Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение. Ситуация.Молодая учительница пришла на замену урока английского языка в 6 класс

1.7

1.6

Ситуация. Молодая учительница пришла на замену урока английского языка в 6 класс. При опросе учитель­ница опиралась на четырех сильных учащихся, которые ей были рекомендованы коллегой. Среди четырех был один ученик, страдающий заиканием, но об этом учи­тельница не знала. При ответе заикание у подростка уси­лилось. Учительница расценила это как слабую подго­товленность. Была выставлена отметка «3». Подводя итоги, учительница сказала, что Игорь (заика) подвел свою учительницу: слабо и невнятно отвечал. Подрос­ток покраснел и выбежал из класса. -> Дайте психологический анализ данной ситуации.

Решение. Учительница проявила невниматель­ность к заикающемуся ученику. Но затем приняла правильное решение — извинилась. Отношения же остались напряженными.

Обычно при сохранении формального выполнения своих социальных ролей:

■ снижается количество контактов;

■ нарастает взаимное равнодушие.

В таких ситуациях необходимо искать пути сбли­жения.


           
   
 
   
 
 


Превращение противоречия в КОНФЛИКТ — формирование у оппонентов образа конфликтной си­туации.

Возникновение конфликта предполагает:

■ восприятие и осознание противоречия (с самим собой или с другими людьми);

■ развитие активности для преодоления этого про­тиворечия.

фликтной человек определяет и себя В этой сит}йции- Если ситуация определяется как реальная, она ста­новится реальной и по своим последствиям.

Например: Ф. Зимбардо при эксперименте в кон­трольной группе жребием определил, кто будет тю­ремщиками, кто заключенными. Мнимая тюрьма вскоре стала реальностью.

Охранники, которые были спокойными людьми, стали проявлять садизм и жесткость. Сам факт пребы­вания заключенных в тюрьме оправдывал деградацию охранников. Участники эксперимента как бы начинают превращать эту ситуацию в настоящую. И начинают ве­сти себя так, как если бы ситуация была реальной. В своих действиях и переживаниях они превращаются в над­зирателей и заключенных.


Субъективные представления могут оказать более сильное влияние, чем объективные факторы.

Ситуация. Изучалось влияние алкоголя на поведе­ние людей. Сначала опрашивали о том, как, по их мнению, в состоянии опьянения меняется поведение человека. А затем им давали выпить небольшое коли­чество прозрачной жидкости.

В 1-м случае говорили, что это водка, хотя на самом деле была вода.

Во 2-м сЧучае наоборот. -> Сделайте прогноз относительно поведения лю­дей в экспериментальной ситуации.

Решение. Поведение людей в большей мере про­являлось на основе их представлений, чем реальных факторов. Испытуемые становились более развяз­ными и агрессивными, если думали, что пили вод­ку. И проявляли меньше агрессии, если им говорили, что это вода (хотя им давали водку).

* * *

Например: Ясли люди верят в существование сверхъестественных существ как реальных, то они будут реальными, и могут влиять на их поведение.

Таким образом, человек не просто РЕАГИРУЕТ на ту или иную ситуацию, но определяет ее как конф­ликтную и определяет себя в этой ситуации.

Если человек определяет ситуацию как конфликт­ную, то она становится конфликтной.

I.S Ситуация. Учительница Н.И. недавно начала рабо­тать в 6-м классе. При очередном опросе учащихся подростков неформальному лидеру Коле поставила «2». Учащиеся в ответ устроили обструкцию педагогу. Со­здалась конфликтная ситуация, хотя сам педагог счи­тает, что оценка «2» поставлена объективно и не дол­жно быть конфликта. -> Почему в классе возник конфликт? -> Имеют ли право школьники судить о соответ­ствии выставляемых оценок?


Решение. Необходимо было по отношению к Коле применить другую санкцию, предполагая отношение учащихся-подростков к лидеру.

Психологически человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но определяет ее как конфликтную и определяет себя в этой ситуации. Если ученики оп­ределили создавшуюся ситуацию как конфликтную, то она и стала конфликтной. И дальнейшие развитие со­бытий обычно «подгоняется» под нее.

1.9 Ситуация. Петю (7 лет), мальчика слабого, кто-то тол­кнул, кто-то подразнил. Как-то его не приняли в игру. Учительница при всех сделала ему замечание и, наконец, за отвлеч екаем ость на уроке отсадила его за отдельную парту. Мама все это расценила как «унижение» сына. •^Действительно ли Петю обижают, унижают, как это кажется маме?

Решение. Детские обиды обычно нестойки и быс­тро улетучиваются. Но когда на них фиксируется вни­мание взрослых, обида приобретает качественно иной характер. Родители не только заостряют внимание ре­бенка на пустяковых обидах, повышая его самолюбие, но и мешают ребенку нормально строить отношения с окружающими. Ребенок во всем начинает видеть под­вох, развивается злость, зависть, ненависть.

Здесь надо учитывать отношение к ситуации само­го ребенка и отношение к ней родителей. Не раздувать из мухи слона-

* * ♦

Определение ситуации как конфликтной часто связанно с индивидуальными особенностями людей.

1.10

Ситуация. Обычно мы представляем конфликтную личность как человека, который чаще других оказыва-ется участником конфликтной ситуации. То есть он обладает повышенной склонностью к возникновению ситуации как конфликтной.

В

-> Проведите примеры психических качеств лично­сти, предрасполагающих к конфликтности.


Решение. К примеру, можно говорить: 1. О невротической личности. Она реагирует на си­туации, которые у здорового человека реакции не вызывают.

" 2. О личности с негативитическими чертами харак­тера. Это проявляется:

■ в упрямстве;

■ в пренебрежительном отношении;

■ в подозрительности;

■ в навязчивом иронизировании; в в подтрунивании и насмешках;

■ в стремлении к спорам по любому вопросу.

 

3. О личности с завышенной самооценкой. Ее само­оценка не соответствует реальным возможностям личности. Тенденция к самоутверждению проис­ходит за счет понижения оценки других.

4. О личности со сформированной потребностью к драматизации отношении — при ориентации на восприятие преимущественно негативных прояв­лений свойств окружающих.

Например: ВО. Ключевский об Иване Грозном пи­сал: «Он был восприимчивее к дурным, чем к добрым впечатлениям, он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее и охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарования или добрые ка­чествам.

1.11 Ситуация. У Владимира не складывались межлич­ностные отношения с тещей из-за ее привычки быть судьей. -> Почему конфликты возникают чаще с человеком, имеющим привычку быть судьей?

Решение. Когда человек считает свою позицию более правильной, обоснованной, справедливой, то воз­можны конфликты.

И чем более человек отождествляет отношение к своей позиции с отношением к себе, тем более он бу­дет эмоционально вовлечен в конфликт, тем сильнее будет о тстаивать свою, позицию, з ащищать свое «Я».

ЕСЛИ НЕОБХОДИМО общаться с такими людь­ми, то надо использовать соответствующий подход:

1. осознайте, что человек труден в общении и опре­делите, к какому типу людей он относится;

2. не попадайте под влияние этого человека, его точ­ки зрения. Сохраняйте нейтралитет;

3. выявите причины его трудностей;

4. постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд;

5. используйте совместный подход к разрешению конфликта.

ОДНИМ из методов предотвращения конфликта является САМООТСТРАНЕНИЕ ОТ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.

Уклоняйтесь от конфликтных ситуаций, которые не затрагивают ваших интересов — кто-то раздражен и эмоционально возбужден, вы из лучших побуждений хотите помочь человеку, хотя вас не просят. В резуль­тате вы ввязались в чужой конфликт. Вы можете быть объектом «выброса отрицательных эмоций».

1.12 Ситуация. Как-то одна из газет писала о работни­ке предприятия В.И., «болеющем» за свое производство. Он, выискивая недостатки на производстве, привык писать о них прямо в газету, чтобы «приняли меры». Сам он за 10 лет ни разу не опоздал на работу. Все задания и распоряжения подвергает сомнению. Выда­ет себя за искателя правды. Но сам лично ничего не делает для нормализации производства, что выходит за рамки его обязанностей: «Не мое дело». Живет по философии: вперед не вылезай, в хвосте не толкайся. Вот такая у В.И. сложилась установка на трудовую деятельность. -> Какие отношения у В, И. сложились с работника­ми предприятия?

Решение. Установка по отношению к В.И, сложи­лась отрицательная. Никто — от начальника до рядо­вого работника — не хотели бы с ним работать. Это так называемая конфликтогенная личность.


1.13 Ситуация. Коллеге предстояло вести разговор с работником-истериком. Товарищи не советовали тро­гать нервного коллегу, предполагая, что таких, как он, надо обходить стороной. -> Как надо вести себя при необходимости обще­ния с коллегой-истериком?

1. Определите, к какой категории относится истерик:

а) если он трудоголик, то он обычно недоволен тем, что
другие раньше уходят с работы, много отдыхают;

б) если он лентяй, то недоволен тем, что надо вовремя
приходить на работу, ограничениями в перекурах.

2. Изучите больные места — на что он болезненно реагирует (завидует чужим успехам, неравнодушен к женщинам и др.).

3. Ссылайтесь на начальника. Например, Иван Ива­нович сказал, что надо сделать. Истерики — люди с о об ра з ительные.

4. Не вступайте в прения. Истерику вы ничего не докажете. Все попытки что-либо объяснить ни к чему не приведут. Может быть только очередной взрыв истерики.

5. Если вы оказались объектом истерики — не оби­жайтесь, не убегайте в слезах. Отнеситесь к исте­рику как к человеку с проблемами.

6. Делайте вид, что внимательно его слушаете. Смот­рите в точку между бровей. Ему будет казаться, что вы смотрите ему прямо в глаза. Сосредоточь­тесь на выбранной точке, пристально разглядывай­те неровности кожи и создайте видимость внима­ния. Тогда все слова истерика пройдут мимо вас.

7. Постарайтесь выждать время: истерики — люди отходчивые. Когда он успокоится, то можно и пого­ворить. Но лучше общаться в письменной форме.

8. Не пытайтесь исправить истерика. Его исправить сложно, а легко потерять время, подорвать свою нервную систему.


       
   
 
 


9. Попытайтесь разглядеть в нервном человеке по­ложительные черты, понять, за что все-таки его терпят другие. Возможно, у него есть какие-то та­ланты. И вы будете терпимы к его характеру.

10. Начинайте разговор с комплимента. Скажите, например, что только он один так профессиональ­но разбирается в таком-то вопросе.

1.14 Ситуация. Определение ситуации как конфликт­ной часто связано с индивидуальными особенностя­ми людей.

-> Что можно рекомендовать человеку для сниже­ния его конфликтности?

Решение. Рекомендуется развивать общительность. Легче это осуществить в тренинговых группах, под руководством психологов.

* * *

f аким образом, конфликтэто прежде всего воспринимаемая как угроза противоречивость, не­совместимость целей сторон.

При определении ситуации как конфликтной дальнейшие действия будут под нее г подгоняться*.

В исследовании студенты выбирали из общего набора описания ситуации с их точкой зрения конф­ликтные.

Выбрали: конфликты взаимодействия противоре­чия, переживания.

1.15

Ситуация. Учитель в классе устраивал разнос по поводу плохого выполнения домашних заданий.

Для одних учащихся — это правильная критика, для других — это «сотрясение воздуха», третьих это возмущает. -? С чем связана столь разная реакция учащихся?

Решение. При одинаковой внешней ситуации ре-_в акция на нее зависит от индивидуальных особеннос­ти тей учащихся, их восприятия и оценки.


Таким образом, определение ситуации как конф­ликтной обусловлено, с одной стороны — внешней реальностью (противоречиями между участниками конфликта), с другой стороны — субъективным внут­ренним миром человека.

Субъективная обусловленность может быть разной в зависимости от обстоятельств.

1.16

Задание, Проведите исследование. В зависимости от того, какой вклад вносит внешняя ситуация в возник­новение конфликта и какую роль играют субъективные факторы, все конфликты можно условно расположить в некоем континууме.

* * *

В возникновении конфликта играют роль как внешние факторы, так и внутренние (см.схему).

Ситуация. Психологи уделяют особое внимание подростковому возрасту, в котором конфликты приоб­ретают особое значение. -> Следствием каких особенностей подросткового

возраста могут возникать конфликтыТ

Решение. Основным противоречием этого возрас- „ та является то, что подросток уже вышел из мира дет- 2


ства и не пришел в мир взрослых. Подросток не хо­чет быть ребенком, но в глазах окружающих он еще ребенок.

В этот период идет интенсивное, но не всегда адек­ватное овладение подростками новыми для них фор­мами социального взаимодействия.

1.18 Ситуация. Исследование конфликтов показывает, что:

а) в подростковом возрасте наблюдается конфликт­
ность
в связи с интенсивным, но не всегда адек­
ватным овладением ими взрослыми формами со­
циального взаимодействия;

б) в производственных коллективах возникают кон­
фликты
в период адаптации работников к произ­
водству и социальной ситуации в группе новых
членов коллектива;

в) женщины в производственных коллективах чаще
конфликтуют при ущемлении их потребностей
относительно зарплаты, отпуска, сменности рабо­
ты и т. п. А мужчины конфликтуют при решении
организационных проблем.

-> Какие выводы можно сделать из данных иссле­дований?

Решение. Можно говорить о том, что в каждом куль­турном и каждом социальном слое существует свои представления о природе конфликта (свое восприятие).

1.19 Ситуация. Говорят: «Каждое расхождение или про­тиворечие интересов различных людей или их групп неизбежно приведет к возникновению конфликтов»? -> Оцените суждение.

Решение. Возникновение конфликта обусловлено более сложными явлениями. Социальная почва для воз­никновения конфликта состоит не только из противо­стояния целей и интересов тех или иных индивидов или их групп, но и из влияний идеологии, верования, склонности отдельных личностей и фактического „„ склада мышления, агрессивности и других причин.


КОНФЛИКТ — это субъективно воспринимаемая

ситуация и субъективно оцениваемая.

В каждом культурном слое — свои представления

о конфликте.

Итак, человек в своих субъективных образах твор­чески перерабатывает изначальные противоречия. Процесс переработки ИСКАЖАЕТ СИТУАЦИЮ: (по А.Я. Анцуповуи А.И. Шипилову).

1. Упрощается реальный конфликт (схематизация):
-> Конфликтные отношения многогранны, а человек

выделяет одну грань, где ему легче действовать.

■ Л.Н. Толстой заметил, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

■ Если посмотреть на супружеские конфликты, то их разновидностей совсем немного и развиваются они по давно известным сценариям.

2. Не просчитываются последствия конфликта
(возможная эскалация конфликта):

т Мы о последствиях не думаем.

3. Наблюдается категоричность суждений (без де­
талей):

ш черное — белое.

4. Происходят атрибутивные искажения:

■ своидействия — правильные, вынужденные, адей-
ствия другого — злонамеренные.

Основные стадии конфликта:

1. возникновение конфликтной ситуации;

2. инцидент;

3. конфликтные действия;

4. исход.

Вероятность разрешения конфликта:

1. в фазе возникновения разногласий — 92%;

2. при конфликтном взаимодействии — 46%;

3. при эскалации конфликта — 5%;

4. в период спада конфликта — 20%.

1. Возникновение конфликтной ситуации

Взаимодействуя, люди убеждаются в неэффек­
тивности межличностных отношений: 23



— что-то не поняли;

— в чем-то не разобрались;

— что-то не поделили и т. д.

Суть проблемы неясна, поэтому возникают:

напряжение (негативная установка и предвзятое мнение);

недоразумение (нет взаимопонимания, ложные выводы);

дискомфорт (ощущение неудобства).

Наиболее пагубны противоречия:

1. между системой требований значимых людей:

■ мамы, папы, бабушки;

■ друзей и семьи;

 

2. между требованиями значимых людей и психоло­гией самого ребенка;

3. между требованиями значимых людей и возмож­ностями ребенка.

Конфликты возникают там, где люди не могут реа­лизовать свои цели. Появляются напряженность, неудов­летворенность, растерянность. СИТУАЦИЮ НАДО РЕ­ШАТЬ (НЕ УЛАЖИВАТЬ!).

С конфликтом надо работать. Искать пути реше­ния — и чем быстрее, тем лучше.

Хорошо, если удается «отловить» конфликт на уровне противоречия.

Например: Петя, я тебя очень уважаю, но нашему общему делу грозит опасность, будет проверка рабо­ты учителя и ученика.

(В этом случае люди еще не успели нанести удары по самооценкам друг друга.)

Часто нам не хватает специальных знаний по кон­фликтологии. Кроме того:

■ не хватает эмоциональной зрелости, человеческой мудрости;

■ часто не можем решить, что важнее: отношения (дружба) или достижение цели (победа)?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятии конфликта и конфликтной ситуации | Инцидент. Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют 3 типа инцидентов и возможных поведений конфликтующих сторон: сц
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.