КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Структурный анализ личности
Трансактный анализ общения. Трансактный анализ был основан Эриком Берном (1910 – 1970) в 1955 г. (США). В основе трансактный анализ лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция – это единица коммуникации между двумя или более персонами. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. В трансактном анализе выделяют следующие четыре тематические части: 1) структурный анализ – анализ структуры личности; 2) анализ трансакций – вербальных и невербальных взаимодействий между людьми; 3) анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу – выигрышу; 4) анализ сценария (скрипт-анализ), которому человек невольно следует. Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека (три стостояния Я), которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское. 1) Родительское Я, которое подразделяется на: - заботливое родительское состояние Я; - критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения. 2) Взрослое состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдумано и без эмоций, проверяя их реалистичность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
3) Детское состояние Я (Я-ребенок), которое подразделяется на: - естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.); - приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислушивающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.); - возражающее детское Я. Детское состояние Я следует жизненному принципу чувств. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Он «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Рассмотрим типичные способы поведения и высказываний в различных состояниях Я.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |