Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторической науки

Предмет и задачи отечественной истории. Методология

Новороссийск

 

История (от. греч. Historia – рассказ о событиях) – имеет двоякое значение:

1) Всякий процесс развития в природе и обществе.

2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многосторонности, и необходимая для понимания его настоящего и перспектив будущего.

Важнейшей задачей исторической науки (в данном случае мы говором об отечественной истории) является изучение конкретной истории общества и государства. Для этого необходимо решить ряд подчиненных задач, таких, как:

1 – Установление закономерностей развития человеческого общества во времени

1 – Изучение и сортировка исторических фактов на основании исторических источников и привлечение для этого специальных методов и принципов ведения исторического исследования

3 – Уточнение и оценка роли отдельных исторических личностей, социальных групп, племён, народов и т.д. в общемировом историческом процессе, и их значимость для национальной истории государства

Кроме того, важной задачей преподавания Отечественной истории в вузах является гуманитарное и патриотическое воспитание личности.

Для решения этих задач историческая наука привлекает следующие методы познания и исследования:

1 Историко-сравнительный. Позволяет оценивать роль тех или иных событий в сравнении с аналогичными по значению событиями национальной или мировой истории в разные периоды.

2 Проблемный метод (проблемно-хронологический). Предполагает разработку гипотез, и в дальнейшем возможную формулировку и постановку научной проблемы

3 Метод конкретного анализа – используется для анализа исторических фактов путем применения индукции, т.е. совокупности обобщений на основе предыдущего опыта.

Основными принципами исторической науки являются:

1) Принцип историзма. Принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени и постоянно развивающейся. Изначально рассматривал человеческую историю как процесс, обусловленный т.н. «естественным законом», т.е. потребностью в усложнении (прогрессе).

2) Принцип научности. Предполагает ведение научного исследования в соответствии со стандартами исторической науки, использование определённого литературного стиля, а так же соответствующих сокращений, исторических терминов и оборотов. Предполагает также использование правил научной и/или формальной логики.

3) Принцип объективности. Мнения или гипотезы высказанные автором должны быть объективными и отражать мнение других исследователей и обще принятые научные теории.

4) Принцип доказательности. Любая позиция должна быть доказана на основе широкого пласта источников и полученных фактов.

5) Ценностный принцип. Предполагают оценку на основе выработанной системе критериев.

История - это строгая наука, основанная на изучении фактов. Факты в свою очередь добывают и анализируются путём привлечения соответствующих исторических источников.

Исторический источник – все, непосредственно отражающее исторический процесс, дающее возможность изучать многообразное прошлое человека.

Факт – это документально подтвержденное событие или явление.

В современной исторической науке она занимается исследованием на основе 4-х групп исторических источников:

1 группа – материальные источники - материальные предметы или их фрагменты (архитектура, одежда, оружие, утварь, монеты, марки, медали).

2 группа – фонические источники (в основном весь устный фольклор, в т.ч. народное творчество типа былин, сказок, легенд, преданий, мифов, песен, баллад и т.д.)

3 группа – литературные источники. Любые фонические источники, перенесенные на материальный носитель (бумага). Любые эпистолярные источники (письма), книги – вне зависимости от их содержания; и фискальные источники – договоры, акты, чеки.

4 группа – изобразительные источники, делятся на:

Изобразительно-художественные (картины, гербы, фото, кино).

Изобразительно-графические (чертежи, схемы, графики, таблицы).

Изобразительно-материальные (скульптура).

 

Кроме приведенной классификации существует нетрадиционная классификация исторических источников предложенная в 50-60-е гг. рядом советских историков:

Классификация источника как какого-то исторического остатка, имеющего отношение к тому или иному событию (в основном это относится к источникам фискального жанра - договоры, акты, квитанции);

Классификация источников как традиции, т.е. переданного рассказа о каком-либо историческом факте (в основном это литературные источники – мемуары, биографии, летописи, генеалогические изыскания).

 

Современная история является синтетической наукой, состоящей из многочисленных разделов, имеющих отношение ко многим изучаемым дисциплинам. По причине такой специализации можно выделить несколько групп больших разделов или дисциплин, занимающих по отношению к истории подчиненное, вспомогательное или специальное положение:

- К первой группе относят большие разделы, в которых изучение ведется

по формациям и эпохам (история первобытного общества, история Древнего мира и рабовладельческих государств, история Средних Веков – медиевистика, Новая и Новейшая история), пространственно-географическому принципу (история Европы, США – американистика, Китая, Скандинавии, Византии, Ближнего Востока – востоковедение. Ориенталистика и т.д.) и комплексным проблемам (история Возрождения, Реформации и т.д.);

- Ко второй группе относятся вспомогательные и специальные исторические дисциплины (источниковедение, археография, палеография, дипломатика, хронология, историческая метрология, сфрагистика, генеалогия, геральдика, нумизматика, филателистика).

- Особую органическую группу дисциплин занимают историография (история исторической науки), археология, этнография, а также смежные науки (история государства и права, история военного искусства, история техники и т.д.).

 

 

9. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ПРАВЛЕНИИ ИВАНА IV (ГРОЗНОГО)

 

В середине XVI в. сохранялись те же направления внешней политики, что и в предшествующей период. Основным было сначала восточное. Прежде всего стремились добиться присоединения Казанского ханства. Русские феодалы надеялись получить новые земли, купцы – торговый путь по Волге. Наконец, царское правительство рассчитывало на доходы от дани с народов Поволжья. Однако причины походов против Казанского ханства нельзя свести только к этим материальным интересам. Казанские ханы и мурзы совершали набеги на русские земли, в Казани скопились многие тысячи русских рабов. Необходимость отпора набегам мешала борьбе за выход к Балтийскому морю. Наконец, подвластные Казани народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши) стремились к освобождению от ханского гнета.

Среди казанских феодалов постоянно шла борьба между сторонниками русской и крымской ориентации. Несмотря на помощь принявших подданство народов Поволжья, первые подходы под Казань (1547-1548, 1549-15550) кончились неудачей.

2 октября 1552 г. Казань после длительной осады была взята штурмом. Сдался и последний казанский хан Едигер. Татары пришли к партизанской войне и лишь в 1556 г. Казанское ханство окончательно перешло под руку Москвы. Началась раздача земель московским дворянам. Многие татарские феодалы, выразив московскому царю покорность, сохранили свои владения и вошли в состав русской знати.

В 1556 г. была присоединена Астрахань. Еще одно ханство, выделившееся в свое время из Золотой Орды – Ногайская орда (Северный Прикаспий и Приуралье), признало вассальную зависимость от России. К 1557 г. было закончено присоединение основной части Башкирии, находившейся прежде под властью Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств. Таким образом, в середине XVI в. в состав России вошло Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. Это открывало дорогу для дальнейшего движения на Восток.

В решении задачи освоения Сибири, власть располагала помощью фактических хозяев среднего Приуралья – сольвычегодских солепромышленников Строгановых. Они не только владели огромными землями, но и имели собственные вооруженные силы. В Западной Сибири Строгановы скупали пушнину. По жалованной грамоте Ивана IV они начали там и строительство крепостей. Около 1581-1582 гг. (в литературе существуют разногласия относительно этой даты) состоявший на службе у Строгановых казачий атаман Ермак со своим отрядом двинулся в поход на хана Кучума. Ему удалось разбить Кучума и взять его столицу Кашлык. Население Сибири согласилось платить дань не Кучуму, а Ермаку. Однако в 1584-1585 гг. Ермак погиб в бою. Но начало присоединению Сибири было положено. Колонизационные потоки русского крестьянства двинулись в таежные просторы Сибири. В 80-90-х гг. XV в. Западная Сибирь вошла в состав России.

Во второй половине 50-х гг. основным в русской внешней политике стало западное направление. Без выхода к Балтийскому морю трудно было налаживать связи с более развитыми странами Западной Европы и преодолеть отсталость страны. Балтийский путь преграждали Швеция, Дания и Ливонский орден. Против него и выступил царь. В начале 1558 г. избрав предлогом неуплату за 50 лет дани за основанный русскими город Юрьев (немецкое название – Дерпт, эстонское – Тарту), русские войска вторглись в Ливонию. Главным итогом военных действий 1558-1560 гг. было уничтожение Ливонского ордена. Это встревожило западных соседей – Швецию, Данию и Польско-Литовское государство. Они были заинтересованы в том, чтобы Ливония не попала под власть России. Вместо одного ливонского ордена у России оказались три сильных противника. Это обстоятельство в значительной степени определило ход Ливонской войны в последующие годы.

В 1569 г. на Люблинском сейме Польша и Литва вступили в более тесную унию, образовав единые сейм и правительство. Объединение придало силы Польско-Литовскому государству, но не сразу. После смерти бездетным последнего короля из династии Ягеллонов Сигизмунда II Августа (1572), начались длительные смуты. На вакантный престол выдвигали свои кандидатуры и германский император, и Иван IV, обсуждались кандидатуры и их сыновей. В годы бескоролевья Иван IV успешно наступал в Ливонии. Он создал вассальное «Ливонское королевство», «королем» стал датский принц Магнус, женатый на племяннице Ивана IV. Русские войска заняли в Ливонии много городов и осаждали Ревель (Таллин). Перемирие было заключено со Швецией. В 1575 г. в Речи Посполитой кончилось бескоролевье: на престол был избран трансильванский князь Стефан Баторий, талантливый полководец, сторонник централизации государственного управления. На сторону Речи Посполитой перешел Магнус. В 1579 г. Возобновила военные действия Швеция. Баторий взял Полоцк, в 1581 г. осадил Псков. Героическая оборона, в которой участвовал весь город, сорвала планы дальнейшего наступления на Россию. В январе 1582 г. у Запольского Яма близ Пскова было подписано перемирие на условиях отхода обеих сторон к старой границе. В декабре 1583 г. на речке Плюссе было подписано перемирие, по которому Россия теряла все приобретения в Ливонии, берег Финского залива и северное побережье Ладоги. Ливонская война, длившаяся четверть века, закончилась для России поражением.

Южное направление. Крымское ханство представляло серьезную опасность для России, постоянно тревожа набегами конницы. За спиной крымских ханов маячила тень турецких султанов, вассалами которых они были 300 лет с 1475 по 1774 г. После покорения Казани и Астрахани вельможи советовали Ивану ударить на Крым, но царь не решался идти походом в незнакомые степи и боясь нарушить мир с турецким султаном, ограничился поддержкой черкесских князей, захвативших с помощью войск царя Таманский полуостров с крепостями Тамань и Темрюк. В 1571 г. войско крымского хана Давлет-Гирея двинулось на Москву. Татары сожгли город, уцелел лишь Кремль. В 1572 г. хан снова двинулся к Москве, но в 50 верстах от столицы у деревни Молоди русские войска наголову разбили крымских татар. Для обеспечения южной границы от татарских набегов строились крепости, главная из которых – Воронеж. Их соединяли между собой земляные валы, рвы и «засеки» - преграды для конницы из подрубленных на 2-метровой высоте деревьев. Предполье перед ними и проходы охраняли подвижные заставы, огнями и столбами дыма костров, зажигаемых на холмах, дававшие знать о приближении неприятеля.

Говоря о внешней политике России в XVI в. – о завоевании Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств, Ливонской войне (1558-1583), начале колонизации Сибири, создании оборонительной черты Московского государства, защищавшей от разорительных набегов, главным образом Крымского ханства, - важно проявить не только знание фактического материала, но и умение его объективно интерпретировать. Необходимо отметить, что военная политика России обуславливалась не только ее естественными в своей основе стремлениями отстоять свою молодую государственность, обезопасить границы, преодолеть синдром более чем 200-летнего ига, выйти, наконец, к Балтийскому морю, но также и экспансионистскими и захватническими устремлениями, порождаемыми самой логикой формирования централизованного государства и интересами военно-служилого класса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программы половинного разбиения | Основные направления внешней политики Петра I
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.