КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос Индивидуально-типологические особенности учителей
Индивидуально-типологические особенности учителей, работающих в разных учебных заведениях и обладающих необходимыми структурами и умениями, неодинаковы. Для доказательства этого обратимся к исследованиям, в которых выяснялись направленность личности педагогов, акцентуация их характера, тип взаимодействия с учениками (В. Г. Казанская и др.), эмпатия (И. М. Юсупов и др.), фасилитация (И. В. Жижина и др.), профессионально-личностная реадаптация в условиях социальных преобразований (Г. Г. Горелова и др.), установки и пр. Ученые установили, что существуют симптомокомплексы свойств, которые проявляют учителя во взаимодействии с учащимися на уроке. Заметными были такие личностные свойства: ♦ общительность; ♦ добродушие; ♦ сильная эмоциональная выразительность; ♦ готовность к совместной деятельности и взаимопомощи. К индивидуально-типологическим свойствам личности педагога относятся фасилитация и ингибиция. ► Фасилитация (от англ. to facilitate — «способствовать», «облегчать», «помогать») – это возрастаюшая продуктивность деятельности людей в зависимости от присутствия других людей. ► Ингибиция — торможение продуктивности деятельности из-за присутствия других людей. Предполагается, что ученики своим присутствием стимулируют деятельность учителя. Иногда происходит и обратное: из-за присутствия других людей продуктивность снижается. К профессионально значимым качествам И. М. Юсупов относит: ♦ деловитость (предприимчивость, способность искать новые решения, организаторские способности, умение распределять обязанности в коллективе); ♦ доминантность (умение вести за собой, смело брать ответственность за других, сплачивать коллектив, разумно пользоваться данной над классом властью);
♦ рационализм (отсутствие импульсивности во взаимодействии с учащимися, умение принимать решения хладнокровно, быть сдержанным, не поддаваться эмоциям, рассудочно, трезво оценивать обстановку); ♦ гибкость (умение приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам, быстро принимать новое, откликаться на прогрессивные идеи); ♦ неконформность (наличие собственного мнения, умение не поддаваться влиянию класса и администрации, твердо стоять на своих нравственных позициях); ♦ эмпатия (сопереживание, сочувствие, чуткость, отзывчивость, психологическая проницательность, умение поставить себя на место ученика, душевность, способность прочувствовать другого человека); ♦ целеустремленность (энергичность в достижении поставленных целей, настойчивость, упорство, способность зажечь других, наличие в жизни высокой цели); ♦ коммуникативность (общительность, способность быстро и доброжелательно устанавливать контакты, находить общий язык с учащимися и педагогами, открытость, разговорчивость); ♦ экспрессия (образная речь, умение красиво говорить, эмоциональность, артистичность, художественность, богатая мимика); ♦ направленность на людей (склонность к взаимодействию с другими, стремление к взаимопониманию, ориентированность на людей, открытость контактам). Учителю приходится действовать в быстро меняющихся и сложных обстоятельствах. Специфика педагогической деятельности заключается не только в рациональных, но и в иррациональных, подсознательно обретенных умениях. Эмпатия — одно из основных профессиональных качеств педагога. Заложенная в человеке от рождения способность к эмпатии раскрывается в социализации личности. И. М. Юсупов выделяет несколько этапов его проявления.
1. Начальный (адаптация к окружающему) – приобщение личности к новым социальным ролям. 2. Основной — приобретение тех качеств, которые необходимы для исполнения профессиональной роли. 3. Профессиональный — вживание в социальную роль учителя. На третьем этапе происходит совершенствование эмпатии. Примечательно, что к 22–23 годам, при вступлении на этап профессиональной адаптации, наступает «излом» (некоторое снижение способности чувствовать других). Второй «излом» наблюдается у педагогов в возрасте 44–45 лет. Оба связаны с тем, что возникает перестройка социальных ролей и изменяется структура семейных отношений. Они неравнозначны, но включаются в процесс социальной адаптации в качестве компенсаторных механизмов. В соответствии с динамикой профессиональных качеств выделяются следующие группы: ♦ эгоисты (доминирование негативизма, безынициативности и эгонаправленности в поведении); ♦ лидеры (склонность управлять, сильная эмпатия и общительность); ♦ неустойчивые (внушаемость и направленность на непродуктивное общение с окружающими); ♦ конформные (плохая адаптация и желание не выделяться на фоне других); ♦ неудачники (полная социальная дезадаптация, выраженная завышенная эго-направленностью и обособленность); ♦ отзывчивые (крайняя изменчивость настроения под влиянием внешних и внутренних стимулов). В исследовании Г. Г. Гореловой обнаружились любопытные «интеллигентные» кризисы учителей: каждый пятый педагог из числа сменивших места проживания переживал «биографический кризис» как нереализованность. Опустошенность испытывается педагогом в ситуации, когда в субъективной картине его жизненного пути слабо прослеживаются актуальные связи и будущее предстает неопределенным. Чтобы это в условиях кризиса переживалось быстрее и с меньшими личностными потерями, необходимы внутренние предпосылки роста — проявление потребности в самоактуализации. Она способствует «выживаемости» в трудных для личности кризисных ситуациях и помогает их преодолеть. Специфическая направленность педагога — продолжение себя в других. Главная цель его профессии — поиск экзистенциальных вопросов, обращенных к самому себе и другим. Г. Г. Горелова пишет:
Уровень развития личности в данной профессии оценивается не по отношению к самому себе как простое самоусовершенствование, а с точки зрения того, как и что он усовершенствует в других. Самоактуализация важна не как интенция, а как побочный результат педагогической деятельности. Индивидуально-типологические особенности учителей характеризует характер профессионального чтения. Чем шире круг проблем, которые рассматриваются педагогом в качестве профессионально значимых, тем больше его запросы в соответствующей информации. Профессиональное чтение имеет свою специфику: учитель интересуется практическим применением полученной информации, осознавая и ее теоретическую важность. Исследователи также выявили еще одну закономерность, свойственную педагогической деятельности, — консервацию возраста. Психологический возраст педагога связан с самооценкой, имеющей отношение к реализованности. Чем полнее учитель себя реализует, тем выше этот возраст. Удовлетворенная в настоящем потребность в работе создает установку на удовлетворение этой же потребности в будущем, что вообще влияет на перспективу продолжения педагогической деятельности. Типологические характеристики личности педагогов проявляются в стиле их деятельности и типе сотрудничества с учениками. Под стилем деятельности традиционно понимается лидерство (К. Левин). Стили руководства были названы соответственно: ♦ автократическим (авторитарным); ♦ демократическим; ♦ попустительским (либеральным). ► Тип сотрудничества – это совокупность приемов взаимодействия конкретных педагогов и обучаемых, благодаря чему достигаются наилучшие результаты деятельности и изменяются некоторые качества личности. Другими словами, тип сотрудничества помогает прийти к взаимопониманию и необходимым результатам деятельности. Он соотносится с индивидуальным стилем деятельности, но к нему не сводится. Стиль педагогической деятельности — элемент типа сотрудничества, определяющий качественное своеобразие общения педагога с учениками). Преобладание тех или иных элементов стиля обусловливает определенную систему приемов совместной деятельности, образуя тип сотрудничества.
Эмоциональный тип сотрудничества состоит в том, что педагог стремится к взаимопониманию через чувства, эмпатию. Он не только сам переживает ту или иную форму занятия, но и передает это состояние учащимся. Созвучность переживаний, возникающая эмпатия достигается благодаря контактам, ведущим к единению. Деятельность учителя направлена на снижение отрицательных эмоций. В. А. Кан-Калик указывает черты эмоционального типа сотрудничества: ♦ мысленное представление и переживание предстоящего урока; ♦ выработка эмоционального отношения к материалу занятия; ♦ использование для эмоционального освещения учебного материала своих жизненных впечатлений (встречи, случаи); ♦ обсуждение прочитанных книг, последних событий, актуализация ассоциаций; ♦ обращение к классу для творческого подъема; ♦ продумывание интонаций, жестов, мимики; ♦ использование для образца конкретных данных из биографии выдающихся общественных деятелей, ученых, писателей; ♦ привлечение сведений из жизни класса; ♦ актуализация намеченных ранее эмоциональных акцентов; ♦ отталкивание от наиболее яркого момента в учебном материале; ♦ мысленное представление эмоциональных реакций учащихся. Когнитивный тип сотрудничества основан на том, что в процесс взаимодействия педагоги включают системы знаний, оценок, социальных установок, ценностей, моделей поведения и пр., перерабатываемые в знания, умения, навыки, осознанные структуры деятельности. Для этого типа характерно, что одно знание вытекает из другого, а реакции на предъявляемые когнитивные стимулы совершенно определенные. Согласованность элементов знания, развернутость, вербализация приемов (как это происходит при поэтапном формировании умственных действий), почти отсутствующая спонтанность, емкость коммуникативных средств, эллиптичность (одно вытекает из другого), особенно при объяснении какого-либо правила, закона, способа выполнить задание, — внешние признаки когнитивного типа сотрудничества.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |