Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы чувств и религия




Асимметрии мозга и религии

Исследование связи религиозного опыта с анормальной электрической активностью в височных долях подразумевает, что такой опыт является исключительным и патологическим. Несколько иной подход поиска локализации религиозного опыта в мозгу был вдохновлен современными исследованиями мозговой латеризации. Известно, что головной мозг состоит из двух полушарий, в которых сосредоточены определенные специализированные функции. Известно, что языковые функции чаще всего находится в левом полушарии, поражение которых может существенно повлиять на речевое поведение субъекта. В отличие от речевого левого полушария правое полушарие доминирует при зрительно-пространственной ориентации человека. Факт латерализации дал основание предполагать, что данные специализированные функции двух половин мозга в определенной степени являются антагонистическими, и у отдельных индивидов мозг может развивать только одну из этих функций в ущерб другой. Латеризация левого полушария способствует развитию рационального мышления, логического анализа, языковых и математических способностей; а правого - музыкальных способностей, эмоционального реагирования, синтетического или целостного восприятия.

В связи с этими научными находками у исследователей религиозности возникли идеи возможной ее латеризации. Д.М.Вульф (D.M. Wulf) выявил, что многие исследователи пытаются связать религиозность с доминирующей активностью правого полушария (с.96-98).

Д.М.Вульф (D.M. Wulf) приводит в своей книге также данные психолога J.Jaynes, которая новом свете излагает религиозную историю человечества (с. 98-101). J.Jaynes утверждает, что сознание в современном его понимании возникло лишь совсем недавно - в 1000 г. до н.э. До этого, человек обладал амбидекстрией (равным соотношением функций левого и правого полушария), что позволяло галлюцинирующему правому полушарию посылать левому полезные сообщения от богов. Амбидекстрия позволяет воспринимать эти божественные послания и вырабатывать средства, с помощью которых они могли бы быть определены и поставлены под общественный контроль (функция левого полушария).

Питерский ученый Ю.М.Зенько впервые обратил внимание на то, те или иные религиозные ориентации людей формируют не только с их убеждения, но и специфическое сенсорное восприятие мира. Он опирается на представления Б.Г.Ананьева и В.М.Бехтерева о ведущей афферентации человека, которая обусловлена относительной неравномерностью в развитии разных видов чувствительности: зрения слуха, хемочувствительности и осязания. Эти зрительные, слуховые и гаптические особенности лимитируют ин­дивидуальную познавательную деятельность. В связи с этим они выделили слуховой, зрительный, осязательно-мо­торный (двигательный) типы человека. Постоянное и длительное до­минирование определенных сенсорных модальностей на индивидуальном уровне может привести к аккумулированию и закреплению их свойств на уровнях социальном и культурном (в том числе и религиозном). Таким образом создается определен­ная специфика в представлении целостного образа мира. Например, при доминировании осязательно-моторных компонентов – это мироощущение и мирочувствование, при доминировании слуха – мирослушанье (Ю.М.Зенько в качестве примера приводит пифагорейское представление о музыке небесных сфер). При этом зрение, по мнению Ю.М.Зенько, открывает внешний мир и ориентирует человека вовне (экстравертирует), а слух больше направляет человека внутрь (интравертирует) (Ю.М.Зенько, с. 191-192).

При этом Ю.М.Зенько отмечает, что западная культурная традиция связана с доминированием зрительной модальности или пространственного восприятия мира, а Восток больше ориентирован на слух или хронометрическое (временное) мировосприятие.

Однако Ю.М.Зенько обнаруживает расхождение в доминирующей афферентации и в христианстве. Так, он отмечает, что на христианском Западе в целом с большим пиететом относятся к зрению. Он ссылается на Иоанна Златоуста (западная традиция христианства), который называет блага этой жизни «видимыми», а «слышимое» сопоставляется у него с будущим и вечными благами по воскресении. С другой стороны, цитируемый им Нил Синайский (восточная традиция христианства) критиковал зрение, указывая, что оно в чувственном опыте различает только более грубое. Ю.М.Зенько считает, что католичество больше строится на зрительном принципе, а про­тестантизм — на слуховом (христ.: Флоренский. Т. 2. 1990, с. 38). В качестве аргумента он приводит внешний вид и внутреннее убранство католического и протестантского храмов. В католическом храме все пытается действовать в первую очередь на зрение: скульптура, барельефы, фрески и т. д. Протестантский же храм предназначен для слуха, для слова — отсюда его хорошая акустика. Последним не преминули воспользоваться в советс­кое время, используя протестантские храмы для студий звукозаписи и кон­цертных залов. Но зато обратный переход протестантских храмов от светс­кого их использования к религиозному довольно прост: достаточно небольшого косметического ремонта и кафедры для проповеди (Ю.М.Зенько, с. 194-198).

Исторически православное христианство в России складывалось под влия­нием византийской (восточно-христианской) традиции. При этом Россия географически находится между Западом и Восто­ком. Эта промежуточ­ность православия, по мнению Ю.М.Зенько, проявляется на сенсорном уровне как синтез зритель­ного и слухового типа. Ссылаясь на А.Ф.Самойлова, он делает интересный вывод, что синтезом зрения и слуха (пространства и времени) является кинестетика («мышечное чувство») или движение.

В подтверждение этого положения он ссылается на такую древнерусскую религиозную традицию как странничество, то есть движение от «града земного» к «граду грядущему». Стран­ничество было широко распространено на Руси и в последующие времена. Отсюда песни и фольклор, связанные со странниками, путешествиями в Святую землю, поисками Беловодья — царства справедливости — и других особых земель. Ссылая на Ю.М.Лотмана, Ю.М.Зенько пишет, что движение в географическом пространстве становилось пе­ремещением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, верхняя ступень которой находится на небе. Стрем­ление к святости подразумевало необходимость отказаться от оседлой жиз­ни и отправиться в путь. При этом длительное путешествие по народному мнению увеличивает святость человека.

Доминирование осязательного восприятия мира Ю.М.Зенько обнаруживает в языческой религиозной традиции, а также в современных сектах, в которых имеется большой удельный вес таких традиций как поцелуи, наложение рук, рукопожатий и т.п. (Ю.М.Зенько, с. 203-205).

Д.М.Вульф (D.M. Wulf) в своей книге «Psychology of religion» представляет и критику биологического подхода в психологии религий. Легкость, с которой были сделаны выводы в этой области, особенно встревожили психологов религии, многие из которых выступили против любых усилий по рассмотрению религиозного опыта с позиций физиологии. По мнению многих психологов психология должна использовать свою собственную терминологию и теорию, а не концепции, заимствованные из физиологических или биологических наук, физиология не только не может объяснить неисчерпаемые богатства духовной жизни, но и вводит в опасное заблуждение некритичного читателя, снижая у него чувствительность к сложным реалиям человеческого опыта.

Литература

1. Wulf D.M. Psychology of religion: classic and contemporary views. – New York: John Wiley &Sons, 1991. - 640 p. (С.41-110).

2. Зенько Ю.М. Психология религий. – СПб.: Речь, 2009. – 552 с.

 

Контрольные вопросы

1. Кто является ведущим основателем биологического подхода в исследовании религии?

2. С чем С.Холл обнаружил «сходство и коварианты» религии?

3. Каким периодам развития человека соответствуют эволюционные этапы религиозного развития?

4. Какие типы телосложения, по мнению Кречмера, доминируют среди религиозных лидеров?

5. Какие виды физиологической депривации используются в религиозной практики?

6. Какие виды возбуждения активности используются в религиозной практики?

7. Какие заболевания и психические расстройства активизируют религиозные чувства?

8. С активностью какого полушария многие исследователи пытаются связать религиозность?

9. С какой доминирующей модальностью, по мнению Ю.М.Зенько, связана западная и восточная культурные традиции?

10. С какой доминирующей модальностью, по мнению Ю.М.Зенько, связана западная христианская традиция?

11. На каких модальностях, по мнению Ю.М.Зенько, строятся католичество и про­тестантизм, и в чем это проявляется?

12. На какой модальности, по мнению Ю.М.Зенько, основано православие и в чем это проявляется?

13. В чем проявляется несостоятельность биологического подхода в исследовании религии?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.