Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теории лидерства




Категория власти руководителя и ее формы лежат в основе ряда закономерностей теории управления и психологии управления, в частности. Эти закономерности связаны с решением следующих вопросов:

1. Как может и должен распоряжаться предоставленной ему властью руководитель?

2. Как он реализует предоставленные ему статусом права и как он должен делать это, чтобы добиться максимальной эффективности управления?

Властные регуляторы управленческой деятельности являются наиболее сильными средствами ее организации.

В психологии управления определяют главные варианты ее реализации, которые обозначаются понятием «стиль руководства». С вопросом о властных полномочиях связаны тесно и то, как, на кого, и почему они разлагаются.

Весь спектр вопросов изучается в одном из главных направлений в психологии управления - теории лидерства.

В психологии управления существует 4 подхода к разработке вопросов о том, на кого и почему возлагается власть в группе.

Эти подходы сформулированы в основных концепциях лидерства:

I. Теория черт;

II. Поведенческий подход; Ш. Ситуационный подход;

IV. Теория адаптивного руководства.

Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, Впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью

, активностью, социальным участием и социально - экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что «человек не становиться руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных качеств».

Поведенческий подход основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход сосредоточил свое внимание на поведения руководителя. Эффективность, согласно этому подходу, скорее определяется манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным.

Однако более позднее исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы.

Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию. Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их достижению целей организации.

Каждая организация представляет собой уникальною комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой - то конкретной категории.

Стиль может быть автократичным (это одна кратность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на человеке.

Автократичный лидер в управление аавторитарен, обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителем. Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа, но сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять и решение.

Представление демократичного руководителя (Мак Грегор назвал их теорией «У»).

1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только прилгут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Способность к творчеству решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Руководитель, сосредоточенный на работе также известен как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.

Заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, является внимание к повышению производительности труда путем совершенствования человеческих отношений делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, поощряет их профессиональный рост.

Лайкет описывает эксплуататорского - авторитарных руководителей, которые имеют характеристики автократа.

«Благосклонно - авторитарные» руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений.

«Консультативные» руководители, проявляют значительное, но не полное доверие к

подчиненным; имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными.

Ситуационная модель руководства Фидлера явилось важным вкладом в дальнейшее развитие теории, т. к. она сосредоточила внимание на поведение руководителя:

1. Отношения между руководителями и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки, а не расплывчатость.

3. Должностные полномочия. Это - обьем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Различные сочетания этих 3 - ех размерностей могут дать множество потенциальных ситуационных стилей руководства.

Управление должно быть гибким, а стиль руководства адоптивным, т. е. приспособляемым к конкретным управленческим ситуациям и лучшего для него стиля на другой, темвыше его эффективность.

Руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами, типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

Сейчас стало ясно, что самым эффективным стилем в сегодняшнем быстро меняющемся мире является стиль адаптивный, или стиль, ориентированный на реальность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.339 сек.