Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработайте психолого-педагогические рекомендации для родителей детей младшего школьного возраста с отсутствием учебной мотивов

Составьте схему психодиагностического обследования личности в младшем школьном возрасте.

· 16-факторный опросник Кеттелла

· Эмоционально-волевая сфера

· Направленность личности

· Динамические характеристики

· Изучение самооценки

Рекомендации:

«Отсутствие учебных мотивов»

  1. Техники разнообразных совместных занятий детей и взрослых, включа­ющих познавательные элементы (При таком диагнозе, а также при диагнозе «лень в собственном смысле этого слова, как гедонизм» (наслаждение) следует учитывать, что для этих детей общение со взрослыми и другими детьми представляет самостоятель­ную и важнейшую ценность. Поэтому основная линия рекомендаций).
  2. Разви­тие познавательных интересов — это основное средство помощи их ре­бёнку.

Если в обследовании у ребёнка обнаруживается полное отсутствие познавательной направленности, то можно предположить, что совмест­ных познавательных занятий взрослые с этим ребёнком просто никогда не вели, а за этим обычно скрывается отсутствие познавательных ценнос­тей в семье. Но если консультанту удаётся убедить родителей, что разви­тие познавательных интересов — это основное средство помощи их ре­бёнку, то взрослые (хотя бы на некоторое время) могут просто симулиро­вать отсутствующий у них самих познавательный интерес (например, живо заинтересоваться процессом роста растений). Простейшие вариан­ты совместных познавательных занятий с ребёнком младшего школьно­го возраста: наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект таких наблюдений — фасоль); фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребёнок вместе с роди­телями, гуляя по ближайшему лесу определяет (по простейшему школь­ному определителю растений) и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю; попытки прогноза погоды в соответствии с известными приметами, которые ребёнок вместе с родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в микроскоп и т.д.

Различные кружки с познавательной направленностью могут по­мочь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в кружок введёт ребёнка кто-то из более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. Но совместные познавательные занятия с другими детьми должны носить характер вовлечения одного ребёнка в сферу ин­тересов другого, а не обычного «подтягивания» отстающего, скажем, по математике. Значимость общения со старшим ребёнком может оказать­ся условием «запуска» познавательных мотивов. Местом совместных за­нятий детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вроде «клуба по интересам», в котором сами принимают посильное участие.

  1. «Уход от деятельности»
    • деятель­ность воображения надо развернуть вовне,
    • обеспечить успех, внимание, эмоциональное подкрепление.
    • типа семейного музыцирования, домашних концертов (снятия напряженности).

Основные направления рекомендаций таковы: во-первых, деятель­ность воображения надо развернуть вовне, направить её на реальные творческие задачи, во-вторых, в этой реальной продуктивной творческой деятельности ребёнку необходимо сразу обеспечить успех, внимание, эмоциональное подкрепление.

Если при «хронической неуспешности» для ребёнка необходимо найти любую область реальных успехов, то при «уходе от деятельности» нужна такая сфера успешности, которая удовлетворит, насытит фрустрированную потребность демонстративного ребёнка во внимании. Реко­мендован, театральные занятия в данном случае надо с большой осто­рожностью. Сцена является главной областью компенсации при других формах демонстративности, не сцепленных с тревогой, как в синдроме «ухода от деятельности». Здесь же (особенно если тревожный компонент достаточно выражен) лучше рекомендовать не сцену, где ребёнок будет скован и не сможет сразу выступить с блеском, а литературную или худо­жественную студию. Музыкальная школа (в существующем виде), обре­кающая ребёнка на годы технических штудий, едва ли может выполнить роль компенсатора потребности тревожного ребёнка во внимании, в при­знании его успехов. Если выбирать музыку, как сферу материализации, проецирования детского воображения, то следует поискать особые фор­мы — типа семейного музицирования, домашних концертов.

Слушая подобные рекомендации, родители нередко высказывают опасения о том, что при постоянном похваливании, повышенном внима­нии к детским успехам у ребёнка может развиться «самомнение» (уси­литься демонстративность). Психолог ещё раз объясняет, что демонст­ративность — это не недостаток, а личностная особенность, которая воз­никает очень рано, а далее может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведёт вовсе не к «само­мнению», а к адекватным самооценкам и умению мужественно преодоле­вать трудности и неудачи, либо противоестественно в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей. Иных родителей (особенно тех, кто убежден, что «девочка обязана быть «скром­ной» или «если я его не ругаю, то значит я им доволен, а захваливать детей вредно») полезно слегка припугнуть, рассказав о клинической истерии, в которую может перейти загнанная внутрь, нереализуемая демонстратив­ность.

Первичный поиск сферы самореализации для демонстративного ребёнка психолог предпринимает вместе с родителями. Если найти ни­чего не удается, можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций (или, что ещё лучше, картин на выставке), после того, как ребёнок (выстояв очередь на модную выставку) убеждает­ся, что такие продукты существуют и получают общественное признание, ему предлагается самому попробовать создать что-то подобное. Рисова­ние абстракций на больших листах бумаги, гуашью, широкой кистью «обречено на успех». «Шедевры» обязательно следует вывешивать для ук­рашения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное — нет никаких критериев для внешней оценки (во всяком случае — для осуждения).

«Негативистическая демонстративность»

Общие принципы рекомендаций просты.

(1) Чёткое распределение, регуляция родительского внимания к ребёнку по формуле: «уделять ему внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший». Здесь главное — замечать ребёнка именно в те мину­ты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание дикими способами. А в случае «фокусов» — все замечания свести к минимуму, а главное — к минимуму свести эмоци­ональность реакций, ибо именно эмоциональности ребёнок и добивается от взрослых своими выходками. Активно-эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негатйвиста» - это фактически не наказа­ние, а поощрение, подкрепляющее его асоциальные способы привлече­ния взрослых. Наказывать «негативиста» за его проделки следует лишь единственным способом: лишая общения. А главная награда—это любя­щее, открытое, доверительное общение в те минуты (часы), когда ребёнок спокоен, уравновешен, делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).

(2) Ребёнку необходима сфера, в которой можно реализовать демон­стративность. В данном случае особо благоприятны, а иногда практичес­ки незаменимы театральные занятия.

(3) Взрослый должен трезво оценить действенность предлагаемых рекомендаций, ясно осознать, что в первое время изменение стиля обще­ния с ребёнком приведет не к снижению, а к взрыву негативизма. Если ребёнок обнаружит, что средства (пусть даже самые возмутительные), которыми он до сих пор добивался внимания, вдруг перестали действо

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Абстрактное мышление | Особое место занимает анализ процессов вероятностного прогнозирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.