Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие психической нормы и аномалии

Система менеджмента качества

Обеспечение качества

«Обеспечение качества — все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые, для создания достаточной уверенности в там, что объект будет выполнять требования к качеству»
(ИСО 8402-95).

Существуют как внешние, так и внутренние цели обеспечение качества:

a) внутренне обеспечение качества; в рамках организации
обеспечение качества создает уверенность у руководства;

b) внешнее обеспечение качества: в контрактных и других ситуациях обеспечение качества создает уверенность у потребителя
или других лиц.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001:

 

Обеспечение качества: Часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены

Здесь:

а) менеджмент качества: Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

б) требование: Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным

«Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления руководства качеством» (ИСО 8402-95).

Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000-2001 система качества определяется как система менеджмента.

Система менеджмента качества: Система менеджмент* для руководства и управления организацией применительно к качеству

Здесь:

система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

система менеджмента: Система для разработки политики и целей и
достижения этих целей.

организация: Группа работников и необходимых средств с распределен» ем ответственности, полномочий и взаимоотношений. Таким образом.

Система.менеджмента качества: Система для разработки политики, целей и достижения этих целей, необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений применительно к качеству.

Таким образом возникло самостоятельное направление менеджмента — менеджмент качества.

Стандарты ИСО регламентируют понятия «обеспечение качества» и «управление качеством»

 

В03 определяет здоровье как «сос тояние полного благополучия - физического, душевного и социального.

Что такое психическое здоровье? Термин «психическое здоровье» обычно обозначает отсутствие психических заболеваний или проблем регуляции. Но так же как отсут ствие конкретных физических болезней еще не означает, что человек здоров, отсутствие адаптационных проблем еще не является достаточным условием психического здоровья личности. Отсутствие психических расстройств является лишь минимальным условием психического здоровья.

К достаточным условиям психического здоровья можно отнести_разные признаки. Ягода (1958) выдвигае т 6 критериев психического здоровья:

- позитивная установка по отношению к собственной личности

- духовный рост и самореализация интегрированная личность автономия, самодостаточность адекватность восприятий реальности

компетентность в преодолении требований окружающего мира

Беккер (1995) формулирует 3 главных компонента душевного здоровья

душевное и физическое хорошее самочувствие

самоактуализация

уважение к себе и другим

Обобщив, можно сказать, что такими критериями являются

Способность_к адекватному восприятию реальности

Позитивная самооценка (чувство внутреннего благополучия)

Адаптированность к социуму

Понятие психического здоровья тесно связано с понятием нормы. Стат истическ ая норм а - определяется посредством опытных среднеарифметических данных - аномальное - значит необычное. Но средние значения лишь в ограниченной мере помогают определить норму (например, кариесом страдает большинство населения).

Функциональная норма - определяется опытным путем (РН-баланс, давление, температура, уровень сахара, уровень ядов в окр.среде) оценивает состояние с т.з. его последствий как «полезное» или «вредное»

Нормальные и пограничные значения обосновываются идеальными нормами И.Н. -ЭТО «состояние совершенства» и постулировано как общезначимое - анормальное - значит, не соответствующее идеалу. Пример - «полноценно функционирующая личность».

В социаль ной системе устанавливаются социальные нормы, назначение которых -управлять поведением членов системы и контролировать его. Социальная_норма -предписанные обществом правила_ поведения а номально е - значит отклоняющееся. Некоторые из этих норм заданы в виде законов, другие - даже не зафиксированы на бумаге и не доступны статистическому учету.

И все-таки состояние человека оценивают как «больше не являющееся нормальным» обязательно учитывая и субъективную норму. Субъектив ная норм а – масштаб для оценки изменений служат суб ъективные данные - анормальное - неподходящее для индивида. То есть поводом для того, чтобы назвать что-то ненормальным обычно является наблюд аемое отклонение не от состояния других людей, а от состояния, в кото ром пребывал сам индив ид прежде и которое соответ ствовало ег о целе вым установк ам, возможностям и жизненным о бстоятельствам. Критерием для сравнения здесь является не универсальность (как при статистической норме) и не абсолютные ценностные установки (как при идеальной норме), а ВОЗМОЖНОСТИ и работоспособность индивида. А нормально е - значит, вредное, неподходящее для индивида.

Чаще всего анома льны м считает ся такое поведение, которое:

Идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей.

• Представляет опасность для самого человека или окружающих его людей

Не может контролирова ться самим человеком.

Связано с особым, отличающемся от обычного, с пособо м «расшифровки» окружающего мира головным мозгом

Связано с изменени ями или помрачениями сознания

• Связано с эмоц иональными нару шениями, например, с преувеличенным проявлением грусти или гнева, безосновательными страхами пли депрессией

Приводит к разрыву нормальных путей общения с другими людьми

Но диагностировать и квалифицировать, психическую аномалию всегда проблематично. Джордж Элби, бывший президент американской психологической ассоциации, указывал на то, что «аппендицит, опухоли мозга и ветрянка протекции у всех одинаково, независимо от культурной или классовой принадлежности, но ни психические расстройства это правило, вероятно, не распространяется». Психические расстройства трудно поддаются диагностике. Психологи не всегда приходят к единому мнению о том, какие состояния действительно являются отклонениями от нормы.

Существуют разные подходы к систематике психических расстройств Сущность медицинского подходя к психическим нарушениям состоит в том, чтобы человек, страдающий психическим расстройством, имен определенный диагноз, основанный на классификации симптомов, согласно которому ему предписывается определенное фармакологическое, физиотерапевтическое и психотерапевтическое печение, а также, в случае необходимости, оказывается социальная помощь.

В 60-е годы XX века появилось новое течение, получившее название «антипсихиатрии», одним из лидеров которого является английский психиатр Рональд Лэинг. Согласно этому подходу, «безумных» порождает само общество своим отношением к аномальному поведению и его истолкованием. Психическое заболевание – это миф. Приклеивая ярлы к психически больного человеку, которому просто несколько труднее жить, чем другим людям, с него снимают ответственность за проблемы, что и побуждает его вести себя как подобает «больному». Лэинг считает, что б ольной стан овится шизофреником не сам по себе, а благодаря обществу, которое его таковым делает; поэтому в первую очередь нужно изменить общество и отношения между людьми. С этой точки зрения кризис, переживаемый больным, важно интерпретировать не как симптом деструкции, а как признак вызд оровления, и единственное, чем можно помочь человеку в преодолении кризиса, - это сопровождать и поддерживать его, продвигаясь с ним по этому пути бок о бок, чтобы помочь ему «вновь обрести себя» на другом конце тоннеля. Обычное же лечение бесполезно, т.к. направлено на подавление симптомов кризиса с помощью фармакологии или шоковой терапии, чтобы вновь затолкать человека в ту среду и те обстоятельства, из которых он хотел выбраться и которые сделали его больным. «Антипсихиатры» поэтому не озабочены постановкой диагноза, их больше волнуют те проблемы, которые привели человека к дезадаптации и те способы помощи, которые позволят человеку преодолеть возникшие затруднения.

В рамках медицинского подхода в настоящее время доминируют 2 международные системы классификации психических расстройств ISD, D SM.

ISD – система классификации Всемирной организации здравоохранения. Всемирной организацией здравоохранения издается диагностический справочник – система классификации всех болезней, в т ч и сомати ческих – Международная классификация болезней. Сейчас действует ее 10-версия. МКБ -10 содержит 21 главу, глава 5 кодируется буквой F и охватывает психические расстройства, которые подразделяются на:

F0 - органические, включая симптоматические психические расстройства

F1 - психические и поведенческие расстройства вследствие приема психотропных препаратов

F2 - шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F3 - аффективные расстройства

F4 - невротические, стрессовые и соматоформные расстройства, (например: F40

фобические расстройства, F40.0- агорафобия, F40.00 - агорафобия без панического расстройства, F40.01 -с паническим расстройством)

F5 - поведенческие синдромы, связанные, с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F6 - расстройства личности и поведения

F7 -снижение интеллекта

F8 - нарушения развития

F9 - поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детстве и юности.

F0 – Органические психические расстройства возникают в результате органических поражений головного мозга (травма, энцефалиты и др.) и представляют собой класс _соcтоя ний, непосредственно обусловленных нарушениями структу ры или физио логических особенност ей мозговой ткани. Типичным примером такого рода расстройства является деметщя. Ее возникновение связано с дегенерацией ансамблей нервных клеток, .образующ их т.н. се нильные бля шки. Из дегенеративных нарушений чаще всего встречается болезнь Альцгеймера, которой страдают от 3 до 5% всех людей, старше 65 лет. Для этого заболевания характерна прогрессирующая нес по собност ь больного организовать свою по вседневную жизнь: вскоре д обавляются расст рой ства восприят ия места и времени, на рушения кратковременной памят и, а затем и потеря контроля над когнитивными, речевыми и, наконец, физиологическими функциями. Постепенно забывая назначение самых обычных предметов; человек в конце концов перестает идентифицир овать собственну ю личност ь, затем разговаривать, улыбать ся, и у него остается толькс м сосательный рефлекс. Единственныйспособ замедл ить прогрессирование болезни состоит в том, чтобы под держиват ь у больного ощущение жизни и тесную связ ь с окру жающими.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Что такое качество | F1 - Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.