Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель современной личности




С-

Типология личности.

В социологии выделяют несколько типологий личности по различным критериям. Рассмотрим три из них. Первая типология включает в себя следующие типы личности:

1) идеальный тип личности, в котором выражаются требования социального идеала, фиксируемого в социальных, политических и нравственных воззрениях.

2) нормативный тип личности, фиксирующий свойства, формирование которых объективно необходимо для функционирования данного социума и реально возможного при данных условиях.

3) распространенный тип личности, существенно отличается от 2-х первых. Чем более нестабильно общество, тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью.

Автором второй типологии является Р.Мертон. Он выделил пять моделей личности по двум критериям: первый – отношение к целям и ценностям общества, второй – отношение к средствам достижения целей, которые предлагает общество.

Если личность разделяет цели данного общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами, то она относится к конформной (приспособленческой) модели.

Инновационная модель личности (новатор) характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами. Эта модель поведения распространена в новых предэлитных стратах современного российского общества, которые характеризуются «достигательной» мобильностью, связанной с обогащением.

Ритуалист – это тип личности, которая не признает цели и ценности своего сообщества, но, тем не менее, соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений.

Изолированный тип личности характерен для индивидов, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения.

Мятежник - это личность, которая активно противостоит и опровергает нормы общественной организации, а общепризнанные цели и средства воспринимаются амбивалентно (двойственно, неоднозначно).

Тип личности Отношение к целям общества Следование нормам достижения
Конформист + +
Новатор + -
Ритуалист - +
Изолированный тип - -
Мятежник +/- +/-

 

Третья типология включает в себя четыре типа личности, которые выделяются на основе того, насколько индивид социализирован и воспитан.

 

В+ В-

  С+В+   С+В-
  С-В+   С- В-

С+

 

На схеме изображены 4 комбинации:

1. С+ В+ (социализированный и воспитанный индивид) – это высококультурный нравственный человек, который вместе с тем хорошо знаком с законами жизни и не теряется ни в какой ситуации.

2. С- В+ (не социализированный, но воспитанный индивид) – это тип интеллигента, который обладает высокими нравственными принципами, но совершенно не знает жизни и не умеет к ней приспособиться.

3. С+ В- (социализированный, но не воспитанный) – это социальный тип, который в народе называют «трамвайным хамом»: он прекрасно знает жизнь, но совершенно не имеет нравственных убеждений.

4. С- В- (не социализированный и не воспитанный индивид) - очень редкий тип личности, который не знает жизни и не имеет нравственных убеждений.

 

 

Современные исследователи в области социологии и социальной психологии разработали модель современной личности и ее черты. Так, исследователи Гарвардского университета проекта по социально - культурным аспектам развития выделили следующие из них:

готовность к экспериментам, новациям, изменениям,

готовность к плюрализму мнений, признание разных точек зрения,

ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое, экономия времени, пунктуальность,

уверенность в ориентации собственной жизни и преодоление препятствий, планирование будущих действий, как в личной, так и в общественной жизни,

вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни,

чувство справедливости распределения в соответствии с мастерством и вкладом,

высокая ценность образования, обучения,

уважение достоинства других.

Теории в изучении индивида - личности многочисленны: ролевая, статусная теория (Парсонс, Мертон, Кон), теория межличностного взаимодействия (Мид, Гофман, Фрейд, Хоманс и др .), социального конфликта (Мертон, Дарендорф, Козер, Здравомыслов), социализации и регулирование ролей (Кули, Мид, Кон, Бестужев - Лада и др.), бихевиористическая теория (Сорокин, Петражицкий, Бехтерев), психоанализа (Фрейд, Кон), нравственного развития и совершенствования (Колберг), развития познания и мышления (Пиаже), теория пассионарной личности (Л.Гумилев).

Литература

Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи. Учебник – М.: Гардарики, 2003. – 316 с. – Лекции 2, 7-9.

Волков Ю.Г. Социология: Учеб. для вузов / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая; Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2000. – 432 с. – Гл. 3, 6.

Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 240 с. – Гл. 6, 11, 12.

Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. –М.: Акад. Проект, 2002. – 4-е изд. – 508 с. – Раздел 4: гл. 1.

Столбов В.П. Социология: Учеб. пособие. Иваново, 2004. – 387 с. – Гл.4.

Фролов С.С. Социология: Учеб. для вузов. М.: Гардарики, 2000. – 343 с. – Гл. 4, 5.

Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. – М.: Логос, 1997. – 304 с. – Гл. 5.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.