Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 13

1. «Психология Карьеры»

Под карьерой обычно понимается успешное продвижение в какой-либо деятельности, достижение известности и славы.

С точки зрения психологии карьера может рассматриваться не только как результат, но и как деятельность. С позиций западной психологии – это успешная продажа своих способностей. В СССР данная проблематика рассматривалась в русле проблематики профориентации и профконсультации. Понятие «карьера» имело негативное значение, в которое вкладывалось только стремление подняться по служебной лестнице, т.е. формальный рост, «карьеризм». Предметом психологии являлся профессиональный рост (он отождествлялся с «истинной карьерой»).

В настоящее время достигнуто понимание, что карьера – это индивидуальная деятельность личности, посредством которой личность решает свои проблемы, связанные с положением в обществе. И в ней можно выделить два компонента:

1. Профессиональный рост

2. Служебный рост

В зависимости от личностных особенностей человек может делать ставку на любой из этих компонентов, или на оба сразу. Системообразующим качеством личности, определяющим тип карьеры, является структура мотивов. Если преобладает внешняя мотивация, личность ориентирована на служебный рост, при внутренней мотивации преобладает профессиональный рост.

Гармоничная структура мотивов, обеспечивающая успешную карьеру и уровень самореализации:

Внутренняя мотивация ³ Внешняя общая мотивация (при том, что Внешняя положительная ³ Внешней отрицательной).

Ключевые моменты карьерного роста.

· Выбор карьеры (определяет круг общения, финансовое благополучие, качество жизни, статус в обществе, место жительства, самооценку).

Факторы выбора: институты социализации (семья, школа), друзья и близкий круг общения, самоанализ, анализ общественной ситуации, возможностей трудоустройства, способности, интересы и потребности личности, половозрастные и биологические особенности личности, национальные и кастовые (классовые) традиции, профориентационная работа в обществе.

Факторы, препятствующие адекватному выбору: стереотипы в отношении профессии, неверная оценка своих качеств, узкий кругозор, низкое качество профориентационной работы в обществе.

· Учеба

Основные проблемы:

a. выбор учебного заведения

b. поступление (успешность обеспечивается уровнем подготовки и работой над имиджем, коммуникативными умениями)

Так, знаменитый клоун Куклачев, 8 раз поступал в цирковое училище…

c. профессиональное развитие (успешность обеспечивается отношением к учебе, внутренней мотивацией саморазвития, адаптивными качествами)

· Устройство на работу

Проблемы устройства связаны со стереотипами и психологическими барьерамиработодателя в отношении пола, возраста, социального происхождения и др.

· Рост профмастерства и продвижение

Проблемы: взаимоотношений с сотрудниками и руководством, проблемы сатурации и профессионального «выгорания», достижения «потолка» компетентности (наиболее успешная карьера характеризуется пониманием своего уровня компетентности и соответствием ему уровня притязаний, адекватной самооценкой; коммуникативными качествами, достаточно сильной мотивацией роста)

· Завершение карьеры

Проблемы: выбормомента ухода (например, Ельцин ушел 31 декабря, что воспринималось как яркое событие), удовлетворенности (или разочарования) выбранным жизненным путем и успехами,подготовка смены, изменение жизненного стереотипа, сужение круга общения…

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Телефонные переговоры | ВВЕДЕНИЕ. Теоретические основы метрологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.