланта.

Личность следователя, как видно из предыдущего изложения, отличается сложностью и многогранностью. Она складывается и формируется в основном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определяющим является личность человека, который избрал профессию следователя в качестве одной из главных своих жизненных целей. Огромное значение в формировании личности следователя имеет учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет сложный комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности.

Формирование личности следователя — это сложный процесс превращения требований современного законодательства и соответствующих ведомственных установлений в убеждения, привычки, личностные качества, навыки и умения у лица, которое избрало для себя следственную работу одной из главных жизненных целей.

Личность следователя формируется под воздействием ряда социальных систем: сначала это семья и школа, затем система профориентации, профконсультации, система различных добровольных организаций, оказывающих помощь правоохранительным органам (общественные помощники следователя и т. д.), система профотбора, обучения и воспитания в юридическом вузе и, наконец, система стажировки молодого специалиста в следственном органе.

Всех следователей, подвергшихся научному обследованию, можно с точки зрения уровня их соответствия высоким требованиям профессии, разделить на четыре основных типа. Первый тип, который можно характеризовать как «адекватный», отличается высоким уровнем профессиональной надежности, которая в первую очередь обеспечивается его творческим потенциалом, нестандартностью принимаемых решений, высоким уровнем самодисциплины и самоконтроля.

Второй тип, который можно охарактеризовать как «хороший», отличается от предыдущего тем, что творческий подход в работе используется им лишь эпизодически, а по многим делам он при решении профессиональных задач склонен применять готовые схемы, клише и поэтому в ряде случаев не способен разрешить сложную ситуацию и раскрыть преступление.

Третий и четвертый типы, которые могут быть условно названы «удовлетворительным» и «плохим», выполняют следственную работу в рамках полученных от руководства и прокурора указаний, их интересы находятся, как правило, вне сферы основных задач правоохранительной деятельности, а иногда и противоречат ее задачам (криминальная направленность).

Человек, еще недавно писавший обвинительные заключения, сегодня сам обвиняется по семи статьям Уголовного кодекса.

Двое граждан, задержанных по подозрению в приобретении наркотиков, отважились написать заявления. По их словам, все трое суток предварительного заключения Р. лишал их пищи и сна, оскорблял, наносил удары руками и ногами по голове и телу, сдавливал руки наручниками, добиваясь показаний на человека, которого они никогда не видели в глаза.

По требованию следствия была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, сделавшая весьма примечательные выводы. Оказалось, что у Р. «на первый план выступает стремление к власти», он отличается «высоким уровнем притязаний, достаточно завышенной самооценкой и... выраженными садистскими тенденциями». Тем не менее «во время инкриминируемых ему деяний он не страдал психическим заболеванием и... мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими»[8].

Сегодня одним из ключевых вопросов повышения эффективности следственного аппарата является решение на научной основе вопроса обеспечения его наиболее квалифицированными кадрами.

При этом недостаточно решить проблемы профессионального отбора с помощью психологического тестирования. Нужно обеспечить обучение и воспитание будущих следователей и дознавателей на научной основе и далее создать для них условия, которые стимулировали бы раскрытие творческого потенциала во время следственной работы.

Для личности следователя необходимо овладение им своей социальной ролью во всем разнообразии и динамике ее аспектов. Сюда входит создание социальных стереотипов поведения при выполнении следственных действий во взаимодействии с оперативными работниками, во время выездов в командировки, выступления перед населением и т. д.


Заключение.

 

От правильности занятой следователем в сложной следственной ситуации позиции в значительной степени может зависеть успех расследования и раскрытия преступления. В этой области молодому специалисту особенно необходим положительный пример старших коллег, в совершенстве владеющих такими социальными стереотипами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.