Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вербальные и невербальные средства общения

Под средствами общения пони­маются операции, с помощью кото­рых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Для осуществления об­щения используются следующие средства: речевые средства обще­ния (или вербальные – в переводе с латинского – устный, словесный) и неречевые (или невербальные).

I. На вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь, т.е. система фонетических знаков, включающая два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл общения, если партнеры по общению используют одну и туже знаковую систему, т.е. говорят на одном языке.

В вербальной коммуникации основной является техника активного слушания, позволяющая лучше понять человека и расположить его к себе.

II. Невербальное общение – это коммуникация между инди­видами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, об­ладающее исключительно широким диапазоном средств и спо­собов передачи информации или обмена ею. Как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интер­претировать информацию, переданную в невербальной форме.

Исследования А. Мейерабиана показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, прочее неречевое взаимодействие 53%. Та­ким образом, большая часть информации передается посред­ством невербальных средств общения, которые необходимы для того, чтобы:

1) создавать и поддерживать психологический контакт, ре­гулировать течение процесса общения;

2) придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

3) выражать эмоции оценки, принятую роль, смысл си­туации.

В последние десятилетия интерес в мировой психологической науке к не­вербальным способам общения заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представля­лось ранее.

Установлено, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и куль­туру. Как известно, для животных то, что мы называем невер­бальными способами общения, является основным инстин­ктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сход­стве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволю­ционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.

Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах име­ет различное, иногда прямо противоположное значение. Кивок головой у русских означает «да», а у болгар – «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица и ожидают, что и собе­седник сделает то же самое, а вьетнамец в аналогичной ситуа­ции будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямо­го контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев, а японца с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т.д. Такого рода на­блюдения и специальные исследования говорят о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации и пове­дения.

Среди неясных в плане формирования средств невербально­го общения остается, в частности, вопрос о том, как люди при­обретают навыки невербальной коммуникации. Многое объ­ясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопро­вождает свою речь? Загадка заключается в том, что и сам чело­век не может в большинстве случаев сказать: почему он использует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т. д.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т. е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владе­ют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Существуют различные классификации невербальных средств общения, что обусловлено их богатством и многогран­ностью. Рассмотрим следующую систематизацию невербаль­ных средств общения, которая строится на выделении четырех групп:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникативные барьеры | Ольфакторные
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.