Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость, сущность, цели, типы, объекты, субъекты аудита качества




Тема 14. АУДИТ КАЧЕСТВА, ЕГО ЦЕЛИ, ТИПЫ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

14.1. Необходимость, сущность, цели, типы, объекты, субъекты аудита качества.

 

14.2. Организация внутренних аудитов качества на соответствие стандартам ИСО.

 

14.3. Сертификационный (внешний) аудит качества.

 

14.4. Роль самооценки качества и методика ее проведения.

 

 

Термин «аудит» происходит от латинского слова, означающего «слушание». В России должность аудитора была введена для армии и флота Петром I (начало XVIII в.), с задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера. Российские аудиторы, кстати, имели гораздо больше прав и обязанностей, нежели западные аудиторы того времени.

На протяжении полутора веков аудиторы России были и ревизорами, и следователями, и судьями, и прокурорами. Вплоть до реформ второй трети (до 1867 г.), в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие ревизионные военные суды при военном и морском министерствах России.

Но существовали признаки уже того времени, что аудит шел и «снизу», исходя из внутренней логики экономических преобразований, на естественном фундаменте спроса и предложения.

В СССР аудиторская деятельность также хоть и существовала, но имела те же недостатки, что и все административно-хозяйственные системы управления.

В начале 90-х годов прошлого века с началом перехода России к рынку, в условиях появления и развития множественности форм собственности, возник дефицит в специалистах-аудиторах по различным направлениям деятельности, в том числе и по управлению качеством.

В настоящее время в России еще слабо растет спрос на аудиторские услуги в целом, и на аудит управления качества, в частности. Так, если оценивать отраслевой профиль, то почти половину всех клиентов аудиторских фирм в первой половине 90-х годов прошлого века составляли торговые предприятия.

Доля промышленных предприятий в обороте аудиторских фирм едва достигала одной трети. Банки составляли примерно одну шестую часть клиентуры и почти такую же долю в обороте; доли инвестиционных институтов и страховых компаний были тоже невелики.

Аудиторская деятельность определяется в настоящее время в России как независимый вневедомственный контроль деятельности всех экономических субъектов, а также органов государственной власти и управления всех уровней и муниципальных органов.

Аудиторская проверка – независимая вневедомственная проверка экономических субъектов, в нашем случае – качества.

Аудиторские стандарты – это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе профессиональной деятельности. В качестве таких стандартов выступают, разработанные ведущими специалистами фирм и проверенные на практике методики проведения конкретных аудиторских процедур, в том числе и в области качества.

Аудиторские стандарты включают в себя следующие основные виды:

1. Общие стандарты аудита.

2. Рабочие стандарты аудита.

3. Стандарты отчетности.

4. Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности, в частности, в области качества.

Еще в 90-х годах прошлого века Госстандарт РФ утвердил и зарегистрировал «Систему сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством» Академии проблем качества (Система «Качество»). Главная цель этой системы – повышение качества образования и содействия в развитии единой образовательной программы в подготовке и переподготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством. Эта система полностью отвечает требованиям Единой согласованной системы ЕОК для регистрации (сертификации) специалистов в области качества.

В 1998 году Министерство образования России открыло новую специальность 340 100 «Управление качеством» с присвоением квалификации «инженер-менеджер». Кроме общих знаний менеджера программа обучения инженеров-менеджеров включала инженерные знания: метрологии, стандартизации, сертификации, методы и средства измерений, испытаний и контроля, квалиметрия, информационная технология в управлении качеством, основы CALS-технологий. В настоящее время Учебно-методическим советом по специальности «Управление качеством» разрабатывает проекты новых государственных образовательных стандартов, определяющих требования к минимуму содержания и уровню подготовку выпускников вузов по разным направлениям управления качеством: окружающей среды, инноваций, менеджмента качества, менеджер систем качества.

В частности, в соответствии с принятой ЕОК концепцией обучения специалистов в области качества открытый в Москве Европейский центрпо качеству (ЕПЦ), который готовит преподавателей в области качества, включает девять категорий персонала по качеству.

1. Специалист в области качества – специалист внедрения систем качества.

2. Менеджер систем качества – специалист внедрения систем качества в организации.

3. Аудитор по качеству – это специалист, который подготовлен и аттестован для проведения внешних аудитов (аудитов третьей стороны).

4. Эксперт качества – это специалист для проведения самооценок систем качества собственной организации (внутренних оценок) или внешних организаций в составе комиссий по присуждению национальных премий в области качества и других задач.

5. Профессионал в области качества (Руководитель TQM по ЕОК) – это специалист высшей квалификации в области качества.

6. Менеджер по защите окружающей среды.

7. Аудитор по защите окружающей среды – специалист, который подготовлен для проведения аудитов по защите окружающей среды (аудитов второй и третьей стороны).

8. Менеджерсистем охраны здоровья и безопасности.

9. Аудитор охраны здоровья и безопасности – специалист, который подготовлен и квалифицирован для проведения аудитов систем охраны здоровья и безопасности (аудитов второй и третьей стороны).

Начиная с 2002 г. в Системе «Качество» организуется подготовка специалистов в области качества по ряду категорий специальностей Квалифицированного перечня. (См. также: Шубенкина Н.М. Тотальный менеджмент качества таблицу «Организация обучению управления качеством на японском строительном предприятии» с. 205).

Большую роль в развитии аудита в России сыграл недавно принятый ФЗ РФ «Об аудите в РФ» от 2002 года. Он значительно углубил Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 года № 1482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ».

Интересна история и эволюция аудита. Исторически первым видом был аудит первой стороны, который выполняется самой организацией как внутренняя проверка способности обеспечивать запланированные результаты.

Внешнее обеспечение качества (аудиты второй стороны) интенсивно стали использовать в мировой практике в 60-70-е годы XX-го века. Появление данного типа оценки, аудита было вызвано тем, что крупные компании, деятельность которых значительно зависела от поставщиков (предприятия оборонной и аэрокосмической промышленности, энергетики), распространяли процедуры управления качеством на своих поставщиков, чьи системы качества должны были соответствовать стандартам заказчика. Соответствие проверялось заказчиком, т.е. аудиты второй стороны.

В 1987году в связи с введение однородных критериев деятельности организации в области управления качеством в рамках ИСО серии 9000 появился аудит третьей стороны (сертификация). Данный тип оценки, аудита проводится организациями, специализирующимися на оценке соответствия систем качества стандартам ИСО серии 9000.

 

 

 

Рис. 14.1. Типы оценки, ориентированные на обеспечение качества и удовлетворение потребителей

Стандарты ИСО были разработаны для обеспечения внешнего аудита качества, они помогают проверить,способна ли организация достичь хороших результатов, путем сравнения действующей системы качества с выбранной моделью. Основное внимание здесь, как и при использовании названных выше типов оценки, уделяется не конечным результатам, а системе качества.

Следующий из приведенных выше типов оценки предполагает, что ее объектами являются не только система качества, но и процессы, происходящие внутри организации, и основные результаты ее деятельности. Назначением такой оценки является установление соответствия действующей системы качества продукции целям, определенным в области управления качеством. Важнейшей целью является удовлетворение потребителя. На рисунке 14.1. показано различие между аудитами, ориентированными на обеспечение качества, и оценками, направленными на удовлетворение потребителя (См.: Конти Т. Самооценка в организациях. Пер. с англ.: Стандарты качества. М., 2000).

Как видно из рисунка 14.1. обычные аудиты – это аудиты систем качества. Их назначение – дать гарантии руководству или создать доверие у потребителей. И в том, и в другом случае с помощью подобных аудитов оценивают соответствие: результат положителен, если система соответствует принятому стандарту. Когда оценка ориентирована на потребителей, объединяют аудит систем качества с анализом результатов удовлетворенности в целях ее повышения. Ее отличает значительно более выраженный диагностический характер, чем у аудитов систем качества, а также особое внимание к процессам, которые исследуемые результаты создают.

Использование данного подхода предполагает постепенный переход от оценки области качества продукции и услуг к такой области оценки, как всеобщее управление качеством в организации.

В том случае, когда организация начинает использовать элементы самооценки, нацеленной на повышение удовлетворенности потребителей, происходит усложнение используемых подходов к управлению качеством, ориентация на принципы всеобщего управления качеством. Достоинством данного подхода является его универсальность, выражающаяся в возможности его использования:

- во-первых, не только на промышленных предприятиях, но и в организациях других сфер деятельности;

- во-вторых, независимо от этапа и степени внедрения системы качества в организации.

Примером, подтверждающим высказанное предположение, является возможность использования рассматриваемого типа оценки в вузе. Здесь «потребителями» выпускников являются предприятия, организации и они предъявляют свои требования. В то же время внутри вуза осуществляется свой внутренний мониторинг качества образования. Студенты, таким образом, являются внутренними потребителями образовательных услуг, а предприятия – внешними. Но последние формируют более конечные требования к учебному процессу на него надо ориентироваться.

Практика использования различных методов управления качеством продукции показывает, что оценка результатов их применения на предприятии должна осуществляться на каждом этапе жизненного цикла товара, производства, процесса, исходя из поставленных целей и специфики объекта управления.

Существуют различные методических подходы к оценке результативности управления качеством на национальном, региональном и организационном уровнях. Остановимся более подробно методических подходах к оценке уровня управления качеством на предприятии, т.е. применительно к уровню организации.

 

Формирование методических подходов к оценке результативности управления качеством прошло в своем развитии ряд этапов. Основные из этих подходов представлены в таблице 14.1.

Таблица 14.1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.