Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В психологической диагностике




Актуальность этических принципов

Одна из уникальных особенностей современного общественного развития заключается в ассимиляции психологии и превращении её в органически присущий отечественной культуре элемент. В настоящее время трудно найти сферу жизненной деятельности человека, где бы ни применялась психология – без неё не может обойтись ни образование, ни управление, ни производство, ни спорт, ни политика, ни бизнес… привлечение психологов к решению широкого круга проблем общества и частной жизни человека обусловило усиление потребности в квалифицированных специалистах.

Среди многочисленных аспектов и проблем профессиональной подготовки в области психологии можно выделить два взаимосвязанных и во многом определяющих дальнейшую жизнеспособность и конкурентоспособность специальности.

Первый аспект в большей мере связан с успешностью и эффективностью усвоения психологических дисциплин и формированием адекватной современным требованиям научной психологической позиции специалиста. В этом случае возникает проблема предварительного отбора из желающих посвятить себя изучению психологии лиц, пригодных к работе в сфере «человек – человек».

Второй аспект касается формирования личности, нравственного и духовного облика самого психолога. Доминирующей становится степень принятия и глубины понимания этических норм и принципов. Это связано, прежде всего, с уникальностью объекта психологического воздействия и спецификой технологических приёмов, позволяющих глубоко проникать во внутренний мир человека.

В последнее время проблема этики в профессиональной деятельно-сти психолога становится актуальной и значимой как для самих психологов, так и для тех, кто доверяет им свои проблемы и надеется с их помощью обрести психологический комфорт. Психолог вообще и психодиагност, в частности, как никто другой максимально тесно соприкасается с индивидуальной, неповторимой душевной организацией, с целостными проявлениями психологии человека. Вольное или невольное проникновение в Душу обратившегося за помощью должно быть максимально осторожным, дабы не навредить человеку в обретении себя, в созидании им собственного уникального личного жизненного пути. Выраженная ориентация в профессиональной деятельности на ценность другого человека обостряет важность восприятия психологом самого себя, своих возможностей и личных проблем мерилом своеобразного психологического воздействия на окружающих людей, выработанным чувством профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия и человеческие поступки.

Необходимость формирования этической позиции психолога, особенно практического, обусловлена также тем, что в настоящее время использование психодиагностических методик и тестов становится никем и ничем не контролируемым процессом. Иллюзия простоты работы психолога, возможность «успеха» в решении домашних, «кухонных», межличностных проблем привлекает к психодиагностике и к психотерапии людей, не только не имеющих психологического образования, но профессионально непригодных. Доступность стимульного материала, всевозможных «ключей» для первичной расшифровки полученных результатов приводит к их свободной интерпретации, к появлению у психологов-непрофессионалов, у специалистов смежной с психологией или далёких от неё наук ложного мнения о безграничных возможностях психолога, о лёгкости постановки психологического диагноза, за который психолог не несёт никакой ответственности. Видимо, поэтому в практической работе психологов участились профессиональные ошибки, о чём появились сведения в научной литературе и прессе. При подготовке практических психологов-профессионалов, при диагностическом исследовании игнорирование вопросов этики может отрицательно сказаться на психическом комфорте обследуемых, стать источником непоправимых психических травм, а, следовательно, негативно отразиться на общественном мнении о психологии и психологах.

Ориентация на этические нормы не только при постановке психологического диагноза и оформлении психологического заключения, но и при организации исследования и интерпретации полученных результатов, при прогнозировании жизненной перспективы и выборе средств психологической помощи – отличительная черта работы психодиагноста-профессионала. Этические принципы помогают психологу определить собственную профессиональную и личную позицию непосредственно в психодиагностической деятельности, в исследовательских и теоретических поисках, чувствовать меру ответственности за результаты своей работы, как перед обследуемым, так и перед самим собой, и главное – осознать ограничение собственных возможностей и возможностей психодиагностики. Следование этическим принципам создаёт основу для обеспечения доверия обследуемого к психологу, на котором базируется и психологическая диагностика, и прогнозирование, и психологическая помощь.

В то же время следует учитывать и трудности формирования этических требований на современном этапе общественного развития страны. В частности, смена идеалов личностного и профессионального самоопределения, общественная дискредитация многих героев прошлого и отсутствие адекватной им замены в настоящем требуют определённых поправок к оценке этического аспекта деятельности психологов. Кроме того, под принятие этических норм и следование им в практической и теоретико-исследовательской деятельности не заложено правовой основы. В нашей стране не существует правового органа, который бы регламентировал поведение психологов различных социальных ситуациях. Это означает, что нарушающий моральный кодекс специалист не подлежит осуждению в соответствии с законом, ему нельзя дать наказания, допускающего применения к нему мер принуждения.

Строгость следования этическим принципам является его личным делом, отражает собственную гражданскую и профессиональную позицию каждого психолога, тогда как юридический кодекс опирается на нормы права, разрешающие насильственные действия в отношении тех лиц, которые их нарушают и осуждены судом, а также тех, в отношении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия. Таким образом, у психолога единственным контролёром соблюдения этических норм может быть только его совесть – внутренний механизм, который регулирует нравственные ориентиры психолога и играет роль верховного судьи собственных поступков. Совесть формируется в глубинах самосознания личности преимущественно на основании принятия высших ценностей человеческой жизни, связанных с духовным самосовершенствованием.

Определённые трудности в разработку единого этического кодекса вносит многоплановость и многоаспектность деятельности психологов. Практическая работа, например, психолога-диагноста и психолога-консультанта, школьного психолога и медицинского психолога имеет свои специфические признаки. Так, профессиональная деятельность психолога в системе образования отличается особой ответственностью перед детьми, родителями и учителями. Сферу повышенной ответственности для психолога-диагноста представляет психологический диагноз, который должен быть объективным, надёжным, не причинять вреда обследуемому ни в настоящем, ни в будущем. Отразить каждый специфический аспект в конкретном содержании этического кодекса – трудновыполнимая задача. Вероятно, единый этический кодекс должен содержать как общие принципы профессиональной деятельности, так и конкретные, связанные со спецификой профессиональных ролей психологов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.