Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этап сосредоточения

Этап нравственности.

Этап мудрости.

Путь становления личности буддиста

Е.А. Торчиноввыделил во всем буддийском пути три больших этапа: этап мудрости, этап нравственности, или соблюдения обетов, и этап сосредоточения, то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – по три, всего восемь ступеней.

Ступень 1 - правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.

Ступень 2 - правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

Ступень 3 - правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.

Ступень 4 - правильное поведение. Миряне‑буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы. Они таковы:

· ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»;

· отказ от дурной речи - лжи, клеветы и т. п., см. выше);

· неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства;

· правильная сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»);

· отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.

У монахов и монахинь обетов гораздо больше, их количество доходит до нескольких сотен.

Ступень 5 - правильный образ жизни. Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

Ступень 6 - правильное усердие. Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой. Слово «йога» означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели. Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («психопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и перехода из профанного, мирского, сансарического состояния в сакральное состояние «бессмертия и свободы».

Ступень 7 - правильное памятование. Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь – шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).

Ступень 8 - правильное сосредоточение, или правильный транс. Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению, и он становится архатом («достойным»; тибетская этимология этого слова «победитель врагов», то есть аффектов (Е.А. Торчинов, с. 7-8).

 

В буддизме применяется особый вид медитативной практики, определяемый как безмятежность. Как пишет Далай-лама, суть безмятежности – это сосредоточенное удержание сознания на каком-либо объекте, без отвлечений, в соединении с блаженной подвластностью ума и тела. Главная цель и преимущество безмятежности в том, что с ее помощью можно достичь особого постижения (випашьяна), посредством которого осознается пустота, и тем самым освободиться от круговорота бытия. Для постижения безмятежности необходимы следующие условия. Место для практики должно быть тихим, и местность и вода должны быть соответствующими. Сам медитирующий должен быть неприхотлив, пребывать в удовлетворенности, быть свободным от мирских хлопот и суеты, избегать недобродетельных физических и словесных действий. Путем слушания и размышления он должен уничтожить ложные представления о предметах медитации. Он должен знать, как размышлять над пагубностью желаний, над смыслом непостоянства (Далай-лама, с. 42-43).

При этом Далай-лама называет пять ошибок при медитации, которые необходимо устранить.

1. Леность: нежелание заниматься медитативным сосредоточением.

2. Забывчивость: неудерживание в память объекта медитации

3. Сонливость и возбужденность (рассеянность): прерывание медитативного сосредоточения.

4. Неприменение противоядий: приводит к сонливости и возбужденности.

5. Чрезмерное применение: продолжать применять противоядие, хотя сонливость и возбужденность уже устранены (Далай-лама, с. 44).

Будда утверждает, что, несмотря на то, что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее, существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.

По данным Е.А.Торчиноваслово «нирвана» восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание» (например, угасание светильника или прекращение волнения моря). На этом основании буддологи XIX века часто строили свою теорию нирваны как полного прекращения жизни, некоего полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме. Однако буддийские тексты вполне отчетливо указывают на то, что угасает или затухает вовсе не бытие. Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты и влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание (Е.А.Торчинов, с. 6).

По данным Н.В.Абаева, для достижения нирваны необходимо сформировать особое состояние сознание – бодхи (пробуждение, просветление) – высшее состояние сознания, духовное просветление. Причем, есть разные уровни достижения этого состояния сознания: низший – это состояние архата, высший состояние ботхисаттвы и будды.

Сознание же обычного человека подразделяется на два главных аспекта существования: 1) чистое (неомраченное, незагрязненное) сознание и 2) загрязненное сознание. В то же время они оба происходят из «единого сознания» (татхагата-гарбха) - общей единой основы сознания всех живых существ или истиной природы их сознания. Таким образом, потенция просветления имеется в каждом живом существе, даже в омраченном чувственном бытии сознании. В скрытой, непроявленной форме у живых существ всегда присутствует «единое сознание». В связи с этим просветление – это естественное и истинное состояние любого человека, которое он должен лишь выявить, актуализировать в своем омраченном сознании.

Практическая реализация потенции просветления возможна посредством постижения истинной реальности – полное слияние, единения с ней – состояние «истиной таковости», восприятие мира таковым, каким он есть». Причем, как подчеркивает Н.В.Абаев, освобождение от омраченного сознания не есть насильственное действие, - это возвращение к его истинному, естественному и нормальному существованию. Освобождение от ложных мыслей возможно через созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вневербальной реальности, т.е. подлинная идентификация, единение с этой реальностью. Для достижения «идеального бытия» и достижения просветления необходимо пройти 10 ступеней (Н.В.Абаев, с.15).

Буддизм утверждает, что чувство «я» и возникающая из него привязанность к «я» есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что образует омраченную аффективность, затягивающую живое существо в трясину сансарического существования. В буддизме отрицается именно индивидуальное «я» и рассматривает его как иллюзорный продукт ментального конструирования.

Е.А. Торчиновзадает резонный вопрос: если такой сущности, как душа, нет, то что же такое личность? С точки зрения буддизма личность есть только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов.:

1. группа чувственного, то есть всего, что мы могли бы отнести к области чувственно воспринимаемого и материального;

2. группа чувствований (ощущение приятного, неприятного или нейтрального)

3. группа осознавания различий (круглое – квадратное; белое – черное и т. д.), а также формирования представлений и понятий;

4. группа мотивирующих факторов – волений и побудительных импульсов (самскара); именно эта группа элементов ответственна за формирование кармы и, наконец,

5. сознание как таковое - виджняна (с. 8-9).

Как писал О.О. Розенберг, для буддийского мыслителя не существует отдельно «человека» и «солнца», а есть некое единое поле опыта – «человек, видящий солнце». Здесь солнце есть уже не внешний объект, пребывающий вне личности, а часть личности, включенная в нее через процесс восприятия. «Человеческая личность с ее переживаниями как предметов внешнего, так и явлений внутреннего мира оказывается сведенной на поток ежемгновенно сменяющихся комбинаций мгновенных же элементов. Поэтому нет ни солнца, ни человеческого «я», нет ничего постоянного, кроме вихря элементов, слагающихся каким-то закономерным образом; в результате получается сложное явление «человек, видящий предметы и переживающий психическую жизнь», а не человек и предмет отдельно» (О.О. Розенберг, с. 91).

О.О. Розенберг также отметил, что буддисты единогласны в том, что эмпирическое бытие, как внешний мир, так и «я», является иллюзией, миражем и что истинное бытие непознаваемо. Однако, с точки зрения онтологии, все буддисты являются реалистами в том смысле, что они все единогласно признают истинно-реальную сущность, которая лежит за цепью моментов (О.О. Розенберг, с. 113).

 

Литература:

 

1. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт‑Петербургское философское общество, 2000 // http://natahaus.ru

2. Васильев Л.С.История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). – М.: Высшая школа, 1983. – 368 с.

3. Психологические аспекты буддизма. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. – 182 с.

4. Корнев В.И. Буддистская космология ее структура и место в системе буддистского мировоззрения. //Религии мира. М., 1986. –С.102-113.

5. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М.: Наука, 1988. – 426 с.

6. Розенберг О.О. Труды по буддизму. – М.: Наука, 1991. – 296 с.

7. Абаев Н.В. Концепция «просветления» в «Махаяна-шраддхотпада-шастре». Психологические аспекты буддизма. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. – С. 11-33.

8. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1989. – 125 с.

9. Далай-лама XIV (буддийский монах Тензин Гьяцо). Буддизм Тибета. – Москва- Рига: Нартанг-Угунс, 1991. – 103 с.

10. Буддизм // ru.wikipedia.org/wiki/Буддизм

 

Контрольные вопросы

1. С каким психическим состоянием связана жизнь согласно учению Будды?

2. В чем буддисты видят причину страдания?

3. Как понимается карма в буддизме?

4. С какими психическими проявлениями связана скверна в буддизме?

5. Каковы необходимые составляющие этапа мудрости?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция страдания в буддизме | Возникновение даосизма и его мировоззрение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.