Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

График № 2

График №1а График № 1б

Рис1. Спрос на товар фирм:

а) совершенной конкуренции;

б) несовершенной конкуренции

 

Рассматривая графики спроса на товар двух фирм представителей совершенной и несовершенной конкуренции следует отметить следующее: совершенно конкурентная фирма (график 1а) может продавать сколько она хочет, не оказывая влияния при этом на рыночную цену. Следовательно, линия спроса на её продукцию горизонтальная. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объёмом производства у фирм, входящих в отрасль.

В случае фирмы-несовершенного конкурента (график 1б) кривая спроса DD имеет отрицательный наклон, поскольку чем больше её Q, тем меньшую цену она может установить. Следовательно, когда фирма монополист выбрасывает на рынок большое количество товара, его цена падает.

Если же фирма не обладает полной монополией сокращение цены (Р) её конкурента сдвинет линию спроса DD влево, в положение D1D1.Значит из-за соперничающей фирмы даже при снижении цены теперь можно будет продать меньшее количество товаров.

В чём же со стоит проблема максимизации прибыли монополий? Данную проблему можно рассмотреть двумя аналитическими инструментами: 1) методом сравнения валового дохода (TR —валовой доход) и валовых издержек (ТС —валовые издержки); 2) методом сравнения предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС).

Валовой доход представляет собой произведение Р * Q т.е. цена единицы товара умножается на количество единиц продаваемой продукции. Согласно теории предельной полезности предпринимателю-монополисту необходимо для продажи каждой дополнительной единицы продукции понизить цену, что отразится в величине валового дохода и предельного дохода.

Произведенные товары, цены и виды доходов

Таблица № 1

Число единиц товара Q Цена   P Валовый доход   TR Предельный доход MR   оход ()доход ()ара()
      -3

Значение колонки 3 получается умножением соответствующих значений колонки 1 на значение колонки 2. Колонку 4 получаем из колонки 3, вычитая из каждого последнего значения валового дохода величину, предшествующую ей. Например: 78-41=37; 111-78=33; 140-111=29 и т.д.

Колонка 3 показывает цены, вплоть до продажи 11 единиц товара и достигает максимума 231 единиц. Монополист снижает цену, но зато расширяет объем продаж. Но с 12‑й единицы проданного товара при снижении цены до 19 и ниже валовой доход последовательно сокращается.

На графике это может быть представлено так.


Кривая валового дохода фирмы при несовершенной конкуренции имеет «холмообразный» вид.

Кривая валовых издержек (ТС) говорит о том, что максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, когда разница между TR и TC максимальная. Это видно из графика. Максимальное расстояние между TR и TC будет соответствовать расстоянию между точками А и В, т.е. когда произведено 9 единиц продукции. Нужно, к тому же, различать максимум валового дохода и максимум общей прибыли.

Максимум валового дохода достигается при выпуске 11 единиц, а максимум прибыли будет достигнут при выпуске 9 единиц продукции.

Другой способ определения максимума прибыли требует сопоставления предельного дохода и предельных издержек.

Предельный доход - это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара. Он определяется как разница между TR и TRn-1 (см. вышеприведенную таблицу колонка 4). Если фирма совершенный конкурент, то она будет продавать каждую дополнительную единицу товара по одной и той же неизменной цене. Например, 1 ед. продается по цене 4 денежных единицы, 2 единицы товара по той же цене принесут валовой доход 82 ден.ед. (42*2). Предельный доход (MR) при продаже 2 единиц товара составит 82-41=41 ден.ед. При продаже 3 единиц товара по цене 41, валовой доход составит 123 ден.ед. (41*3). Следовательно, MR составит вновь 41 ден.единиц,т.к. 123-82=41 ден.един.

Вывод: в условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара, т.е. MR=P.

Каков же будет MR при несовершенной конкуренции? Рассмотрим на графике 3.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возникновение и сущность монополий | График № 3
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.