Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Профессиональное развитие и деформации личности педагога




Профессиональное развитие проявляется в изменении содержа­ния и динамики (процесса) педагогической деятельности.

С точки зрения Л. М. Митиной, механизмом профессионального развития учителя является переход от интериоризации к экстериоризации и обратно, т. е. образование навыков и умений на основе усво­енных знаний, а затем их применение в собственной практической деятельности. Она обнаружила ряд внутренних противоречий, свой­ственных личности учителя:

1.Адекватное осознание/конструктивная направленность.

2.Адекватное осознание/деструктивная направленность.

3.Неадекватное осознание/конструктивная направленность.

4.Неадекватное осознание/деструктивная направленность1.

Работы ряда исследователей (В. Г. Казанской, В. А. Кан-Калика, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Е. Н. Осиповой, А. О. Прохорова, И. Е. Синицы, И. М. Юсупова и др.) показывают: все компоненты труда учителя подвержены изменениям.

Педагог обязан знать особенности своей личности и деятельно­сти, что предотвратит многие отрицательные последствия в разви­тии и совершенствовании его навыков.

В исследовании О. И. Белохвостовой было обнаружено, что на овладение профессией влияет стиль учебной деятельности студен­тов. В частности, рефлексивный мешает обучению, а прагматический, наоборот, создает стимулы для овладения специальностью.

Если первый предполагает возможность видеть ситуацию с раз­ных сторон даже тогда, когда следует уже приступать к решению, то при втором студент может применить знания при разрешении кон­кретных проблем, демонстрируя способность к постоянному поиску методов действия. Разумеется, в таком случае студент опознает кон­кретные проблемы, требующие применения знаний и эксперименти­рования. Другими словами, профессиональное развитие невозможно в полной мере, если нет активности в применении знаний.

Вместе с тем при соответствующей коррекционной работе препо­давателя вуза возможно изменение в стилях учебной деятельности студентов-педагогов: они становятся активнее, преодолевая свои соб­ственные трудности.

Под профессиональным развитием в возрастной психологии под­разумеваются изменения, происходящие в жизни взрослого человека. Люди намечают расширение и углубление разнообразных знаний, свя­занных со сферой их труда. Такие устремления и их реализация про­ходят несколько стадий.

Г. Супер еще в 1957 г. предположил, что профессиональный рост складывается из пяти стадий:

1. Кристаллизация (юношеский возраст). Человек выбирает направление деятельности, затем у него постепенно формируется (кристаллизуется) представление о работе, которая нравится (например, связанная с преподаванием или с компьютерными технологиями).

2. Спецификация (с 18 до 21 года). Человек учится, овладевая профессиональными знаниям и навыками.

3. Реализация (с 21 до 24 лет). Человек, поступая на работу, может учиться дальше или повышать свою квалификацию. На этой стадии возможна частая смена работы.

4. Стабилизация (с 24 до 35 лет). Человек профессионально растет в определенной профессиональной области.

5. Консолидация (с 35 лет до ухода на пенсию). Человек добивается максимальных результатов в своей профессии1.

Однако и сам Д. Супер критиковал свою модель профессиональ­ного развития за ее описательный характер и отсутствие строгих кри­териев при выделении стадий.

На профессиональное развитие учите­ля влияют социально-экономические факторы; в нашей стране — на­личие безработицы, невысокая заработная плата, большие психоло­гические затраты и др.

Профессиональное развитие учителя с содержательной и дина­мической стороны можно представить следующим образом.

1. Начальный этап. Овладение необходимыми знаниями, умения­ми и навыками. Проявление свойств личности и особенностей про­фессиональной деятельности в наиболее типичных ситуациях (на уро­ке, во внеклассной деятельности, во взаимодействии с родителями, коллегами, с администрацией) в соответствии с мотивацией.

Критериями качества этого этапа является соотношение эмоцио­нального, когнитивного и коммуникативного компонентов. Если, на­пример, преобладает первый элемент, то профессиональное развитие происходит в соответствующем контексте.

Учитель на этом этапе способен работать качественно, если со­ставляет конспекты уроков или внеклассных занятий, делает наброски содержания родительских собраний. Он может подготовить открытый урок, его проанализировать, выделить положительные и отрица­тельные стороны своей деятельности на уроке.

Этот этап продолжается от 1 до 5 лет и соответствует возможно­сти учителя изменить профессиональный разряд.

2. Основной этап. Характеризуется тем, что учитель может выполнять разнообразную деятельность. Проявляются почерк деятельности и доминантные свойства личности. Педагог свободно владеет материалом, обнаруживается педагогическое мышление как направленность сознания использовать информацию для решения педагогических задач.

Учитель может сопоставлять и сравнивать свою деятельность с ра­ботой своих коллег, перенимать лучший опыт, делиться с другими своими наработками, регулярно повышает квалификацию.

Появляются успехи в обучении детей. Педагог квалифицирован­но оказывает помощь более молодым и малоопытным коллегам, бы­стро ориентируется в методах обучения. В деятельности ярко про­ступают особенности преподавания, мотивация.

Этот этап продолжается примерно 10 лет.

3. Завершающий этап педагогической деятельности. Начинается после 15 лет стажа и продолжается до тех пор, пока учитель не прекращает свою деятельность в школе.

Считается, что в этот период достигается вершина профессиона­лизма. Педагог виртуозно владеет методикой обучения, показывая лучшие результаты своей деятельности, хотя в то же время случают­ся и штампы в работе с детьми. Даже если они не влияют негативно на стиль деятельности учителя, все-таки ограничивают творческие возможности педагога, сужая их до принципов «лучше меньше да лучше», «всего хорошего понемножку».

► Профессиональные деформации – это изменение основных, инвари­антных (главных) свойств личности и деятельности учителя. К ним от­носится направленность на взаимодействие с детьми и влияние на них с целью воспитания и обучения средствами учебного предмета, гума­низм и коммуникативная культура.

М. Я. Басов на заре развития отечественной педагогической психологии отмечал штампы в профессиональной деятельности, в том числе и педагогической. Е. И. Рогов рассматривает деформации в свя­зи с социализацией личности.

В профессиональном развитии возможна специализация как рас­членение деятельности человека на отдельные операции, что приводит к специфическим изменениям активности личности. Она становится однонаправленной. Срастание же личности и профессии приводит порой или к насыщаемости профессиональной деятельностью, или к личностно-ролевому диссонансу: будучи «не на своем месте», чело­век ограничивает свою активность, реализует себя только частично, раздираем противоречиями. Появляется деформация как неуверен­ность и неадекватное поведение.

Профессиональная деформация зависит также и от профессио­нальных стереотипов. Они могут быть эмоциональными, поведенче­скими и когнитивными. Установки и стереотипы создают ригидность поведения педагога.

Ученый выделяет 4 типа деформаций, появляющихся в личности и деятельности педагогов: 1) общепедагогические; 2) типологические; 3) специфические; 4) индивидуальные.

Общепедагогические деформации отмечаются у всех педагогов. Проявлением назидательности, завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, догматичностью взглядов, отсутствием гибкости отличаются почти все учителя, работающие в разных классах и пре­подающие разные учебные предметы. Е. И. Рогов считает, что это происходит в результате сближения субъекта деятельности с ее сред­ствами.

Типологические деформации появляются, когда особенности лич­ности растворяются в соответствующих компонентах педагогической деятельности. Например, учителя-гуманитарии отличаются раскован­ностью, эмоциональностью, большой эмпатией. Это педагоги- коммуникаторы. Они излишне общительны, говорливы; дистанция между ними и детьми незначительная; стремятся обсуждать интимные про­блемы.

Другие — интеллигенты — склонны философствовать, мудрство­вать, читать нотации. Третьи — организаторы — гиперактивны, лю­бят командовать и подчинять себе других. Четвертые — коммуника­торы.

Специфические (предметные) деформации определяются особен­ностями преподаваемого предмета. Учитель математики более сдер­жан по сравнению с учителем литературы или физической культуры.

Индивидуальные деформации появляются из-за преобладания ка­ких-либо индивидуальных особенностей учителя. Например, ими ока­зываются повышенный уровень тревожности или акцентуация харак­тера.

У каждого учителя могут встречаться различные ти­пы деформаций. Это зависит от преподаваемого предмета и личност­ных свойств педагога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.