Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы планирования и виды планов




План

Тема № 2. Система планирования на предприятии

Предметы планирования

Планирование - процесс принятия решения, который предшествует будущему действию.

Результат планирования - принятие органом управления решения о том, что должно быть сделано, где и каким образом; выбираются планы будущего действия.

План - это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия.

Ресурсы предприятия - это предметы планирования.

Цель - оптимизация и использование ресурсов.

В планировании выделяются группы ресурсов:

1. Трудовые ресурсы. Имеют количественную (численность); качественную (состав).

Предмет планирования: численность и структура кадров работающих; производительность труда; оплата труда работников.

2. Производительные фонды - это средства и предметы труда (машины, оборудование, здания). Различают:

1)основные производственные фонды (в процессе производства

участвуют длительное время)

2)непроизводственные основные фонды (жилые дома). Предмет планирования: интенсивное, экстенсивное использование фондов; фондоотдача; фондоемкость продукции; мероприятия по капитальному ремонту; ввод в действие производительных мощностей; режим работы оборудования.

3. Инвестиции - финансовые, материальные ресурсы, имущественные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли.

4. Информация - представляет собой совокупность знаний научного, технического, управленческого, экономического или иного характера.

5. Время - экономия или потеря.

6. Предпринимательский талант - умение рационально осуществлять производственную, коммерческую деятельность.

 

 

 

1. Формы планирования и виды планов.

2. Организация внутрипроизводственного планирования.

 

Литература

  1. 1. Планування діяльності підприємства. Швайка Л.А. Навчальний посібник. - Львів: „Новий світ - 2000”,2003. – 268 с.
  2. Планирование на предприятии: Учебник А.И.Ильин, – Мн: Новое знание, 2002, - 3 - е изд. Стереотип. – 635с.
  3. Рогожин П.С., Гойко А.Ф.Економіка будівельних організацій. – К.: Видавничий дім „Скарби”, 2001 – 448 с.
  4. Тян Р.Б. Планирование деятельности предприятия: Навч. посібник. – К.: МАУП, 1998.
  5. Орлов О.О. Планування діяльності промислового підприємства:Підручник. - К.: Скарби, 2002.

 

 

Виды планирования:

1. С точки зрения обязательности плановых заданий:

а)Директивное планирование – процесс принятия решений, обязательный для объектов планирования. Служит эффективным средством решения народно-хозяйственных задач, имеющих общенациональное значение (оборонная промышленность, социальная политика, экономика).

б)Индикативное планирование – форма государственного планирования макроэкономического развития. Не носит обязательный для исполнения характер, а имеет направляющий рекомендательный характер.

Основная задача – дать количественную оценку показателей экономики, обеспечив взаимоувязку и сбалансированность этих показателей.

Роль – выявить те параметры экономики, которые могут быть скорректированы государством, если экономическое развитие будет осуществляться не по благоприятному сценарию.

При составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное.

 

2. В зависимости от срока, на который составлен план, и степени детализации плановых расчетов различают:

- долгосрочное (перспективное) планирование – период более 5 лет(10,15 лет);

- среднесрочное – 1-5 лет;

- краткосрочное (текущее) – до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, декадное и суточное планирование.

Долговременные планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социально-экономическое, научно-техническое развитие.

Среднесрочное планирование часто совмещают с текущим и составляют „скользящий” план, в котором 1-й год детализируется до уровня текущего плана (краткосрочный).

 

3. По содержанию плановых решений выделяют:

- стратегическое планирование (СП);

- тактическое планирование (ТП);

- оперативно-календарное (ОПК);

- бизнес планирование (БП).

Стратегическое планирование рассчитано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия (как расширить деятельность предприятия, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителя, какие рынки сбыта лучше, какую продукцию выпускать, какие нужны партнёры…).

Основная цель СП – создание потенциала для выживания предприятия. В результате СП ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

Стратегическое планирование – поиск новых возможностей предприятия.

Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей, выработанных СП, а оперативно – календарное планирование является процессом реализации этих новых возможностей.

Тактическое планирование реализует скрытые резервы предприятия (при этом можно увеличить объем производства, снизить затраты, повысить качество продукции и т.д.). Тактическое планирование охватывает краткосрочные и долгосрочные периоды.

Оперативно-календарное планирование – завершающий этап в планировании.

Его основная задача – конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений (снижение перерывов в движении предметов труда по отдельным стадиям производства, обеспечивается равномерная и количественная загрузка оборудования, ритмичность и эффективность работы предприятия и подразделений).

Бизнес планирование – предназначено для оценки внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

Бизнес планирование обосновывает:

- текущее и перспективное планирование развития предприятия,

- выбор новых видов деятельности;

- возможность получения инвестиционных и кредитных ресурсов, возврата заёмных средств;

- предложения по созданию совместных и иностранных предприятий;

- целесообразность оказания мер государственной поддержки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.