Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности




Понятие личности.

ТЕМА 5. Личность в обществе.

 

 

Человек в социальной структуре занимает особое место. Он является ее основным, изначальным элементом. Без него не может быть социальных связей и взаимодействий, социальных отношений, социальных общностей и групп, социальных институтов и организаций. Таким образом, человек – субъект и объект общественных отношений. Он - продукт развития общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, потому что объединяет людей. Следовательно, человек – один из важнейших факторов, определяющих общество.

В обыденном сознание такие понятия как «человек», «личность» и «индивид» обычно отождествляются. Однако в науке это не одно и тоже. Так, философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет, прежде всего, социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога личность – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях социально типическое).

Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке «человек» - «личность» - «индивид» отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (думая о своем) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

Социологи оперируют понятием «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека. В современной социологии личность означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности. Таким образом, личностьэто устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития и включающие его в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

 

Наблюдая за поведением родившегося ребенка, нетрудно заметить его зависимость от взрослых. Люди не обладают врожденными образцами поведения, по этой причине у них отсутствует изначальная приспособленность к жизни в обществе. Они вынуждены осваивать навыки, необходимые для выживания. Если у животных навыки запрограммированы в генах, то человек приобретает их в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

В результате социализации человек становится личностью, у него возникает самосознание или образ собственного «Я», отличного от других людей. Другие люди выступают для него своеобразным зеркалом, в которое он смотрится. Американский социолог Ч.Кули полагал, что осознание человеком своего «Я», которое он назвал «Зеркальное Я», складывается из трех компонентов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (например, «я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду»);

2) того, как они реагируют на то, что видят (например, «они видят мою одежду, и она им нравится»);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию («поскольку моя одежда им нравится, я буду и впредь одеваться подобным образом»).

Теорию «зеркального Я» дополнил Дж. Мид концепцией «обобщенного другого». Индивид видит себя в другой личности, в соответствии с этим выстраивает оценку своих действий, внешности, использует язык этой, другой личности (например, подражание кумирам).

Теория Ч. Кули и Д. Мида была развита во взглядах А. Халлера, который обосновал точку зрения «о значимом другом», индивид своей деятельностью добивается одобрения «другим» и в соответствии с этим принимает его указания.

Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это – агенты и институты социализации. Среди них выделяются:

- отдельные личности – агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (например, учитель, родители и т.д.);

- учреждения – институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание (например, школа, вуз и т. д.)

По характеру воздействия агентов социализации (прямому или опосредованному) выделяют первичную и вторичную социализации и их агентов. Так, агентами первичной социализации являются родители, родственники, семья, друзья, сверстники, учителя, врачи и т.д. Все они составляют первичную или ближайшую к человеку среду, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида. Агентами вторичной социализации выступают администрации школы, вуза, предприятия, институты государства: армия, милиция, суд, а также церковь, средства массовой информации, политические партии и т. д.

На различных этапах жизни человека, социализация имеет свои существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности. Переход индивида из одной стадии социализации в другую сопровождается двумя взаимодополняемыми друг друга процессами ресоциализацией и десоциализацией. Ресоциализация – это процесс усвоения новых норм и ценностей. Десоциализация – это отход от старых норм и ценностей. Выделяют параллельную социализацию – это процесс социализации, направленный на индивида одновременно со стороны нескольких агентов социализации.

Следует различать такие два понятия как социализация и воспитание. Воспитание подразумевает, прежде всего, направленное действие, посредством которого индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает ненамеренные спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.