Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение даосизма и его мировоззрение

Представление о человеке в даосизме

Каковы необходимые составляющие этапа сосредоточения?

Каковы необходимые составляющие этапа нравственности?

8. Какие пять ошибок при медитации называет Далай-лама?

9. Как понимается нирвана в буддизме?

10. Что такое состояние бодхи?

11. Что такое личность с точки зрения буддизма?

12. Как понимается эмпирическое бытие, внешний мир и «я» в буддизме?

Даосизм — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, философии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки (wikipedia).

Даосизм возник в Китае во 2-й половине I тысячелетия до н. э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы (род. в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.).

Согласно легенде, на склоне лет Лао-цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил через пограничную заставу, ее начальник упросил Лао-цзы оставить в память о себе книгу, в которой отразились мысли «мудрого старца» о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась на свет рукопись из 5 000 иероглифов под названием «Дао-дэ цзын». Данное произведение, включающее 81 стих, является мировоззренческим основанием даосизма.

В центре даосской доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао (Л.С.Васильев, с. 284).

Дао - это первооснова всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всём, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао выступает также синонимом единого мирового целого.

Дао при этом - бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Значений иероглифа «Дао» - путь, дорога, средство, способ, идея, основание, говорить, проистекать из, держать путь из, вести за собой, течь (Лао-цзы, с. 5).

Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Человек включается в это движение и этим постигает Дао., т.е живет в согласии с миром. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и общества.

Человек, создавая общество и цивилизацию и порождая множество искусственных вещей (которые не порождены Дао), стал от них зависеть, и это привело к противопоставлению человека и мира и его дисгармогии.

Дао присуща благая сила дэ («добродетель»), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (многообразие вещей) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.

К состояниям, характеризующим Дао относятся принципы цзы жань (самоестественность, спонтанность) и у вэй (недеяние).

Принцип цзы жань указывает на то, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе. Принцип цзы жань не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. «Цзы жань рядом, она в природе. Ее не надо логически доказывать. Правда цзы жань проста: где бы ты не был, природа воды – течь вниз, природа огня - подниматься вверх. Человеку от этой вселенской правды никуда не деться, он еею ежедневно питается и греется» (А.Е.Лукьянов, с.124).

Принцип у-вэй означает отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком цзы жань. Это не бездействие. Это деятельность, которая согласуется с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил, и приводит к неудаче и гибели.

В процессе порождения мира со множеством вещей Дао как бы поляризуется и дифференциируется. Два важнейших космологических состояния единого Дао - это инь (женское, покой, холодное, темное, мягкое) и ян (мужское, движение, горячее, светлое, твердое). Эти два состояния находятся в абсолютной гармонии и взаимопереходе. Любое явление или предмет мира, в котором мы живем, дуальны по своей природе и содержат в себе в разных соотношениях эти две противоположности – инь и ян. С позиций инь и ян определяются также и типы людей и их психологические состояния.

В более поздних вариантах даосизма появилось понятие «ци» («пневма», «эфир»), которое является аналогом понятия Дао. Под ци понимается исходная первосубстанция, из которой «состоит» все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, ци становится веществом, утончаясь - духом. В промежуточном состоянии ци представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в природе и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле - одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений системы цигун.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этап сосредоточения | Даосизм о природе человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.