Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогический смысл конфликта

Морально-психологический климат и его динамика

В результате развития группы, групповой динамики в ней складывается определенный морально-психологическим климатом.

На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники об­щаются в соответствии с должностными поведенческими стерео­типами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуж­даются, коллективная работа проявляется слабо.

На второй стадии происходит переоценка личностных и де­ловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллек­тива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоот­ношения внутри рабочей группы.

В результате формируется неформальная структура, кол­лектив достигает определенной степени координации действий своих членов.Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.

В первом случае рабочая группа воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно и творчески.

Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, нефор­мальными и формальными лидерами, выяснение отношений с другими подразделениями. Производственные проблемы как-бы отходят на второй план.

Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью ра­ботников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников нахо­дится вне рабочей группы: общественно-политическая деятельность, семья, личные проблемы и т.д.

Морально-психологический климат рабочей группы сущест­венным образом зависит от ее структуры.

На разных стадиях конфликта личность участника оказывается

важнейшим фактором. В педагогическом конфликте это значение еще

больше, так как личностные характеристики не только является источником,

причиной, направляющей конфликта, но становятся результатом конфликта.

На возникновение конфликтов существенное влияние оказывают

некоторые характеристики личности. Например, холерический тип

темперамента человека относительно часто может приводить к разрешению

им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что

холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то

же время холерики быстро «остывают» и готовы перейти к неконфликтному

типу взаимодействия.

Уровень притязаний человека также влияет на возникновение

конфликтов. Это определяется следующими характеристиками уровня

притязаний:

– уровнем трудности, достижение которого является общей цель.

Серии будущих действий (идеальная перспективная цель);

– выбором цели очередного действия, формирующегося в результате

успеха или неудачи прошлых действий;

– желаемым уровнем самооценки.

Внутриличностные конфликты часто возникают в связи с

завышенными желаниями и недостаточными возможностями их

удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную

реакцию со стороны окружающих. Заниженная самооценка имеет

следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах,

тенденцию избегать ответственности, что в определенных ситуациях

является конфликтогеном.

С.М. Емельяновым предложена типология конфликтных

личностей, включающая пять распространенных типов: демонстративный,

ригидный, неуправляемый, сверхточный, «бесконфликтный»1. Люди этих

типов встречаются везде, но существуют особенности конфликтной

типологии в среде педагогов.

 

 

С проблемой поведения личности в трудной ситуации связана

такая категория как психическая напряженность. Под психической

напряженностью обычно понимают состояние личности в трудной ситуации,

с помощью которого осуществляется переход от одного уровня регуляции,

более адекватному сложившейся обстановке. Психическая напряженность

характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических

процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных

компонентов. В зависимости от характера влияния напряженности на

психические функции исследователи выделяют следующие ее формы:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Конфликтоустойчивость включает несколько структурных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.