Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа и методы организации социологических исследований




Программа содержит теоретическое обоснование методо­логических подходов и методических приемов изучения оп­ределенного явления или процесса. Только глубоко проду­манная во всех своих составных частях программа социоло­гического исследования обеспечивает его проведение на высоком качественном уровне.Не случайно программу на­зывают стратегическим документом, в котором выражены кон­цепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудилиих предпринять попытку осуществить научный анализ. Программа выражает понимание и знание: что надо сделать; чем выполнить задуманное; как выполнить задуманное.

Программа социологического исследования обычно вклю­чает в себя подробное, четкое и завершенное изложение сле­дующих разделов:

методологическая часть — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных по­нятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методи­ческая часть — определение обследуемой совокупности, ха­рактеристика используемых методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбо­ра этой информации, логические схемы ее математической обработки.

организационная часть - позволяет спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы.

Основные требования к разрабатываемой программе исследований: необходимость; ясность и четкость; гибкость; логическая последовательность структуры.

Столь емкая структура программы исследования выверена многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведе­ния самого исследования и анализа его результатов.

Что касается формулировки и обоснования проблемы ис­следования, то они возникают в связи с необходимостью по­лучить полное представление о реально существующих про­тиворечиях с расчетом найти оптимальные пути и средства их разрешения.

Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть социальной пробле­мой. Для инициаторов и организаторов социологического исследования существует еще научная проблема, которая срав­нима с состоянием знания о незнании определенных количе­ственных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик изучаемого социального явления или процесса. В частности, это может быть незнание действи­тельных причин миграции или снижения творческого потен­циала работников и т.п.

В процессе формулирования проблемы исследователи стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее. При этом «важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных».

Следует опасаться и другой крайности — выдвижения проблем слишком широкого плана. Если трудно сразу при­дать формулировке ясность и четкость, то, возможно, это удастся сделать в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки остальных частей программы.

Иногда в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем, что происходит, как правило, в тех случаях, когда сама исследовательская программа нацелена на многопроблемный анализ. В принципе же идти на изуче­ние нескольких проблем в рамках одного исследования неце­лесообразно. Во-первых, это усложняет инструментарий ис­следования, делает его громоздким, что может снизить каче­ство собираемой информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, что приводит, в свою очередь, к старению данных, потере их актуальности, а порой и смыс­ли исследования в целом.

Определение цели исследования обычно предусматривает решение или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.

Как уже было отмечено, научная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает ту общность людей иихдеятельность, с которыми она неразрывно связана. Следова­тельно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной про­блемы.

Вместе с тем причины возникновения проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к расширению его масштабов, чтобы можно было подойти к ее истокам.

Четкое выделение объекта способствует правильному оп­ределению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие). Следовательно, предмет социологичес­кого исследования предстает как концентрированное выра­жение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

Логический анализ основных понятий предусматривает осуществление ряда таких методических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию социологического исследования, а значит, реализовать его цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез.

Суть эти процедур заключается в логическом структури­ровании основных понятий, которые занимают главенствую­щее место в определении предмета исследования. Логичес­кий анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств конкретного явления, пос­ледовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем.

При исследовании, например, активности той или иной группы логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выявление таких его составляющих, как активность трудовая, политическая, активность в сфере познания, культуры и т.д. Рассматривая затем каждое из них, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущ­ности различных сторон (элементов) предмета исследования.

Между логическим анализом основных понятий и видом социологического исследования существует тесная зависи­мость. И чем сложнее его вид, тем более емкой и разветвлен­ной оказывается структура логического анализа основных понятий.

В свою очередь, характер анализа основных понятий ока­зывает непосредственное воздействие на логику подготовки инструментария сбора социологической информации. Кроме того, как семантическая форма вычленения составных элементов исследуемого явления и установления между нимивзаимосвязи, логический анализ основных понятий помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологичес­кого исследования.

Каждый раз реализация исследовательской цели базиру­ется на определенной последовательности шагов, приемов, методов. Набор этих методов, а точнее, общая направлен­ность исследования может быть задана при формулировании гипотез. Гипотеза — это научное предположение, дающее объ­яснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Отсюда понятно, что предварительное выдвижение гипотез может повлиять на внут­реннюю логику всего процесса исследования.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных пред­положениях о причинах возникновения изучаемой пробле­мы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению зна­чимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и методов сбора социологической ин­формации.

Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль, не предопределяли итоговые результаты работы. Их форму­лируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.

По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и так же, как послед­ние, могут быть условно разделены на основные и дополни­тельные.

Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы путии средства изучения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.

Описательные и аналитические социологические иссле­дования, как правило, включаютнесколько основных задач, решение каждойиз которых предполагает реализацию опре­деленногочисла связанных с ними дополнительных задач. Так, например, при анализеотношений собственности и особенностей ихфункционирования, в качестве дополнительныхзадачможет быть поставленоизучение: а) оценок всех суще­ствующих, в томчисле формирующихся, формсобственнос­ти; б) предпочтений и приоритетов по отношению к ним; в) степениэффективности способов и методов хозяйствования как специфического проявления функций собственности.

При характеристике обязательных требований к програм­ме социологического исследования следует обратить особое внимание на интерпретацию и операционализацшо основных понятий.

Как бы ни осуществлялась трактовка основных понятий, этот процесс непременно носит логико-познавательный харак­тер, т.е. они всегда получают какую-то интерпретацию.

Основные понятия как бы задают ход исследованию, дик­туют логику изучения проблемы и потому нуждаются в ис­черпывающей интерпретации. Однако дать ее не всегда лег­ко. Однаиз причин недостаточно строгой научной интерпре­тации того или иного понятия — широко распространенное и прижившееся в массовом сознании обыденное представление о понятии, не раскрывающее полностью его содержания. Поэтому если исследователь изберет это обыденное представле­ние в качестве единственного ориентира, то он столкнется с немалыми трудностями.

Все выявленные на стадии интерпретации конкретные понятия также требуют своего объяснения, «своей интерпрета­ции». Осуществляется она в форме поиска тех частных поня­тий, которые и характеризуют составляющие основного поня­тия. На этом этапе логического анализа интерпретация уступает место другой процедуре уточнения предмета исследования.

Эта процедура, кратко именуемая операционализацией, продолжает, а точнее, детализирует интерпретацию основных понятий. Такая детализация заключается в расчленении ос­новного понятия на элементы (семантически — на однознач­но понимаемые термины). Получаемые при этом еще более простые понятия принято называть операциональными.

Таким образом, весь процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов: выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно отражает его сущность; выявление совокупности опе­рациональных понятий, на которые «раскладывается» основ­ное понятие.

Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности лю­дей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребовало значительных финансовых затрат, да и само исследова­ние оказалось бы весьма громоздким. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам струк­туру изучаемого объекта. Эта операция носит название выбор­ка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависят качество и достоверность социологической информа­ции. Данное обстоятельство обязывает тщательно поработать над выборкой. В последующем она, с учетом особенностей и. динамики объекта исследования, может быть уточнена и вы­делена в отдельный документ.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полу­ченной информации. Последнее необходимо для того, чтобы убедиться в степени правомерности распространения полу­ченных выводов на весь объект исследования.

В методическую часть программы социологического ис­следования включается также характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.);

логическая структура инструментария, из которой видно, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок их расположения в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к програм­ме в качестве самостоятельного документа,

Наряду с перечисленным выше программа содержит и логические схемы обработки собранной информации, показы­вающие предполагаемый диапазон и глубину анализа первич­ной информации.

Как видно, подготовка программы социологического ис­следования — дело непростое. Практика показывает, что на разработку программы, как правило, уходит гораздо больше времени, чем на проведение самого исследования. Однако жалеть силы на это не следует, так как хорошо продуманная программа — непременное условие его осуществления на высоком научном уровне.

Рабочий план исследования отражает основные процедур­ные мероприятия. Он позволяет заранее предусмотреть и наи­более точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придает иссле­дованию ритмичность на всех его этапах.

Разработка такого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам управленческой и исполнитель­ской деятельности, требованиям теории социального плани­рования. В то же время планирование социологического исследования имеет ряд отличительных черт, ибо это особый способ научного познания социальных явлений, опирающийся не только на общие, но и на «свои», относительно самостоятельныe, процедуры и формы организации.

Осуществление социологического исследования требует гибкого сочетания научно-теоретической, методической и организационной деятельности, а следовательно, и четкого раз­деления труда между его участниками. Кроме того, любое исследование вне зависимости от степени его сложности со­стоит из ряда этапов в серии эмпирических процедур. И хотя нее они отличаются своим предназначением и содержанием, их связывает между собой единая научно-исследовательская логика. Вследствие этого качество собранной социологичес­кой информации в равной мере зависимо от научного уровня реализации каждого из этапов, каждой из процедур исследо­вания.

Действительно, неверно составленный бланк опроса обо­рачивается получением недостоверных данных, неподготовлен­ность группы анкетеров порождает неорганизованность сбора первичной информации, а чрезмерная растянутость может обернуться потерей актуальности исследования.

Избежать всевозможных огрехов помогает централизован­ное руководство исследованием, документальным «путеводителем» которого призван стать рабочий план его подготовки и проведения.

Структурными компонентами плана социологического исследования выступают этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

Блок первый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования;

формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов в программу и инструмента­рии сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария (анкеты или бланка интервью и др.).

Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбop соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков интервью или дру­гих видов инструментария.

Блок третий. Охватывает совокупность операций для под­готовки первичной информации к обработке. Под специаль­ным контролем формируется массив информации, предна­значенный для математического анализа. Предварительно осуществляются кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет.

Блок четвертый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуж­дением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций.

В ходе проектирования исследования помимо разработ­ки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются расчеты временных, организационно-технических, материальных и иных затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Нормативные показатели используют тогда, когда нужно четко предста­вить, сколько понадобится времени для проведения иссле­дования, количество анкетеров (интервьюеров) для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть со­брана, закодирована и обработана. Учет нормативов при планировании исследования не загромождает работу, а, на­оборот, делает ее более осознанной, упорядоченной, спо­собствует как бы дополнительному контролю, самопровер­ке готовности к обработке всех элементов социологическо­го исследования.

Все это упорядочивает проведение исследования, помо­гает предотвратить возможные накладки, способствуя тем самым качественному сбору первичной информации и, ее свое­временной обработке и анализу. Обычно вспомогательные документы исследования оформляются в виде инструкций. Одна из наиболее важных — инструкция анкетеру (интервьюе­ру), проводящему опрос. Она содержит краткое описание цели, задач исследования и основных процедур, которые анкетер должен выполнить. В частности, указываются место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предсто­ит войти в контакт для сбора первичной информации, тип опроса (анонимный, по списку и т.д.), форма и характер всту­пительной беседы, а также требования к техническому осна­щению процедур опроса.

Особое внимание уделяется изложению порядка работы анкетера (интервьюера) во время опроса и после сбора за­полненных анкет (внесение в анкету дополнительных кодов и др.). В примечании дается разъяснение, кому и в каком виде возвращаются анкеты.

Кроме инструкции по технике опроса составляется кар­точка выборки. В ней отмечается количество респондентов, которых он должен опросить, а в случае надобности — пофамильный список опрашиваемых. В тех ситуациях, когда со­гласно используемой модели выборки анкетер сам должен отобрать респондентов, ему вручается специальный листок с указанием количества людей, подлежащих опросу по соот­ветствующим параметрам.

К вспомогательным документам исследования относится также инструкция по закрытию открытых и полуоткрытых вопросов анкеты. В ней приводится кодификатор, с помощью которого кодируются полученные от респондентов ответы в целях их даль­нейшей группировки и математической обработки.

Могут быть подготовлены инструкции, объясняющие со­держание и порядок осуществления других процедур (напри­мер, выбраковки неверно заполненных анкет). Вообще же количество и объем вспомогательных документов зависят от вида предпринятого социологического исследования, науч­ной квалификации, методического и организационного опы­та тех, кто его проводит.

Эти общие характеристики методологии и методики со­циологического исследования, его подготовки и проведения не исчерпывают всего многообразия способов, форм и мето­дов получения нового знания.

Можно предложить следующий алгоритм организации социологического исследования.

1. Организация отношений с заказчиком и соисполнителем исследования.

· оформление договоров и соглашения

· обеспечение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов)

· обеспечение организационных условий для проведения исследования (время, помещение, условия, оргтехника)

2. Финансовое и кадровое обеспечение исследования

3. Тиражирование методического инструментария

4. Проведение пробного исследования

5. Проведение основного исследования

6. Обработка результатов исследования

7. Обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций

8. Внедрение практических рекомендаций, социологических технологий и контроль за их внедрением

Таким образом, проведение социологического исследова­ния — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому исследователю следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих вкус к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.