Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликтоустойчивость включает несколько структурных

Перцептивную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую,

мотивационную1. В процессе личностного развития человек испытывает все

названные формы психического напряжения, в детстве психическая

напряженность наиболее высока. Но она не исчезает и в дальнейшие периоды

человеческой жизни. Если не прекращается процесс взаимодействия с миром

и развития. Перцептивное напряжение возникает при затруднениях в

восприятии, интеллектуальное – при затруднении в поиске решения стоящих

перед человеком задач, эмоциональное – при дезорганизующих поведение и

деятельность эмоциональных реакциях человека на окружающую

действительность, волевое – в ситуациях невозможности или неспособности

управлять собой, мотивационное – как борьба мотивов.

 

Важнейшим личностным качеством, определяющим

возникновение и характер разрешения конфликта является

конфликтоустойчивость. Конфликтоустойчивость является

специфическим проявлением общей психологической устойчивости как

способности личности сохранять оптимальное функционирование психики в

условиях фрустрирующего или стрессогенного воздействия трудных

ситуаций. Конфликтоустойчивость как частное проявление психологической

устойчивости формируется одновременно с развитием личности и зависит от

типа нервной системы, опыта человека, навыков и умений поведения и

деятельности, уровня развития основных познавательных структур личности.

Конкретизируя проявление психологической устойчивости,

конфликтоустойчивость выступает как способность человека оптимально

организовать свое поведение в трудных ситуациях, не допустить втягивания

себя в эскалацию конфликта, бесконфликтно решать возникшие проблемы в

отношении с другими людьми, а в случае конфликта сосредоточить усилия

на конструктивных действиях.

компонентов.

Эмоциональный компонент отражает уровень и характер

возбудимости психики, способность открыто выражать эмоции и

удерживаться от депрессивных состояний в ситуации затягивания конфликта

и даже проигрыша. Волевой компонент как способность личности к

сознательной мобилизации сил, контролю и управлению собой, своим

поведением и своим состоянием в ситуации взаимодействия обеспечивает

толерантность, организованность и самоконтроль. Познавательный

компонент включает устойчивость функционирования познавательных

процессов: умение объективно анализировать конфликт, сводить к минимуму

искажение восприятия ситуации и личности оппонента, прогнозировать

развитие и возможные последствия конфликта, выделять главную проблему,

выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы.

Мотивационный компонент отражает состояние внутренних побудительных

сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации

поведения. Этот компонент должен обеспечить адекватность побуждений

складывающейся ситуации. Психомоторный компонент обеспечивает

правильность, адекватность ситуации и четкость поведения и действий.

Как и всякая профессиональная деятельность, работа педагога

представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в

силу своей повторяемости и похожести становятся привычными. В них он

действует во многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход

психических сил сведён к минимуму. Конфликты в силу своей

неординарности требуют мобилизации психических и физических ресурсов.

Способность педагога контролировать своё эмоциональной состояние

является одной из составляющих его конфликтоустойчивости. В результате

исследований установлена зависимость эффективности деятельности в

трудных ситуациях от уровня конфликтоустойчивости и профессионального

мастерства. Оказалось, что с ростом трудности ситуации эффективность

деятельности всё больше и больше начинает зависеть от

конфликтоустойчивости, а не только от профессионального мастерства.

Конфликтоустойчивость не является врождённым свойством

личности, а формируется одновременно с её развитием и зависит от уровня

сформированности навыков эмоциональной саморегуляции. Саморегуляция -

воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного

функционирования в нормальное состояние. Используя методы

саморегуляции, педагог получает возможность спокойно и рационально

проанализировать ситуацию.

 

Известны разнообразные методы саморегуляции:

1. Метод “отреагирования”. Ученые – биоэнергетики утверждают,

что тело и его мышечная система могут накапливать напряжение, вызванное

невыраженными эмоциями. Если запас таких эмоций достаточно велик, это

может привести к физическим последствиям. Многие врачи утверждают, что

физические заболевания имеют психологическую подоплеку. Сердечные

приступы, инсульты, раковые заболевания, даже обычная простуда – все они

могут быть реакцией на эмоциональную перегрузку. Человек может

предотвратить проявление эмоции, но она остается в его теле в ожидании

подходящей возможности выйти наружу. Чтобы не носить в себе груз

невыраженных эмоций, можно найти подходящее время и место для их

разрядки вне ситуации, которая вызвала их (например, высказавшись в кругу

своих друзей, в спортивных играх, во время пробежки, устроив истерику

наедине, ломая карандаши, разрывая на клочки старые журналы, колотя

матрац кулаками и т. п.).

2. Метод расслабления (релаксации) применяется для снятия

напряжённых, стрессовых состояний и реализуется посредством:

– изометрических упражнений, основанных на чередовании

напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном ритме;

– аутогенной тренировки, основанной на определённой

зависимости между состоянием мышечной и сосудистой систем, с одной

стороны, и психической - с другой; вызывая, например, чувства тяжести и

тепла в теле, можно достичь состояния психического покоя;

– медитации (от лат. meditatio - размышление)то есть

интенсивного, проникающего вглубь размышления, мысленного погружения

в предмет, идею и т. д.

– имаго–терапии, предполагающей воспроизведения

положительных образов с целью вытеснения неблагоприятных переживаний

(образов людей для подражания, приятных моментов из прошлой жизни,

своего благополучного будущего и т. д.);

– зоотерапии – общение с целью снятия раздражение с

животными;

– юмора, который превращает потенциально-отрицательную

энергию в её противоположность, в источник положительных эмоций.

3. Метод подкрепления подразумевает пополнение эмоциональных и

физических сил, обретение бодрости тела и духа через известные человеку

процедуры (например, прогулки по свежему воздуху, чаепитие, созерцание

художественных произведений и т.д.)

4. Метод внешних изменений. Многочисленные формы воздействия

человека на внешние условия посредством обратных связей оказывают

стимулирующий или тормозной эффект на его деятельность. К методам

внешних изменений относятся такие варианты поведения людей, как

путешествие, перестановки мебели в квартире, изменение имиджа, и т.п.

5. Метод “сравнительной терапии” основан на изменении

сравнительного фона, на котором человек осознаёт и переживает свои

неудачи. «... Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, – писал

А.Чехов в шуточном рассказе ”Жизнь прекрасна!”, – даже в минуты скорби

и печали нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться

сознанию того, что “могло быть и хуже”».

6. Метод предвосхищения означает предварительное “проигрывание”

в уме возможной неудачи и её последствий. Превентивное осмысление

возможной неудачи позволяет избежать возникновения стрессового

состояния.

7. Метод эмоционального сдерживания (улыбка) заключается в том,

чтобы делать вид, что всё хорошо, даже при неудачах и эмоциональном

напряжении, и действительно станет лучше. Ничто так не передает

ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие, оно

может стать щитом для учителя, которым он ограждает себя от

отрицательного эмоционального воздействия со стороны ребёнка, и

инструментом воздействия на него.

 

Стрессоустойчивость и конфликтоустойчивость личности

определяется и таким свойством личности как толерантность. Готовность

к принятию иных логик и взглядов, непохожести, инаковости (как трактуют

толерантность в психологическом смысле) является фактором

стабилизирующим систему изнутри будь то общество или личность,

поскольку является превентивной мерой в условиях меняющегося общества,

и развивающейся личности – определяет диапазон бесстрессового

восприятия перемен, как в самом человеке, так и в его окружении. Поэтому

принято выделять внешнюю и внутреннюю толерантность (точнее,

направленную во вне или внутрь личности).

Внешняя толерантность (толерантность по отношению к другим) –

сформированное убеждение в наличии у других собственной позиции,

способность рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек

зрения, учитывать разнообразные аспекты и аргументы. Это социальное

качество и поэтому обеспечивает соответствующую культуру

взаимоотношений в обществе, построенную на принципах отказа от

насилия, принятия другого, подчинения нормам, а не чьей-либо воле.

Внутренняя толерантность (терпимость к себе, принятие себя) помогает

сохранять равновесие в конфликтной ситуации, принимать решения и

действовать в этой ситуации. Толерантность как фактор устойчивости

системы может быть рассмотрен не только как установка и личностное

качество, но и как ценность, системное качество, например, принцип

системы образования..

Часто возникновение конфликтов происходит по причине

использования людьми конфликтогенов. Так называют определенные слова

и действия, разжигающие конфликт даже при незначительных основаниях к

этому. Среди наиболее распространенных конфликтогенов – стремление к превосходству, проявление агрессивности и проявление эгоизма1.

Стремление к превосходству имеет разнообразные проявления.

* Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание

или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка,

издевка, сарказм.

* Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства,

но с оттенком доброжелательности: "Не обижайтесь", "Успокойтесь", "Как

можно этого не знать?", "Неужели Вы не понимаете?", "Вам ведь русским

языком сказано", "Вы умные ребята, а поступаете...". Одним словом -

забвение известной мудрости: "Если ты умнее других, то никому не говори

об этом". Конфликтогеном является и снисходительный тон.

* Хвастовство: восторженный рассказ о своих успехах, особенно

мнимых, вызывает раздражение, желание "поставить на место" хвастуна.

* Категоричность, безапелляционность: проявление излишней

уверенности в своей правоте, самоуверенности предполагает свое

превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые

высказывания категоричным тоном, в частности такие, как "Я считаю", "Я

уверен". Вместо них безопаснее употреблять высказывания, отличающиеся

меньшим напором: "Я думаю", "Мне кажется", "У меня сложилось

впечатление, что...".

Категоричные суждения родителей и педагогов о принятой в среде

молодежи музыке, одежде, манере поведения способствует разобщению,

вызывает отчуждение, и раздувает пожар конфликта.

* Навязывание своих советов: и родителям, и педагогам свойственно

давать советы и как правило тогда, когда их об этом просят. Советующий,

по существу, занимает позицию превосходства.

* Перебивание собеседника, повышение голоса или постоянные

исправления речи другого в самом процессе говорения. Этим взрослые и

педагоги фактически подчеркивают, что их мысли более ценны, чем мысли

детей и учащихся

 

* Утаивание информации. Информация - это необходимый элемент

жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги.

Взрослые часто утаивают информацию от детей, боясь их расстроить,

считая, что эта информация им непонятна или излишня. Но возникший

информационный вакуум заполняется домыслами, слухами, сплетнями,

которые бывают еще худшего свойства. Но гораздо опаснее, что возникает

недоверие к взрослому, как сокрывшему информацию, ибо его действие

вызвало состояние тревоги.

* Нарушения этики, намеренные или непреднамеренные.

Воспользовался чужой мыслью, но не сослался на автора. Доставил

неудобство (нечаянно толкнул, наступил на ногу и т.п.), но не извинился; не

пригласил сесть; не поздоровался или поздоровался с одним и тем же

несколько раз в течение дня. "Влез" без очереди, используя знакомого или

свое начальственное положение. Если ребенок владеет определенными

этическими нормами, он чутко реагирует на их нарушение.

* Подшучивание. Его объектом обычно становится тот, кто почему-

либо не может дать достойный отпор. Так, учитель, использующий насмешку по отношению к зависимому от него, неуверенному в себе, неуспешному в учебе ребенку,может спровоцировать его на конфликт.

* Обман или попытка обмана есть средство добиться цели

нечестным путем и является сильнейшим конфликтогеном в случае

обнаружения обмана.

* Напоминание (возможно, и непреднамеренное) о какой-то

проигрышной для собеседника ситуации. Л.Н. Толстой говорил: «Мы не

любим людей, которые знают о нас плохое». Поэтому педагог должен

внимательно следить за своей речью и «не коллекционировать» промахи

ученика, стараясь предоставить ему возможность в любой момент начать «с

чистого листа».

Так же опасно напоминать о своих заслугах перед человеком. Сделав добро другому, освободите его от необходимости быть обязанным Вам за сделанное, ибо, как сказал Ф.Шиллер: "Благодарность забывчивей всего".

* Перекладывание ответственности на другого человека. Осознание

меры своей ответственности создает условия для открытого ответственного

и бесконфликтного взаимодействия. Перекладывание ответственности

неизбежно ведет к искажению взаимодействия и, как результат, к

конфликту.

Всевозможные проявления превосходства – это тупиковый путь, ведущий в

противоположную сторону от цели – возвыситься над другим. Человек –

источник конфликтогенов – вызывает отрицательную реакцию

окружающих, ценящих спокойную обстановку.

Проявление агрессивности может быть ситуативным как реакция на

сложившиеся обстоятельства. В тоже время людям свойственна и природная

агрессивность как адаптивный признак и инстинктивная программа,

позволяющая обеспечить выживание в экстремальных условиях. В

нормальных условиях эта инстинктивная программа не проявляется, кроме

тех периодов в развитии человека. когда поисходит проверка

инстинктивных программ на наличие и действенность. Такие возрастные

проявления агрессивности известны, например, у подростков (дворовые

драки, вызывающее поведение дома, в школе, на улице). Здесь и попытка

самоутверждения, и выражение протеста против своего "неравноправного",

зависимого от других (взрослых) положения.

Человек с повышенной агрессивностью является "ходячим

конфликтогеном", поскольку выплескивает накопившееся раздражение на

окружающих. Другими словами, он разрешает свои внутренние проблемы за

счет окружающих. В этом смысле он является как бы "вампиром",

поглощающим положительную энергию (и эмоции) окружающих. Но

человек с агрессивностью ниже среднего показателя рискует добиться в

жизни намного меньше, нежели он достоин. Полное отсутствие

агрессивности граничит с апатией или с бесхарактерностью, ибо означает

отказ от борьбы.

В ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися

обстоятельствами, вследствие реальной или воображаемой помехи,

препятствующей достижению цели, у человека возникает состояние,

называемое в психологии фрустрацией. Защитные реакции при фрустрации

проявляются в агрессивности. Нередко фрустрация становится причиной

неврозов.

Агрессивность требует выхода. Есть три способа снять агрессивность - пассивный, активный и логический.

Пассивный способ заключается в том, чтобы "поплакаться" кому-то,

пожаловаться, выговориться..

Слезы же снимают внутреннее напряжение, так как с ними выводятся

ферменты - спутники стресса. При повышении агрессивности необходим

человек, который с сочувствием выслушает и успокоит.

Активные способы строятся на двигательной активности. В основе

их лежит тот факт, что адреналин - спутник напряженности - "сгорает" во

время физической работы. Из спортивных занятий быстрее всего снимают агрессивность те виды, которые включают удары: бокс, теннис (большой и настольный), футбол, волейбол, бадминтон. Даже наблюдение за соревнованиями даетвыход агрессии. Болельщики испытывают те же эмоции, что и играющие: их мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами борются на площадке. Эти эмоции и физическая нагрузка "сжигают" излишки адреналина. Не менее полезны так называемые циклические упражнения, связанные с повторением огромного количества раз элементарных движений: неторопливый бег, быстрая ходьба, плавание, велосипед.

Логический способ погасить агрессивность приемлем

преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих

логику всему остальному. Такому человеку главное докопаться до сути

явления. Ему лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все

остальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из

сложившегося положения.

Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист

добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта

несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются еще в детском возрасте, в результате чего в расчет принимаются лишь собственные интересы, потребности, переживания и пр.

В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и

полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит к отчуждению.

Антиподом эгоизма является альтруизм. Это ценностная ориентация

личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной

оценки являются интересы других людей.

Перечисленные конфликтогены имеют общее распространение и

также работают в сфере образования. Но для педагогических конфликтов

характерны и специфические конфликтогены, связанные с целеполаганием,

информацией, принятием решения, организацией исполнения,

коммуникацией, контролем и коррекцией1.

►В целевом компоненте педагогической системы конфликтогеном

может быть неверная постановка педагогической цели, неясность цели для

других участников учебно-воспитательного процесса.

►Конфликтогенами информационного компонента являются

непонятное объяснение, излишняя, затрудняющая понимание и усвоение

информация (информационный шум, который принято называть «водой»).

►Особенно часто конфликты в сфере образования возникают на

почве неточных, неясных и несогласованных критериев оценки учебной

деятельности учащихся. Такие ситуации несогласованности требований и

критериев оценки часто наблюдаются и в сфере семейных отношений.

Отметки, которые не обосновываются и не комментируются, легко

становятся конфликтогенами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психолого-педагогический смысл конфликта | Адаптационная
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.