Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последовательность работ системного анализа

Этапы Научные инструмен­ты СА
/. Анализ проблемы
  1. Обнаружение проблемы.
  2. Точное формулирование проблемы.
  3. Анализ логической структуры проблемы.
  4. Анализ развития проблемы (в прошлом и буду­щем).
  5. Определение внешних связей проблемы (с дру­гими проблемами).
6. Выявление принципиальной разрешимости про­блемы
Методы: сценариев, диагностический, де­рева целей, эконо­мического анализа
//. Определение системы
  1. Спецификация задачи.
  2. Определение позиции наблюдателя.
  3. Определение объекта.
  4. Выделение элементов (определение границ разбиения системы).
  5. Определение подсистем.
6. Определение среды
Методы: матричные, кибернетические мо­дели
III. Анализ структуры системы
  1. Определение уровней иерархии (в БС).
  2. Определение аспектов и языков (в СС).
  3. Определение процессов и функций (в ДС).
  4. Определение и спецификация процессов управления и каналов информации (в УС).
  5. Спецификация подсистем.
  6. Спецификация процессов, функций текущей
деятельности (рутинных) и развития (целевых)
Методы: диагностические, матричные, сетевые, морфологические, кибернетические модели
IV. Формулирование общей цели и критерия системы
  1. Определение целей, требований надсистемы.
  2. Определение целей и ограничений среды.
  3. Формулирование общей цели.
  4. Определение критерия.
  5. Декомпозиция целей и критериев по подсисте­мам.
6. Композиция общего критерия из критериев под­систем
Методы: экспертных оценок («Дельфи»), де­рева целей, эконо­мического анализа, морфологический, ки­бернетические модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, имита­ционные, игровые).
V. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах
  1. Формулирование целей — верхнего ранга.
  2. Формулирование целей — текущих процессов.
  3. Формулирование целей — эффективности.
  4. Формулирование целей — развития.
  5. Формулирование внешних целей и ограничений.
6. Выявление потребностей в ресурсах и процессах
Методы: дерева це­лей, сетевые, описа­тельные модели, мо­делирования

 

Продолжение табл.1

Этапы Научные инструмен­ты СА
VI. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей
  1. Оценка существующих технологии и мощностей.
  2. Оценка современного состояния ресурсов.
  3. Оценка реализуемых и запланированных проектов.
  4. Оценка возможностей взаимодействия с други­ми системами.
  5. Оценка социальных факторов.
6. Композиция целей
Методы: экспертных оценок («Дельфи»), дерева целей, эко­номического анализа
VII. Прогноз и анализ будущих условий
  1. Анализ устойчивых тенденций развития системы.
  2. Прогноз развития и изменения среды.
  3. Предсказание появления новых факторов, оказы­вающих сильное влияние на развитие системы.
  4. Анализ ресурсов будущего.
  5. Комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития.
6. Анализ возможных сдвигов целей и критериев
Методы: сценариев, экс­пертных оценок («Дель­фи»), дерева целей, сетевые, экономическо­го анализа, статистиче­ский, описательные мо­дели
VIII. Оценка целей и средств
1. Вычисление оценок по критерию. 2. Оценка взаимозависимости целей. 3. Оценка относительной важности целей. 4. Оценка дефицитности и стоимости ресурсов. 5. Оценка влияния внешних факторов, 6. Вычисление комплексных расчетных оценок Методы: экспертных оценок («Дельфи»), экономического ана­лиза, морфологиче­ский метод  
/X. Отбор вариантов
  1. Анализ целей на совместимость и входимость.
  2. Проверка целей на полноту.
  3. Отсечение избыточных целей.
  4. Планирование вариантов достижения отдельных целей.
  5. Оценка и сравнение вариантов.
  6. Совмещение комплекса взаимосвязанных
вариантов
Методы: дерева целей, матричные, экономического ана­лиза, морфологиче­ский
X. Диагноз существующей системы
  1. Моделирование технологического и экономическо­го процессов.
  2. Расчет потенциальной и фактической мощностей.
  3. Анализ потерь мощности.
  4. Выявление недостатков организации производст­ва и управления.
  5. Выявление и анализ мероприятий по
совершенст­вованию организации
Методы: диагности­ческие, матричные, экономического ана­лиза, кибернетиче­ские модели

 

 

Окончание табл.1

Этапы Научные инструмен­ты СА
XI. Построение комплексной программы развития
  1. Формулирование мероприятий, проектов и программ.
  2. Определение очередности целей и мероприятий по их достижению.
  3. Распределение сфер деятельности.
  4. Распределение сфер компетенции.
  5. Разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений по ресурсам во времени.
  6. Распределение по ответственным организациям,
руководителям и исполнителям
Методы: матричные, сетевые, экономиче­ского анализа, опи­сательные модели, нормативные опера­ционные модели
XII. Проектирование организации для достижения целей
  1. Назначение целей организации.
  2. Формулирование функций организации.
  3. Проектирование организационной структуры.
  4. Проектирование информационных механизмов.
  5. Проектирование режимов работы.
  6. Проектирование механизмов материального и
морального стимулирования
Методы: диагности­ческие, дерева це­лей, матричные, се­тевые методы, кибернетические моде­ли

 

Примечание. Неформальные методы: метод сценариев, метод экспертных оценок («Дельфи»), диагностические методы: графические методы: метод дерева целей, матричные методы, сетевые методы; количественные методы: методы эко­номического анализа, морфологические методы, статистические методы; методы моделирования: кибернетические модели, описательные модели, нормативные опе­рационные модели (оптимизационные, имитационные, игровые).

БС – большие системы, СС – сложные системы, ДС – динамические системы, УС – управляющие системы.

 

Дадим комментарий ко всем 12 этапам системного анализа.

I. Вопрос о том, существует ли проблема, имеет перво­степенное значение, поскольку приложение огромных уси­лий к решению несуществующих проблем отнюдь не ис­ключение, а весьма типичный случай. Надуманные про­блемы маскируют актуальные проблемы. Правильное и точное формулирование проблемы является первым и не­обходимым этапом системного исследования и, как извест­но, может быть равносильно половине решения проблемы.

II. Чтобы построить систему, проблему надо разложить на комплекс четко сформулированных задач. При этом в случае больших систем (БС) задачи образуют иерархию, в случае сложных систем (СС) — спектр, т. е. над одним объектом будут решаться совершено раз­личные задачи на разных языках. Позиция наблюдателя определяет критерий решения проблемы. В некоторых случа­ях определение объекта составляет наибольшую трудность для исследователя (так же как и определение народнохо­зяйственной системы и среды).

III. Произвол в выделении подсистем и реализуемых в них процессов неизбежно обрекает системный анализ на неудачу. Выяв­ление целей и процессов развития требует не только стро­гости логического мышления, но и умения найти контакт с работниками управления.

IV. Формировать общие цели организации и особенно конструировать критерий эффективности системы нико­им образом нельзя, основываясь лишь на общественное мнение. Оно представляет собой сложную логическую процедуру в рамках понятий общей теории систем, требующую, однако, тонкого знания специфики экономики и технологии ис­следования объекта.

V. В больших системах и сложных системах цель системы настолько отдалена от конкретных средств их достижения, что выбор решения требует большой трудоемкости по увязке цели со сред­ствами ее реализации путем декомпозиции целей. Это важная работа является центральной в системного анализа. Она породила метод дерева целей, который является главным, если не единственным достижением системного анализа.

VI. В системах непроизводственных (образование, здра­воохранение и пр.) выразить явным образом цель и критерий эффективности развития логически не удается. Здесь неприемлем анализ «от естественных потребностей чело­века» в связи с их непрерывным развитием и изменени­ем. Надо идти традиционным путем от анализа существу­ющего положения, достигнутого уровня и последователь­ного прогноза.

VII. Системный анализ, как правило, имеет дело с перспективой раз­вития. Поэтому максимальный интерес представляет лю­бая информация о будущем — ситуациях, ресурсах, от­крытиях и изобретениях. Поэтому прогнозирование есть важнейшая и сложнейшая часть системного анализа.

VIII. Целый ряд социальных, политических, мораль­ных, эстетических и других факторов, которые нельзя не принимать во внимание в системном анализе (они иногда решающие) не исчисляются количественно. Единственный способихучета — это получение субъективных оценок экспертов. Поскольку системный анализ, как правило, имеет дело с неструктурированными или слабо структурированными, т. е. лишен­ными количественных оценок, то получение оценок спе­циалистов и их обработка представляются необходимым этапом системного анализа большинства проблем.

IX. Несоответствие потребностей и средств удовлет­ворения составляют закон и важнейший стимул соци­ально-экономического развития. Поскольку понятия цели и средств их достижения неотделимы, то центральным моментом принятия решений в системном анализе является усечение це­лей — отсечение тех целей, которые признаны малозна­чащими или не имеющими средств для достижения, и отбор конкретных... В системных исследованиях «инженерного» типа отбор аль­тернатив считается самой важной, если не единственной задачей системного анализа!

X. Проблемы народнохозяйственного управления, ре­шаемые методами системного анализа, возникают в реально существую­щих органах управления. Задачей системного анализа большей частью является не создание нового органа управления, а усо­вершенствование существующих. Поэтому возникает не­обходимость в диагностическом анализе органов управ­ления, направленном на выявление их возможностей, недостатков и т. д. Новая система будет эффективно внедряться в том случае, если она облегчает работу органа управления.

XI. Результаты системного анализа получаются в рамках системных понятий. Для практического планирования они должны быть переведены на язык социально-экономических ка­тегорий. В результате решения задач системного анализа крупных народ­нохозяйственных проблем создаются комплексные про­граммы развития.

XII. Системный анализ имеет ряд специфических методов и приемов проектирования эффективных органов управления, ори­ентированных на цель, т. е. создание и использование определенной системы в народном хозяйстве.

Большинство перечисленных методов разработано за­долго до появления системного анализа и использовалось самостоятельно. Однако в ряде случаев системная методология позволяет более точно очертить круг задач, наиболее эффективно решаемых каждым методом. В отношении некоторых ме­тодов системный анализ позволил несколько переоценить и переосмыс­лить их значение, границы применимости, найти типовые постановки задач, решаемых данным методом.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика системного анализа | Лекция. Социологические методы исследования систем управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.