Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномены взаимоотношений

3.1. Референтность: понятие, функции, модель.

Референтная (эталонная группа) – реальная или воображаемая группа, к которой человек относит себя как часть или к которой он хочет относиться психологически, чьи цели и нормы он разделяет, ориентируясь на них в своем поведении, чья система взглядов используется человеком как система эталонов, система «отсчета» для оценки себя и явлений социальной жизни, формирования своей «картины мира».

Феномен референтной группы привлекается для понимания и объяснения широкого круга явлений и процессов:

· формирование и изменение у человека социальных установок, оценок и самооценок, субъективной картины мира;

· проявление внутриличностных конфликтов, когда у индивида есть несколько сильно отличающихся референтных групп или лиц;

· устойчивость взглядов и последовательность поведения человека (в том числе, в изменяющихся ситуациях);

· восприятие, поддержание и повышение человеком своего социального статуса;

· взаимосвязь между социальным положением человека и его социальными установками;

· социально-психологическое влияние группы и отдельных лиц на человека.

В качестве референтной могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и др. При этом каждый индивид, как правило, имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется и с которыми сравнивает себя и других.

Также выделяют позитивные и негативные референтные группы. Позитивная референтная группа – это группа, чьи нормы индивид принимает и стремится к тому, чтобы быть принятым такой группой. Негативная референтная группа – это группа, членом которой индивид не хочет себя считать и против которой стремится выступать.

Референтная группа выполняет следующие функции:

1. Нормативная функция заключается в том, что бы задавать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им. Под этими стандартами чаще понимаются групповые нормы. Люди стремятся выстраивать свое поведение в соответствии с нормами и ценностями референтной группы. Потому они наиболее восприимчивы к реакциям тех, кто входит в их эталонную группу, и относятся более безразлично к менениям тех, кто не является для них референтными.

Нормативная функция выражается в том, что индивиду, как правило, важно знать отношение к себе референтной группы, насколько она его принимает или отвергает. Группа как бы наблюдает за индивидом, оценивая его с точки зрения своих норм, а человек строит свое поведения, опираясь на эти нормы.

2. Сравнительно-оценочная функция выражается в том, что группа является тем эталоном для сравнения, с помощью которого индивид может оценивать себя и других. В современном массовом обществе многие эталонные группы расширились в пространстве и времени и могут включать в себя большое число совершенно незнакомых лиц. В этих и подобных им случаях мнение группы о человеке объективно не может иметь место. Поэтому в случае с этой функцией человек дает оценку себе и другим на основе определенного эталона.

3. Побудительная функция заключается в побуждении группой индивида стать ее членом, следовать ее нормам. Реальная референтная группа будет более успешно выполнять эту функцию, если способна вознаграждать и наказывать за соблюдение и нарушение норм. Эта функция не получила широкого признания у специалистов.

В отечественной социальной психологии введены понятия «референтность» и «референтный круг общения». Под референтностью понимается форма субъект-субъект-объектных отношений, выражающая зависимость индивида от другого и выступающая как избирательное отношение к нему. Референтный круг общения – круг лиц, значимых для индивида в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения, мнений и ориентаций.

Референтность индивида может иметь генерализованный или парциальный характер. В первом случае значимость индивида как референтного лица может распространяться на множество различных аспектов жизнедеятельности; человек ориентируется на мнения и оценки другого в разных ситуациях и по поводу разных вопросов. Во втором случае значимость другого человека проявляется только в отдельных ситуациях и по отдельным вопросам, тогда как в других ситуациях он не рассматривается как референтное лицо.

Феномен референтности традиционно рассматривается в связях индивид-группа или индивид-индивид в контексте всей группы. Во внимание не принимается социально-психологическая структура группы. В микрогрупповой теории представлена модель референтности с учетом этой структуры. В ней выделяются следующие уровни проявления референтности:

§ межличностная: референтность между членами внутри подгрупп, между членами разных подгрупп, между «самостоятельными» членами, между членами подгрупп и не включенными в них членами;

§ микрогрупповая: референтность подгруппы для своих (и чужих) членов и референтность своих (и чужих) членов для подгруппы;

§ групповая: референтность группы для ее членов и референтность членов для группы;

§ между подгруппами: референтность одних подгрупп для других;

§ между подгруппой и группой: референтность группы для подгруппы и, наоборот, подгруппы для группы.

По группе в целом и внутри неформальных подгрупп существуют связи между этими уровнями проявления референтности.

3.2. Идентичность: понятие, модель.

Идентификация – это процесс единения и отождествления субъекта с собой или другим субъектом и усвоение его характеристик (целей, мотивов, ценностей и др.), а идентичность – это некоторый этап идентификации, предполагающий ощущение и переживание субъектом аутентичности или принадлежности к другому (индивиду, подгруппе, группе), более или менее устойчивое воспроизведение собственных особенностей или характеристик другого. Иначе можно сказать, что идентификация и идентичность выступают в неразрывном единстве как процесс и состояние, причина и следствие, что соответствует достаточно распространенной точке зрения.

В социальной психологии существуют две крупные ветви исследования идентификации и идентичности в области групп.

В одной из них, теоретически и эмпирически разнородной, внимание сфокусировано на межличностной идентификации. Это явление понимается, например, как процесс соотнесения ценностных характеристик участников межличностного взаимодействия, обуславливающий уподобление значимому другому и воспроизведение его личностных и поведенческих характеристик. В литературных источниках рассматриваются такие вопросы, как влияние в процессе идентификации, идентификация членов группы с лидером и др.

Другая исследовательская ветвь представлена междисциплинарным направлением социальной идентичности, ключевыми концептами которого являются: социальная и персональная идентичность, коллективное и индивидуальное «Я», социальное сравнение и категоризация/самокатегоризация, прототипы и деперсонализация, социальная аттракция. В этом направлении акцент делается на социальной идентичности, которая связана с социальной категоризацией индивидом себя и других и предполагает его самоопределение в терминах принадлежности к одним социальным категориям вместе с эмоциональным и ценностным значением, придаваемым этой принадлежности, в противоположность другим категориям. Социальная идентичность является сутью коллективного самоконструирования — “мы”, “нам”, “нас”.

В микрогрупповой теории разработана и апробирована многомерная модель проявления идентичности в группе. Для построения модели использованы два критерия и соответственно им два измерения проявления идентичности.

Первый критерий – объект идентичности. В малой группе в качестве объекта идентичности (и идентификации) индивида может выступать другой индивид, неформальная подгруппа, группа. Поэтому можно выделить следующие уровни проявления идентичности в группе:

§ межличностная (М): идентичность между индивидами внутри неформальных подгрупп, между представителями разных подгрупп, между «самостоятельными» членами группы, между представителями неформальных подгрупп и «самостоятельными» членами группы;

§ микрогрупповая (МГ): идентичность индивидов с неформальной подгруппой в группе;

§ групповая (Г): идентичность индивидов с группой.

Межличностная идентичность – это знание и переживание человеком своей сопричастности значимому другому индивиду, направленность на восприятие себя и других, а также выстраивание собственного поведения в соответствии с усвоенными характеристиками этого другого. Микрогрупповая и групповая идентичность – это знание и переживание индивидом своей принадлежности к какой-то подгруппе/группе, готовность воспринимать себя и других, мыслить и действовать в соответствии с усвоенными значимыми характеристиками этой подгруппы/группы.

Второй критерий – содержательные компоненты идентичности. Учитывая накопленный опыт, можно в общих чертах охарактеризовать компоненты проявления идентичности в группе:

§ когнитивный (К): ощущение субъектом своей сопричастности значимому другому (индивиду, подгруппе, группе) и интегративной связи с ним, восприятие себя и других в соответствии с характеристиками значимого другого;

§ аффективный (А): переживание субъектом связи с другим и оценка позитивности этой связи, переживание своего соответствия другому и событий, происходящих с ним;

§ поведенческий (П): относительно устойчивое воспроизведение субъектом в своих действиях и поступках значимых характеристик другого, а также поведение в соответствии с его ожиданиями.

Все три компонента содержатся на каждом уровне проявления идентичности – межличностной, микрогрупповой, групповой, но на каждом из них имеют свое содержание.

Имеется ряд особенностей проявления И. в группе. По группе в целом и внутри неформальных подгрупп разные уровни И. имеют различную меру выраженности. Для подавляющего большинства членов группы более характерна микрогрупповая И. Из двух других, межличностная И. более актуальна для индивидов внутри подгрупп, а групповая И. – в контексте всей группы. Это свидетельствует о явлении асимметрии уровней проявления И. в группе. Кроме того, межличностная И. по всем компонентам сильнее проявляется внутри подгрупп, чем по группе в целом, что представляет собой явление асимметрии проявления межличностной И. в групповой структуре.

Общей для всех уровней И. особенностью является более сильное проявление аффективного компонента по сравнению с когнитивным и поведенческим. Что касается двух последних компонентов, то по группе в целом для межличностной и микрогрупповой И. характерно преобладание когнитивного компонента над поведенческим, а на уровне групповой И. – одинаковая мера их выраженности. Идентичность членов со своей подгруппой характеризуется одинаковой мерой выраженности когнитивного и поведенческого компонентов, а их идентичность с группой сильнее проявляется в когнитивном, чем поведенческом плане.

Уровни проявления И. в группе находятся в динамическом соотношении, что зависит от содержания внешнего взаимодействия и меры его успешности. Например, продолжительная и успешная межгрупповая кооперация влечет за собой ослабление групповой И. В случае межгрупповой конкуренции или конфликта станет преобладать групповая И., а менее выражена будет межличностная и микрогрупповая И. Если взаимодействие группы постоянно неэффективно, то произойдет снижение групповой и возрастание микрогрупповой И. Подобная закономерность, но с иным соотношением уровней И., проявляется в ситуации взаимодействия между подгруппами в группе.

3.3. Доверие: понятие, модель

Доверие (Д) – избирательное отношение одного субъекта к другому (индивиду, подгруппе, группе), основанное на оценке некоторых качеств другого, готовности определенным образом взаимодействовать с ним и на ощущении личной безопасности (благополучия) от взаимодействия. Доверие наряду с референтностью и идентичностью представляет собой базовый феномен отношений между субъектами.

Д. в малой группе имеет сложную природу, что предполагает многоплановый взгляд на этот феномен. В микрогрупповой теории разработана и апробирована многомерная модель, в которой выделены два критерия и соответственно им два измерения Д.

Первый критерий типологии Д.– уровни групповой активности, в качестве которых рассматривается индивид, подгруппа, группа. Так как они могут выступать и субъектом, и объектом Д., то имеют место следующие уровни проявления Д.: 1) межличностное: Д. между индивидами внутри неформальных подгрупп, между членами разных подгрупп, между «самостоятельными» членами группы, между членами подгрупп и «самостоятельными» членами группы; 2) микрогрупповое: Д. индивидов к неформальной подгруппе и Д. подгруппы к отдельным индивидам; 3) групповое: Д. индивидов к группе и Д. группы к отдельным индивидам; 4) между подгруппами: Д. между подгруппами, между подгруппами и не включенными в них членами; 5) между подгруппой и группой: Д. подгруппы к группе и Д. группы к подгруппе.

Второй критерий типологии Д. сферы социальной активности субъектов, такие как поступки, коммуникация, деятельность. В каждой сфере активности проявляется соответствующий ей вид Д.: деятельностно-совлада­ю­щее, информационно-инфлю­атив­ное, конфиденциально-охра­ни­тельное. Каждый вид включает в себя три компонента: когнитивный (убежденность в наличии-отсутствии определенных качеств у объекта доверия), эмоционально-оце­ночный (позитивная-негативная оценка объекта доверия), поведенческий (готовность определенным образом взаимодей­ствовать с объектом доверия).

Деятельностно-совладающее доверие (ДСД) основывается на позитивной-негативной оценке инструментальных знаний и навыков другого (индивида, подгруппы, группы) и представляет собой убежденность в его способности эффективно выполнять деятельность или делать вклад в общую работу, а также готовность к сотрудничеству с ним. Это Д. определяется результатами деятельности другого, которые отображают две характеристики: компетентность и ответственность в определенном виде деятельности. Информационно-инфлюативное доверие (ИИД) основывается на позитивной-негативной оценке индивидами позиции другого и представляет собой убежденность в правильности его мнения, а также готовность принимать информацию и влияние от него. Это Д. определяется компетентностью другого по вопросам, которые неопределенны и значимы для субъекта доверия. Конфиденциально-охранительное доверие (КОД) основывается на позитивной-негативной оценке индивидами морально-нравственного облика другого и представляет собой убежденность в его порядочности, а также готовность открываться ему и полагаться на него на фоне ощущения личной безопасности. Эти виды Д. не являются абсолютно самостоятельными и связаны между собой.

Два измерения интегрированы друг с другом, так что каждый уровень проявления Д. выражается в трех видах. Таким образом, имеет место семь конструктов, которые задают пятнадцать совмещенных разновидностей Д.: межличностное деятельностно-совладающее, информационно-инфлюативное и конфиденциально-охранительное, микрогрупповое деятельностно-совладающее, информационно-инфлюативное и конфиденциально-охранительное и т.д.

Имеется ряд особенностей проявления Д. в группе. Во-первых, по группе в целом и внутри подгрупп имеет место преобладание одних уровней Д. над другими, что представляет собой асимметрию проявления уровней Д. в группе. Так, по группе в целом наиболее сильно выражено Д. индивидов к подгруппам, менее выражено – Д. к группе, а наименее всего – межличностное Д. Внутри подгрупп наблюдается несколько иная тенденция: по каждому виду наиболее сильно выражено Д. индивидов к подгруппе, менее выражено – межличностное Д. и еще меньше – Д. индивидов к группе. Кроме того, межличностное Д. по всем видам значительно сильнее проявляется внутри подгрупп, чем по группе в целом, что свидетельствует о явлении асимметрии проявления межличностного Д. в групповой структуре.

Во-вторых, существует определенная взаимосвязь между уровнями проявления Д., что выражается следующим образом: а) внутри подгрупп и по совокупности «самостоятельных» членов имеет место взаимосвязь между иерархически рядом располагающимися уровнями Д.: межличностное – микрогрупповое – групповое; б) по группе в целом ведущим и связующим уровнем между всеми остальными является Д. между подгруппами; в) возрастание или снижение одного уровня Д. может вызывать соответствующее или противоположное проявление другого уровня.

Уровни проявления Д. в группе находятся в динамическом соотношении,что зависит от содержания внешнего взаимодействия и меры его успешности. Так, межгрупповая интеграция (например, кооперация) может снижать актуальность для членов группы группового и микрогруппового Д. В случае дезинтегративного взаимодействия группы с другой группой (конкуренция или конфликт) будет преобладать групповое Д., а менее выражено будет межличностное и микрогрупповое Д. Когда внешняя дезинтеграция группы является неэффективной, то произойдет снижение группового Д. и возрастание микрогруппового Д. Подобная закономерность, но с иным соотношением уровней Д., проявляется в ситуации взаимодействия между подгруппами в группе.

В-третьих, по группе в целом на межличностном уровне сильнее выражено ДСД, а слабее всего – КОД. На этом же уровне внутри подгрупп слабее представлено ИИД.

Между видами Д. существует связь, но на разных уровнях проявления мера её выраженности различна. А именно: самая слабая связь между видами Д. на уровне межличностного доверия, более тесная связь – на уровне микрогруппового Д., и еще более сильная связь – на уровне группового Д. Эта закономерность обусловлена тем, что в сознании индивидов подгруппа и, особенно, группа представлена в более обобщенных характеристиках, чем отдельные личности.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы, формы, феномены и эффекты взаимоотношения | Дуалистическая модель влияния
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.