Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль и нравственность




Догмат о предопределении

Согласно исламскому учению, в этом мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Одна из основных формул ислама – «на все воля Аллаха». Главная добродетель для мусульманина — отказ от самостоятельности на земле и подчинение воле Аллаха, поскольку благочестие перед Богом есть покорность. По Корану, каждое событие предопределено и вписано в книгу вечности до сотворения мира, так что никакие усилия человека не могут ничего предотвратить. Каждая попытка противопоставить поступкам Бога собственный умысел или хотя бы только свое мнение есть признак одержимости силами мрака и зла, вытеснившими из человека благое начало. Большинство исследователей отмечает, что стержень ислама — предопределенность. По мнению М.Р.Грановской здесь и кроются корни фатализма,равнодушия к жизни, снижения значимости какой бы то ни было практической цели.

На ранних этапах становления ислама большинство мусульман были сторонниками безусловного предопределения, т. е. отсутствия свободы воли. Только значительно позднее, в VIII—IX вв., оформилось два направления религии, по-разному относящихся к проблеме предопределения. Джабриты считали, «что человек полностью зависит от воли Аллаха»; казариты допускали возможность определенной свободы воли и ответственности личности за свой выбор. По их понятиям, существует касба (присвоение), когда человек может выбирать между плохими и хорошими поступками, как бы предлагаемыми ему Аллахом, и поэтому несет за них ответственность. Таким образом, верующему предоставлена некоторая свобода воли, до определенного уровня, иначе было бы несправедливо, что Аллах привлекает его к ответственности.

М.Р.Грановская полагает, что положение о предопределении обусловило успех военных походов Мухаммада. Если судьба каждого воина вписана в книгу вечности еще до сотворения мира ичас смерти установлен заранее, то, отправляясь на поле битвы, правоверный ничем не жертвует, напротив, выигрывает рай. Считалось, что умерший на войне за веру попадает прямо в райские кущи, минуя испытания чистилища. Ему прощаются все грехи, и он получает высокое положение у трона Аллаха. В силу такой уверенности мусульмане шли на войну без страха и с надеждой быстро попасть в рай.

Путь нравственного совершенствования для каждого правоверного мусульманина предписан в Шариате. Шариат — это сводная система мусульманского права, представляющего собой всеобъемлющую систему правил поведения и запретов, охватывающую имущественные отношения, налоги, торговлю, семейно-брачные отношения и обряды. Он содержит множество вытекающих из анализа Корана советов и рекомендаций, касающихся человеческих взаимоотношений.

Предписания шариата многочисленны, строги и обязательны для правоверного мусульманина. Основа шариата — функция социального контроля и базовое представление, что правильные поступки (социально заметные и подлежащие контролю и исправлению) важнее, чем чувства, испытываемые при этом правоверным. Тем более что за отклонение от норм были определены соответствующие наказания. Так, в шариате действия людей подразделяются на пять категорий: обязательные, за невыполнение которых следует наказание; рекомендуемые, т.е. желательные, но не обязательные; дозволенные; предосудительные, т.е. осуждаемые, но не наказуемые, и запрещенные – наказуемые.

В отличие от других религий, где нравственные идеалы были столь высоки, что практически недостижимы, в исламе существовала возможность реального исполнения нравственного закона своей религии в личной и общественной жизни. Мухаммад считал, что совершенная вера на деле выражается в полном самопожертвовании, а низшая ступень — в исполнении необходимых предписаний религии и нравственности. На этой ступени нормы нравственности были не только выполнимыми, но и простыми и понятными.

Важным мерилом при оценке религиозного поведения мусульманина, как отмечает М.Р.Грановская, является учет эгоистического или лицемерного мотива любых его поступков.

Мухаммад призывал к порядочности в отношениях с простыми людьми. Он говорил, что существуют три пагубных свойства, от которых не может отделаться человек: скупость, следование страстям и восхищение самим собою. Поэтому ко всякому человеку надо быть добрым, не гордиться перед другими и свято исполнять свои обещания. Основные требования к мусульманину звучат так:

· Повиноваться Аллаху, Его посланнику и обладателям власти.

· Воздавать добром и за зло с тем, чтобы и враг превратился в покровителя и друга.

· Верно исполнять договоры, ведь за них спросят.

· Не ходить по земле горделиво. Аллах не любит всяких гордецов, хвастливых.

· Пусть одни из вас не поносят за глаза других.

· Когда слышите злословие в свой адрес, то не спешите разоблачить известные пороки хулителя.

· Примирение двух врагов стоит выше молитвы, поста и милостыни.

· Беречься многих мыслей! Ведь некоторые мысли — грех (Р.М.Грановская, с. 333).

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

· Правдивость (ас-сидк).

· Надёжность и верность (аль-амана).

· Искренность (аль-ихлас).

· Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).

· Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).

· Сила нравственная и физическая (аль-кувва).

· Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).

· Скромность (аль-хайя).

· Достоинство и самоуважение (аль-изза).

· Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).

· Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).

· Щедрость (аль-джуд валь-карам).

· Терпение[16] (ас-сабр).

· Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).

· Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).

· Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).

· Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).

Согласно исламской традиции к грешнику надо проявлять терпение, надеясь, что он исправится. Ведь известно, что каждый добрый поступок 10 раз заносится ангелом справа в книгу судьбы. В этом же смысле звучит призыв Мухаммада — не злословьни о ком. Недостойно позорить чью-либо честь, недостойно проклинать кого-либо, недостойно всякое пустословие.

Благодаря простоте норм, как считает М.Р.Грановская, мусульмане могли по Корану вершить судебное разбирательство, воевать по Корану, относиться к побежденным в соответствии со священным законом и т. д.

К простым нормам относятся такие требования, как почитание родителей, забота о воспитании детей, уважение к старшим, дружба с соседями, осуждение воровства, лени, тунеядства, пьянства, высокомерия, супружеской неверности и браков между ближайшими родственниками. Как уже отмечалось, нравственные предписания включают хорошее отношение к родителям, особенно к престарелым, и почитание сирот. Но главная нравственная обязанность по Корану — это, прежде всего, доброта к ближнему. Не следует накапливать — лучше расходовать на бедных. В Коране не только провозглашалась необходимость милостыни беднякам, но и предпочтительность ее анонимности.Тем самым утверждалась не показная, а глубинная нравственность.

Супружеская неверность так же, как и ростовщичество, пьянство, азартная игра, относилась к наиболее тяжким грехам.

Отношение к иноверцам в исламе специфическое. Оно явилось следствием существенной особенности морали и нравственных норм ислама — исполнения одного из главных предписаний — джихада, т. е. ведения «священной войны» против иноверцев. Джихад признавался долгом, поскольку человечество делилось на праведных — мусульман и неправедных — иноверцев, подлежащих обращению любым путем, не исключая насильственный. Коран требовал от мусульманина усилий, отдачи сил на распространение ислама. Позднее на этой основе развились представления о «духовном джихаде», т. е. внутреннем противоборстве иноверцам, т. к. всякая иная вера считалась заблуждением.

Однако в раннем исламе не ко всем неверным было одинаковое отношение. Среди «неверных» особо были выделены иудеи и христиане как люди Писания, поскольку они верят в того же Бога, что и мусульмане. Этот общийБог посылал своих посланников — Моисея (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово Божье. Как иноверцам, близким по вере — иудеям и христианам, а также зороастрийцам разрешалось сохранять религию, им гарантировали жизнь, свободу и неприкосновенность имущества. Совсем иное, более жестокое отношение, было к остальным, поскольку за их убийство был в ответе Аллах. Кровные узы и дружба с иноверцами не должны ставиться ни во что. Правоверные по отношению к неверным не должны были придерживаться никаких этических норм. Коран не возлагал вины за их убийство на мусульман, и вначале не запрещал кровную месть. Однако потом размах мести претерпел изменение в сторону умеренности (Р.М.Грановская, с. 331-336).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.