Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальных техник и тестов




И ограничения применения

Диагностические возможности

Ещё один способ получения психодиагностических данных – использование тестов и контролируемых экспериментальных ситуаций. В отечественной и зарубежной психологической литературе представлено большое количество дефиниций понятия «психологический тест». Наиболее распространены определения А. Анастази, А. А. Бодалёва и В. В. Столина, В. К. Гайды, и В. П. Захарова и др. В частности, психологический тест понимается как объективное и стандартизированное измерение выборки поведения. Тест рассматривается и как стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуальных психологических различий. Возможно сравнение теста со специфическим инструментом для оценивания психологических качеств личности. Тест обычно состоит из совокупности заданий и вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения.

Общепризнано, что надёжность тестов выше, чем надёжность наблюдения и самонаблюдения, поскольку они лишены свойственной названным методам субъективности. Объективность психологических тестов основывается на относительной независимости первичных регистрируемых показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных и научных установок, субъективных суждений психолога-диагноста. Первичными называются показатели, полученные после обработки тестовых заданий и не приведённые к какой-либо известной шкале. Объективность тестирования обеспечивается однообразием процедуры проведения теста, единообразием оценки выполнения тестов, что необходимо для получения сравниваемых с нормой результатов, а также определением количественной и качественной нормы выполнения теста для сравнения показателей конкретного обследуемого лица. При использовании тестов, экспериментальных процедур диагност контролирует фактически весь ход исследования, пытаясь максимально поддерживать одинаковые для всех обследуемых условия.

Повышение диагностических и прогностических возможностей тестов достижимо благодаря использованию только валидных и надёжных методик. К большому сожалению, в подавляющем большинстве выпускаемых сборников, альманахов, практикумах не указывается надёжность и валидность методик, рекомендуемых для практической работы, что снижает доверие как к составителям сборников, так и к самим тестам. Более того, в диагностических целях нередко используются зарубежные методики, не адаптированные для отечественных культурных условий, надёжность и валидность которых нуждаются в обязательной проверке.

Результативность тестовых средств повышает стандартизация исследования. Стандартизация предполагает:

· создание единообразной процедуры тестирования. В данном случае надо иметь в виду, что обследование целесообразно проводить приблизительно в одно и то же время дня и в одном и том же помещении;

· проведение всего тестирования одним и тем же психологом. Один и тот же психолог начинает и заканчивает тестирование одного и того же человека или одной и той же группы;

· предъявление одной и той же инструкции для всех обследуемых. Казалось бы незначительные замены в инструкции могут привести к получению несопоставимой психодиагностической информации. Например, если инструкцию «Отметьте, как Вы чувствуете себя в данный момент» заменить на «Отметьте, как Вы чувствуете себя обычно», то в первом случае психолог может получить представление о достаточно динамичном актуальном состоянии тревоги, во втором – о тревожности как свойстве личности, как об относительно устойчивой характеристике личности;

· использование стандартного стимульного материала. Не допускается предъявление стимульного материала, отличающегося по каким-либо признакам от авторского варианта, без доказательства сохранения валидности теста. Один и тот же стимульный материал используется и при тестировании разных обследуемых или разных групп обследуемых. Результаты не сопоставимы, если одной части обследуемых предъявляются для запоминания чёрно-белые фигуры, а другой – цветные. Сохранение метрических параметров важно и потому, что в ряде случаев авторы теста указывают на размер стимульного материала, его цвет, порядок предъявления и инструкцию.

Для повышения надёжности тестовых средств существует ряд приёмов, к которым может прибегать психолог.

· Маскировка целей тестирования или неточное, специально искажённое изложение требований к обследуемому. Такой приём используется в проективной психодиагностике, где диагност ставит перед обследуемым неопределённую задачу и не даёт никаких пояснений относительно путей и способов её решения. Например, при выполнении задания «Нарисуй семью» у обследуемых часто возникают вопросы: «Как рисовать, каким карандашом?». В таких случаях диагност не даёт чёткого ответа и предоставляет возможность обследуемому самому выбирать наиболее удобный способ.

· Постановка неожиданной задачи или отвлечение внимания. Отвлечение внимания от выполнения задания достигается введением повторяющихся заданий, вопросов, не относящихся к измеряемому феномену. Постановка неожиданной задачи позволяет внести серьёзные уточнения в результаты тестирования. Так, при проведении ассоциативного эксперимента на фоне предъявляемых эмоционально нейтральных слов называются эмоционально значимые, «ключевые» для обследуемого слова, что может способствовать наиболее точному определению отношения к себе, к изучаемым событиям.

· Создание дополнительного эмоционального напряжения. Задача повышения достоверности психологической информации решается путём моделирования в процессе тестирования эмоционально напряжённых ситуаций. Для этого могут использоваться негативная оценка достижений обследуемого и процесса выполнения им заданий, денежная мотивация, воздействие неприятных раздражителей.

По своей сути перечисленные пути повышения надёжности тестирования направлены на ослабление психологических защит личности, что усиливает влияние неосознаваемых механизмов поведения.

Несмотря на высокую надёжность и валидность тестов, их применение имеет существенные ограничения. Результаты выполнения тестовых заданий зависят от многих, не всегда учитываемых факторов.

Среди них:

· отношение к диагносту;

· негативный предшествующий опыт общения с психологом;

· самочувствие;

· организация исследования;

· реальная мотивация обследуемого, которая зачастую никаким образом не стимулируется в процессе самой работы с методиками;

· высокая мотивация достижения успеха в выполнении задания, которая может негативно сказаться на фактических результатах. С подобным эффектом психолог сталкивается, например, при выявлении интеллектуальных возможностей личности;

· тестовая тревожность, которая нередко возникает в процессе тестирования и негативно влияет на успешность выполнения заданий. Вероятность её появления особенно велика при диагностике уровня интеллекта. Наиболее часто тестовая тревожность возникает у обследуемых со средней и высокой выраженностью личностной тревожности. Она свойственна тем, кто предрасположен воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие их физическому существованию, самооценке или положению в коллективе. Для данной категории обследуемых выполнение тестовых заданий превращается в дополнительный стресс-фактор, и сопровождается переживанием чувства тревоги, беспокойства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.