Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы оценки деятельности организации в области управления качеством




Область Тип оценки Объект оценки Назначение оценки
Качество продукции (услуг)   Аудит первой стороны     Система обеспече- ния качества продук- ции   Обеспечение качества изнутри    
Аудит второй стороны     Система обеспече- ния качества про- дукции   Обеспечение каче- ства извне    
Аудит третьей стороны     Система обеспечения каче- ства продукции   Сертификация  
  Оценка, ориентиро- ванная на исследо- вание удовлетворен- ности потребителя   Система обеспече- ния качества продук- ции + процессы + результаты   Установление того, что система качества соответствует целям обеспечения качест- ва продукции (услуг)  
TQM     Аудит TQM     Система качества + процессы + результаты     Определение того, что система качества согласована с плано- выми целями организации  
Оценка при соискании премии по качеству   Система качества + процессы + результаты   Демонстрация превосходства    
  Диагностическая самооценка улучшений   Система качества + процессы + результаты     Планирование улучшений

 

Как видно из данной таблицы, традиционно большинство оценок было связано с концепцией аудита, к основным особенностям которого относятся:

- обращение к установленным правилам или стандартам;

- применение определенного набора критериев или методов измерений;

- выполнение третьей стороной;

- вынесение заключений по всем мероприятиям на основе статистических оценок и выборок.

Именно поэтому аудит распространяют на все виды деятельности, управляемые с помощью набора формальных правил организации, в том числе и на управление качеством продукции, персонала.

Большинство крупных компаний имеют корпоративные подразделения аудита для гарантии, что работа ведется правильно во всех областях, которые компания считает для себя особо важными.

По мере развития обеспечения качества, концепции TQM, росло значение аудитов в этой области.

Именно поэтому методом выявления отклонений системы менеджмента и является аудит.

Виды аудита:

- аудит системы;

- аудит процесса;

- аудит продукта (услуги).

В соответствии с ИСО 9000 аудит качества определяется как систематическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно эти требования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей.

В стандартах ИСО 9000 аудит качества – одна из форм проверки качества: ИСО 9001: 2000 регламентирует требования к внутреннему аудиту.

Аудит качества применяется в основном к системе менеджмента качества, к продукции и процессам. Исходя из этого различают названные выше виды аудита.

Аудит системы качества предназначен для оценки соответствия системы в целом или ее отдельных частей установленным требованиям и эффективности функционирования системы. Непосредственный объект аудита системы качества – деятельность подразделений предприятия, осуществляемая в системе в целом или в отдельных ее элементах.

Нормативная основа для аудита – стандарты ИСО на системы качества и соответствующая документация предприятия. Это наиболее полный и представительный аудит состояния работы по менеджменту качества и обеспечению качества. Этот аудит значительнее и информативнее других видов аудита.

Аудит качества продукции, предназначенный для определения соответствия фактических показателей ее качества заданным, может осуществляться на различных этапах производства продукции, чтобы:

- объективно оценить, достигнуты ли требуемые значения показателей качества продукции;

- обеспечить сохранение достигнутых значений показателей качества продукции.

Объекты аудита качества продукции:

- сама продукция, ее сборочные единицы и детали. Нормативной основой для аудита в этом случае служат стандарты или технические условия на продукцию, а также спецификации на сборочные единицы и детали.

Как правило, аудит качества продукции проводится в виде дополнительных испытаний готовой продукции, которая прошла проверку инстанций, отвечающих за качество, и уже находится на складе. Испытания проводятся так, чтобы проверить показатели качества, важные заказчику.

Аудит качества процесса предназначен для оценки соответствия процесса производства продукции установленным требованиям. Он проводится, чтобы:

- оценить возможности обеспечения качества в ходе процесса, в т.ч. и с целью его сертификации;

- обеспечить требуемые значения параметров качества процесса.

Нормативной основой аудита качества процесса служат спецификации и процедуры отдельных операций процесса, инструкции по выполнению работ и контролю.

Аудит качества может быть: внутренним и внешним. Его структура приведена на рис. 14.2.

 

Рис. 14.2. Виды аудита качества

Внутренний аудит, или аудит первой стороной, проводится сотрудниками предприятия или от его имени (это первый представитель аудита).

Такой аудит осуществляют сотрудники, не несущие прямой или косвенной ответственности за работу проверяемых подразделений.

Внешний аудит проводится внешними по отношению к предприятию организациями – заказчиком продукции, или, например, органом сертификации (это следующий вид и представитель субъектов аудита). В том случае, когда аудит осуществляется заказчиком продукции, он называется аудитом второй стороны.

Практикуются следующие формыаудита второй стороной:

- полный аудит на соответствие определенному стандарту;

- частичный аудит, касающийся какого-либо аспекта деятельности предприятия;

- вспомогательный аудит, проводимый заказчиком при наличии нескольких претендентов на заключение контракта;

- аудит соблюдения требований контракта.

Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организацией, называется аудитом третей стороны (здесь мы видим еще один субъект проведения аудита качества). Данный вид аудита используется при сертификации.

Важной организационной формой, обеспечивающей качество и реализацию принципов концепции TQM в организации, является самооценка. Она более подробно будет рассмотрена далее.

В настоящее время по специальности «Управление качеством» ведется подготовка специалистов более чем в 90 европейских университетах в Бизнес-школах в 28 европейских странах.

В странах Европейского союза существует Единая согласованная система Европейской организации качества для подготовки, регистрации и сертификации специалистов в области качества. Главная цель ЕОК – стремление к эффективному улучшению положения в области и объединению организаций, входящих в нее. Комитет по образованию и подготовке ЕОК, в частности, разработал квалификационные требования к специалистам, работающим в области качества, и соответствующие требования к уровню их подготовки, содержанию экзаменов, проводимых соответствующим органом регистрации / сертификации.

Россия имеет свою достаточно большую историю подготовки и работы аудиторов. Этому посвящены монографии О. В. Ефимова, В.В. Ковалева, А.Д. Шеремета, в которых рассмотрены общие вопросы финансового аудита.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.