Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок – основная форма организации учебной работы




Формы организации учебной работы в школе.

Занятие №4.

Цель: Рассмотреть основные формы организации учебного процесса: урок, требования к современному уроку, типы и структуру уроков; экскурсию; факультатив; домашнюю учебную работу.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о формах организации обучения, их развитие в дидактике.

2. Урок – основная форма организации обучения в современной школе.

3. Другие формы организации обучения: домашняя учебная работа, экскурсия, индивидуальная учебная работа, факультативы, дополнительные занятия.

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Составьте календарно-тематический план по одному из разделов учебного предмета начальной школы.

Задание 2. На основе календарно-тематического плана составьте поурочный план, используя программу, учебник, методические пособия, методические журналы, дополнительную литературу.

Задание 3.

Проанализируйте свой урок по следующей схеме:

1.Общие сведения об уроке. Дата, класс, предмет, число учащихся по списку, сколько присутствует, какой урок по порядку.

Обстановка в классе: чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку.

Оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска. Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя, была ли потребность тратить время на организацию класса, установления порядка и дисциплины.

Тема урока, цели урока: определил ли учитель цель урока, информирует ли учащихся о цели и задачах урока, как он это осуществляет.

Тип и структура урока. Какой избран тип урока. Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия. Место урока в системе занятий по целому разделу. Связь урока с предыдущими уроками, как она осуществляется. Структура урока: соответствует ли она данному типу урока, какие замечены отклонения и чем они вызваны. Последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока. Как подводятся итоги

Содержание урока. Соответствие содержания программе. Как связан учебный материал с современностью, местным окружением школы? Установление межпредметных связей. Как осуществляется развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся? Использование дидактических материалов и оборудования кабинета. Достигнут ли прирост или совершенствование знаний, умений и навыков на основе ранее усвоенного материала?

Методы и приемы обучения на уроке. Какая система методов обучения применяется, какие методы, приемы в ней сочетаются? Соответствуют ли методы и приемы обучения содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным обязанностям учащихся? Соответствуют ли методы обучения осуществлению задач воспитания? Как соблюдаются основные требования к уроку: воспитательные, дидактические, психологические, санитарно-гигиенические?

Как развивается на уроке наблюдательность и логическое мышление? Виды и место самостоятельной работы учащихся с учебником, как осуществляется формирование умение учиться. Как используются для самостоятельной работы дидактические материалы и технические средства обучения?

Формирование навыков самоконтроля. Последовательность применения знаний и упражнений для выработки навыков и умений.

Способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня подготовки.

Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания. Осуществлялась ли дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащихся. Объем домашнего задания, на какое время оно рассчитано.

Подведение итогов. Насколько учащиеся привлечены к активному умственному труду? Насколько учащиеся заинтересованы, прилежны, дисциплинированы. Как осуществлялась мотивация учения в течение всего урока, применяются ли с этой целью специальные приемы? Отношение учащихся к учителю.

Поведение учителя. Умение владеть классом, организовать его, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого. Стиль и тон в работе. Педагогический такт. Наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем. Внешний вид. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся.

Результаты урока.

Выполнение плана. Объем и качество знаний учащихся (глубина, сознательность, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Что ценного из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей? Указания учителю, как закреплять и усовершенствовать положительные качества урока, как преодолевать недостатки.

Список основной литературы:

1. Педагогика: студ. пед.вузов и пед.коллеждей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002.

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2001.

3. Педагогика: Учебное пособие для вузов / А.В. Сластенин и др. 4-е изд. – М., 2002.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001.

Список дополнительной литературы:

1. Гусев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М., 2001.

2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,1984.

3. Ильин Е. Рождение урока. – М., 1986.

4. Коллективная познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. – М., 1985.

5. Маргулис Е.Д. Коллективная деятельность учащихся. – Киев, 1990.

6. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. – М., 1985.

7. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. – Киев, 1989.

8. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М, 1987.

9. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М., 1989.

Тест для самоконтроля

1. Почему классно-урочная форма организации обучения является главной?

1.Потому, что есть и вспомогательные формы, все главными быть не могут.

2.Потому, что она возникла раньше других.

3.Потому, что именно на уроке, а не на кружке или в процессе домашней самостоятельной работы идет реализация поставленных целей.

4.Потому, что на уроках изучается большой объем учебного материала.

5.Потому, что урок проводится учителем.

2.. Определите основные признаки урока, выбрав наиболее полный ответ:

1. Уроком называется форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, по твердому расписанию и установленному регламенту.

2. Урок характеризуется такими признаками: постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием.

3. Для урока характерно постоянное время работы – 45 минут.

4. Урок определяется следующими чертами: руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение проверки знаний.

5. Урок определяется наличием триединой цели: научить, воспитать, развить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.