Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика и практическая психология




Психологическая

Современная психологическая диагностика неразрывно связана с предметными областями всей психологической науки: с психологией человека, медицинской, возрастной, социальной, специальной и т.п. психодиагностические методы проникают практически во все области психологического знания, органично сливаются с их специфическими методами и методиками, исследовательскими подходами. Психодиагностические методы не только фиксируют наличие того или иного свойства, его выраженность, уровень развития и степень отклонения от нормы, но и превращаются в надёжный способ проверки истинности теоретических построений различных психологических направлений и школ.

Обогащая психологические дисциплины методами познания внутреннего мира человека, психологическая диагностика впитывает в себя все новейшие достижения психологических знаний. Именно поэтому психодиагностику можно считать открытой и динамичной системой, интегрирующей психологические знания о современном человеке.

Особое место в междисциплинарных взаимоотношениях занимают связи психодиагностики с психологическим консультированием и психологической помощью как составляющими практической психологии. Психологическая диагностика никогда не заканчивается постановкой психологического диагноза. Она всегда предполагает прогнозирование развития выявленного и измеренного феномена, ориентируясь на внутреннюю логику его изменений. Вслед за прогнозом нередко возникает проблема выбора необходимого способа психологической помощи. Можно говорить, что психологическая диагностика – это триединство диагноза, прогноза и психологической помощи.

Психологическуюдиагностику и психологическое консультирование сближает гуманистическая ориентация. В самом широком смысле и психодиагностика, и консультирование как виды психологической практики предназначены для оказания психологической помощи человеку на любом этапе его жизненного пути. При этом они могут использовать различающиеся методические приёмы и средства. И психодиагностика, и психологическая помощь ориентированы на применение тех методов и средств, которые соответствуют индивидуальному складу, неповторимой жизненной истории, специфическим проблемам конкретной личности.

Эффективность психологической помощи существенным образом зависит от того, насколько объединены и согласованы усилия психологической диагностики и разных видов консультирования в целях обеспечения психического здоровья и комфорта человека. Практическая деятельность психолога в каждом из рассматриваемых видов выполняет свои особые функции. В задачи психологической диагностики входят точность и объективность определения так называемых симптомов-мишеней для психологического консультирования. Симптом-мишень – это область психологических проблем человека, которые обуславливают затруднение его взаимодействия с окружающей реальностью, мешают находить своё место среди окружающих людей, чувствовать себя комфортно в критических жизненных ситуациях, препятствуют достижению личностного и делового статуса, усвоению или преобразованию социальных ролей. Симптом-мишень может представлять собой одно какое-либо психическое образование. Например, при слабо выраженном творческом потенциале или невозможности реализовать творческую активность психолог-диагност занимается выявлением уровня и структуры творческих возможностей, детерминант их проявления и развития, их ролью в жизнедеятельности человека. Наряду с этим симптом-мишень может выражаться в виде взаимосвязанных психологических проблем, обусловленных спецификой формирования ряда психических образований или индивидуальной истории личности в целом. Тогда психодиагностика будет направлена на одновременное выявление, например, мотивационных, эмоциональных, интеллектуальных проявлений и т.п.

На каждом этапе индивидуального жизненного пути симптом-мишень имеет свои специфические особенности, обусловленные возрастом, половой принадлежностью, неординарностью личности, своеобразием её деятельности. Так, если для школьника наибольший смысл имеет учебная деятельность, то можно предполагать, что симптом-мишень будет включать те стороны психической жизни, которые создают дефицит успешности обучения, в частности, интеллект, память, мотивацию к успеху и обучению, самооценку, систему отношений к окружающим людям и т.п.

Кроме ведущего симптома-мишени психолог-диагност может столкнуться с сопутствующими симптомами, которые в большей мере определяются актуальной жизненной ситуацией в целом, а не результатами профессиональной или любой другой личностно важной деятельности. Можно считать, что успех предпринимательской деятельности зависит не только от уровня «предпринимательского интеллекта», но и от стиля взаимоотношений с окружающими людьми. Знание сопутствующих симптомов-мишеней особенно важно, когда при внешней успешности и кажущейся бесконфликтности человек испытывает внутренний дискомфорт. Людям с высокими и очень высокими деловыми достижениями не редко требуется эффективная и своевременная психологическая помощь для формирования необходимой в жизненных ситуациях самооценки и ослабления чувства страха, тревоги как перед неудачами и ошибками, так и перед успехом. Снижение выраженности или необратимое устранение внутреннего психологического и межличностного конфликтов путём психологического консультирования различных форм достигается точностью соответствия выбранного метода психологической помощи содержанию ведущего и сопутствующего симптомов-мишеней, а также уровню индивидуального психологического развития и личностного роста обследуемого.

Поэтому можно считать, что в психологическом консультировании диагностика выполняет так называемую предворяющую функцию. До начала консультирования даётся психологическое заключение о содержании и выраженности симптома-мишени. Результаты наблюдения, беседы и индивидуального обследования, сопоставляемые со среднестатистическими нормами (по полу, возрасту, профессиональной принадлежности0, превращаются в первый источник информации о необходимости консультирования и его видах. Возникает реальная возможность учитывать индивидуальный психологический портрет человека при выборе варианта психологической помощи и, следовательно, менять приёмы и способы, перестраивать тактику, длительность и объём.

Диагностика, взаимодействующая с психологическим консультирова-нием, выполняет также экспертную функцию. Психодиагностические результаты можно использовать для контроля успешности психологической помощи. Психологическая диагностика – обязательный этап выявления отсроченных позитивных и возможных негативных последствий терапии и консультирования. Несомненное достоинство психодиагностики заключается в возможности определения «психологической цены» достигнутого душевного равновесия и психического комфорта личности. Психологическая диагностика даёт консультанту надёжную обратную связь – сведения об изменении или сохранении симптома-мишени.

В процессе консультирования психодиагностика может выполнять функцию, связанную с выявлением психических состояний, переживаний самого консультанта. Данный аспект имеет большое значение с точки зрения достижения эффективности психологической помощи и с точки зрения этики. Ведь психологическое консультирование – не просто временная общая работа двух случайно встретившихся людей. В подавляющем большинстве случаев – это совместное переживание важных жизненных проблем, процесс вживания друг в друга, причём процесс динамичный, со множеством неожиданных отступлений и заранее не программируемых решений, в ходе которого психолог-консультант должен уметь отслеживать собственные переживания, диагностировать собственное отношение к происходящему и к консультируемому. Он должен понимать свои эмоции, оценивать свои интеллектуальные, личностные и энергетические возможности, уровень компетенции и притязания. Психологическая диагностика помогает и обучает консультанта наблюдать за собой и понимать себя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.