Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития социальной психологии в России




Социально-психологические идеи в дореволюционной России успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К.Михайловского. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Ему принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которой является революционное движение. Согласно его взглядам, действующими силами социального развития являются герои и толпа. «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело. Толпой будем называть массу, способную увлекаться примером…» (Михайловский «Герои и толпа»).

Этнопсихологические проблемы исследовал А.А. Потебня. Согласно ему, главным признаком любого этноса, обуславливающим существование этноса, является язык. При этом, функция языка – не обозначение уже готовой мысли, а сотворение ее через преобразование доязычных элементов. При этом представители разных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отличным от других народов способом.

После революции 1917 года зарубежная и дореволюционная российская психология масс не соответствовала ни идеологии, ни политике советской власти. Из-за чего почти полвека социальная психология в Советском Союзе фактически не разрабатывалась. Она была заменена частью марксистско-ленинского учения под названием «исторический материализм». Поэтому о существовании конкурирующей «буржуазной» социальной психологии не могло быть и речи.

В 20-е гг. проходила первая дискуссия о предмете социальной психологии и его отличии от других социальных и гуманитарных наук.

Г.И. Челпанов предлагал отделить общую экспериментальную психологию от марксистской философии и называть социальной психологией только науку, ориентированную на марксистскую философию. Ему возражали многие известные российские ученые – Л.С. Выготский, В.А. Артемов, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский и другие. Они доказывали, что нет вообще необходимости специально выделять социальную психологию и разрабатывать ее как отдельную науку, поскольку вся психика человека является социальной, то есть любая область психологии может называться социальной.

Другие ученые, к примеру, В. М. Бехтерев, признавали социальную психологию, но вместо нее предлагали разрабатывать другую науку – коллективную рефлексологию – науку о процессах, происходящих в объединениях людей – коллективах.

Первая дискуссия о судьбе и предмете социальной психологии так и не привела к позитивному результату, к началу активной разработки социальной психологии в нашей стране.

Идеологическое давление на науку нашло свое отражение в Постановлении ЦК ВКП/б/ 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Это постановление закрыло не только педологию, но рикошетом ударило по психотехнике и социальной психологии. Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х годов, продолжался до второй половины 50-х годов. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологических исследований.

Основным источником и сферой применения социальной психологии в этот период были педагогические исследования и педагогическая практика. Определяющими облик социальной психологии были взгляды А. С. Макаренко. В историю социальной психологии он вошел, прежде всего, как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе.

Только лишь в к. 50-х – н. 60-х гг. вновь появляется открытый интерес к социальной психологии. В связи с этим на страницах научных журналов разворачивается вторая дискуссия на тему о том, что такое социальная психология, каков ее предмет и нужно ли ею заниматься (А.Г. Ковалев, Б.Д. Парыгин, В.Н. Мясищев). Участники дискуссии на этот раз в большинстве своем уже придерживались мнения о необходимости существования и развития такой науки, обсуждали вопросы о ее предмете и связях с другими науками. В качестве предмета социальной психологии назывались массовидные явления психики (социологи), личность и малые группы (психологи).

Были предприняты попытки дать полную схе­му изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широ­кий перечень содержала схема, предложенная Б. Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает:

1) социальную психологию личности;

2) социальную психологию общностей и общения;

3) социальные отношения;

4) формы духовной деятельности.

Согласно В. Н. Мясищеву, социальная психология исследует:

1) изменения психической деятельности людей в группе под
влиянием взаимодействия;

2) особенности групп;

3) психическую сторону процессов общества.

Итогом этой дискуссии явилось признание за социальной психологией права на самостоятельное существование.

В 70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 г. организуется первая в стране лаборатория социальной психологии при ЛГУ; в 1968 г. – первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. – аналогичная кафедра в МГУ. В 1966 г. с введением ученых степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологии обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях.

В области методологии социальной психологии разрабатываются концепции Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгиным, Е.В. Шороховой. В исследование проблем коллектива большой вклад внесли К.К. Платонов, А.В. Петровский, Л.И. Уманский. Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова. Исследованием социальной психологии общения занимались А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин.

В настоящее время социальная психология нашла применение в различных областях общественной жизни: образовании, промышленном производстве, управлении, системе массовой коммуникации и рекламе, политике и т.п.


ТЕМА 3: МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы:

1. Классификация методов социальной психологии.

2. Методы социально-психологического исследования.

3. Методы социально-психологического воздействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.