Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Командная, или бригадная структура управления




Подготовка работников и их обучение.

Должна основываться на овладении широким кругом профессий, а также знаний, дающим им возможность выполнять множество функций, разбираться не только в чисто производственных, но и в организационных, экономических или других аспектах своей работы, овладевать смежными специальностями и осваивать так называемые “профессии будущего”.

Теорема о подборе кадров Лофтуса:

1) приглашенные издалека специалисты всегда кажутся лучше доморощенных. (Нет пророка в своем отечестве.)

2) прием на работу- это победа надежды над опытом.

Пятый закон управления Лофтуса: «Руководи по книге, даже если не знаешь ни имени автора, ни названия».

Закон Уистлера: «Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе».

 

Командная, или бригадная, структура обеспечивает компании искомую гибкость в управлении, работникам - удовлетворение содержанием своего труда, а потребителям именно ту продукцию, какую они хотели бы, т.е. все то, чего невозможно было бы добиться при традиционной системе организации труда в рамках линейно-функциональных структур управления.

Дальнейшее разукрупнение производственных отделений, децентрализация управления на уровне и внутри отдельного предприятия, формирование бригадных оргструктур и на производстве, и в управлении, отвечающих не только за разработку и выпуск продукта, но и за его продвижение к потребителю, за своевременное внесение изменений в изделия, чтобы обеспечить необходимую долю сложившегося рынка или начать формировать новый рынок сбыта, - именно “тот подход становиться наиболее доминирующим в компаниях с производством мирового класса, наиболее распространенным в рамках нового управленческого мышления.

Завод компании “Гудйеар” в Лаутоне (штат Оклахома), выпускающий автомобильные шины, представляет собой набор из 164 команд численностью от 5 до 27 человек каждая, которые называются рабочими центрами. Координируют деятельность этих рабочих центров четыре команды из числа управленцев завода. Деловые центры несут полную ответственность за все: за свои собственные цели, за производительность, издержки производства, потери, другие показатели хозяйственной деятельности. Руководитель завода отметил, что по уровню цен на свои шины его предприятие способно превзойти любого конкурента, включая корейцев, которые поставляют самые дешевые шины на американский рынок и снисходительно считают японцев слишком ленивыми.

Помните, что командная структура логически наиболее подходит для современной системы организации производственных процессов и ячеечной компоновки оборудования.

Традиционная компоновка промышленного оборудования отражала старые подходы к организации производства, когда все виды однотипного оборудования группировались в одном месте: токарные станки в одном цехе, сборочные линии - в другом. Заготовки или детали, произведенные в одном цехе, перевозились в другой и складировались там до тех пор, пока в них не возникла необходимость. После того как заготовка, деталь или узел покидали данный цех, его работники могли больше никогда продукт своего труда и не увидеть. Пожалуй, за исключением того случая, когда им возвращается брак для переделки.

Но даже в случае обнаружения дефектов на последующих стадиях технологического процесса устранение их часто поручают работникам совсем не тех цехов или участков, где были произведены бракованные изделия. Естественно, что при такой организации производства невозможно использовать главные на сегодня источники повышения эффективности и качества работы, то есть добиваться снижения потерь материально-энергетических ресурсов, уровня запасов, размеров незавершенного производства и т.д., не говоря уже о повышении гибкости производства (т.е. его способности быстро перестраиваться под изменение потребительского спроса, под внедрение нововведений).

Ячеечная компоновка оборудования, то есть размещение всех станков и машин, а также работников, необходимых для производства технологически законченного изделия в одном месте позволяет сделать такие ячейки полностью ответственными за какой-то узел или крупную сборочную операцию.

Изделие или продукт в данной ячейке должны быть полностью обработанные, прежде чем они поступят далее. Уже одно это значительно снимает время транспортировки материалов и размер незавершенного производства, запасов, а также обеспечивает реальные возможности для работников принять участие в поиске и решении производственных проблем, так как в рамках такой организации производства значительно снижается степень отчуждения работника от результата и процесса своего труда.

В производственные ячейки подбираются работники самых разных специальностей, поскольку здесь, действуя фактически в условиях подряда,

- они получают возможность выполнять широкий круг функций, действительно обогащать содержание своего труда;

- они могут наблюдать весь производственный процесс;

- они получают реальную самостоятельность и автономию в принятии управленческих решений.

Помните, что реальное участие трудящихся в управлении требует не лозунгов и призывов, не разъяснительной работы по поводу того, что это все очень хорошо и нужно, а прежде всего конкретных материальных предпосылок в виде новых схем размещения технологического оборудования и методов организации производственного процесса.

Хотя следует заметить, что возможность и, главное, эффективность, экономическая целесообразность ячеечной компоновки оборудования появляются лишь на определенной стадии технического развития производства. Поскольку каждая ячейка или команда в состоянии немедленно обнаруживать и реагировать на имеющиеся производственные проблемы, то, оказывается, куда выгоднее сегодня иметь шесть бригад на подряде, полностью отвечающих за какое-то изделие или вид услуг, предоставляемых непосредственно потребителю, чем шесть цехов или отделов на согласование самого мелкого вопроса, на что уходит уйма времени. Сегодня многие американские фирмы, исповедующие новую управленческую философию, поняли необходимость укрупнения профессий, стирания граней между ними.

Например, при создании совместного предприятия “Тойеты” и “Дженерал моторс” во Фремонте между администрацией и руководством профсоюза автомобильных рабочих было заключено специальное соглашение, предусматривающее, что на предприятии отныне будут работники лишь четырёх профессий на сборке и трёх квалификационных уровней по принятой профсоюзами классификации. Страхи рабочих и профсоюзных деятелей насчёт того, что новая организация труда приведёт к росту сверхурочных, не оправдались. В рамках нового управленческого мышления любые виды сверхурочных рассматриваются как потери и потому подлежат уничтожению.

Переход к подобной организации производства позволит значительно сократить аппарат управления (особенно на высшем и среднем уровнях), число уровней управленческой иерархии.

Многие корпорации сократили и высший эшелон руководителей. В настощее время ряд американских компаний с многомиллиардными оборотами управляются из штаб-квартир с персоналом не более ста человек (среди них “Эмерсон Електрик”, “Дана корп.”, “Шламбергер” и др).

Полное разделение труда приводило в итоге к росту монотонности, повышенной утомляемости процесса работы для человека, а значит, и снижало степень привлекательности такого труда для работника. Подобный метод к разработке рабочих мест был вполне оправдан в условиях высокой доли живого труда в стоимости продукции, когда эффективность производства и производительность, интенсивность труда были, по сути, идентичными понятиями.

Добиваться же высокой индивидуальной производительности труда можно было только путем расчленения работ на частичные операции при максимальной специализации работника на их выполнении, что приводило к превращению работника в придаток машины. Однако все, что было хорошо в производстве в 20 в. оказалось во многом непригодным в условиях современного производства.

Сегодня подобный подход к организации труда и разработке рабочих мест приводит в основном к негативным для повышения производительности и качества последствиям. Вот почему в 70-е гг. 20 в. многочисленные сторонники обогащения содержания труда, улучшения качества трудовой жизни предприняли попытки добиться расширения спектра выполняемых рядовыми работниками обязанностей, как на производстве, так и в конторах, с тем, чтобы повысить степень привлекательности их труда, наполняя смыслом их деятельность. Хотя этот подход иногда приводил к улучшению психологического самочувствия работников и климата на производстве или в конторе, он редко сопровождался значительным улучшением конечных показателей хозяйственной деятельности предприятий фирм. Потому и не получил широкого распространения. Естественно, что никто не захочет заниматься на производстве только лишь филантропией, не приводящей к росту прибылей или к усилению конкурентоспособности компании. Почему это произошло?

Дело в том, что проблемы, о которых шла речь, не могут быть решены на уровне отдельного рабочего места. Вместо изменения способов разработки рабочих мест в масштабе небольшой части организации необходим подход, который ориентировал бы работников на самостоятельное хозяйствование на рынке с продуктом собственной разработки и производства. Это требует не просто “обогащения содержания работ” группы трудящихся, а совершенно нового подхода к формированию всей оргструктуры управления. Причем во взаимоувязке ее со всем комплексом взаимоотношений с потребителями. И сама направленность разного рода программ обогащения работ должна быть принципиально другой: не внутрь организации (на повышение привлекательности труда для рабочих), а во вне ее - на улучшение обслуживания потребителей.

За основу должна браться не сама работа, т.е. профессия и последующее её обогащение (как и не функция управления и последующее повышение ее эффективности), а команда или бригада, совокупность работников, уже имеющих широкий кругозор и квалификацию, которая позволит им выполнять широкий круг обязанностей, направленных на получение заданного конечного результата.

Но помните, что без изменений в оргструктурах управления подобные сокращения бессмысленны.

конкурентной борьбе. Кто окажется быстрее, тот и победит. Вот почему наиболее дальновидные американские фирмы не жалеют средств на создание так называемых систем параллельной разработки новых видов изделий, когда две, три, а иногда и большее число групп или команд разработчиков заняты созданием одного и того же изделия.

Увеличение затрат на создание всех этих предпринимательских команд и небольших хозяйственных единиц, новых рисковых групп (как их называют в разных компаниях – «кто во что горазд») окупают себя в последующем.

Главное - дать изобретателям и новаторам максимально возможную в рамках данной компании свободу действий, отдать им всю ответственность за разработку, производство, маркетинг новых изделий и не бояться при этом параллельности или дублирования функций, технологий или чего-нибудь подобного.


ТЕМА 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Качество продукции - это совокупность различных показателей, которые должны количественно оценить соответствие промышленной продукции ее назначению.

Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнивать данный набор свойств с каким-то эталлоном. Эталоном могут служить лучшие отечественные или международные образцы, при этом применяется термин уровень качества.

Уровень качества необходимо отслеживать на всех жизненных циклах продукта:

- проектирование и разработка продукции;

- планирование и разработка процессов закупки;

- производство и предоставление услуг;

- проверки и спытания;

- упаковка и хранени;

- реализация и распределение;

- монтаж и ввод в эксплуатацию;

- техническая помощь и обслуживание;

- послепродажная деятельность.

Необходимо учитывать экономические критерии управления качеством. Повышение качества продукции за счет ухудшения экологических условий работы на производстве недопустимо.

Совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при которм соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованной группой потребителей.

Соответственно методике оценки качества промышленной продукции установлено восемь групп показателей качества:

1. Показатели назначения, которые характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают сферу ее применения (техническое совершенство, конструктивные показатели и т.п.).

2. Показатели надежности - безотказность, сохранение, ремонтопригодность, долговечность (износ, срок службы).

3. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности работы при изготовлении и ремонте продукции (коэффициент сборки, коэффициент использования рациональных материалов, удельные показатели трудоемкости).

4. Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации сложных частей изделия.

5. Эргономические показатели характеризуют систему "человек - продукция - среда" и учитывают комплекс гигиеничных, антропологических, физиологических, психологических свойств человека, которые проявляются в производственных и бытовых процессах.

6. Эстетичные показатели характеризуют такие свойства продукции, как необходимость, оригинальность, соответствие среде и стилю и т.п.

7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентоспособности изделия, а также его патентную чистоту (показатели патентной защиты, показатель патентной чистоты).

8. Экономические показатели отображают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделий, а также экономическую эффективность эксплуатации.

Экономические показатели имеют особое значение. По ним оценивают качество, надежность, ремонтопригодность продукции, технологичность, уровень стандартизации и унификаци, патентную чистоту и их связь с затратами при достижении определенного уровня.

Большое значение для повышения качества сырья и готовой продукции имеют стандарты. Они устанавливают нормы качества и определенные требования, которые выдвигаются к сырью, полуфабрикатов и готовой продукции.

Стандарт - это норма, которая удовлетворяет определенные условия относительно качества, химического состава, физических свойств, массы и т.п.. Стандарты устанавливаются для изделий и сооружений серийного и массового применения.

Стандарты широко используются во всех странах. В зависимости от сферы действия и области распространения различают: - ведомственные; - отраслевые; - межотраслевые; - национальные; - государственные; - региональные; - международные стандарты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.