Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенствование управления акционерным капиталом

Одним из главных направлений корпоративной регуляции есть управление ценными бумагами. Состояние акций зависит от эффективности деятельности акционерных обществ, а также от влияния макросреды. Например, падение курса акций негативно влияет на финансово хозяйственную деятельность корпорации.

Чтобы поддерживать акции в надлежащем состоянии, корпорация разрабатывает положение «О ценных бумагах», «Об отделах», которые регулируют ее деятельность в сфере работы с ценными бумагами.

В положении «О ценных бумагах» дается перечень видов ценных бумаг, которые может выпускать акционерное общество, способы их эмиссии. Как правило, корпорация выпускает акции — именные и на предъявителя, простые и привилегированные; облигации — именные и на предъявителя, процентные и целевые, со свободным и ограниченным обращением, а также опционы, векселя (простые и переводные) и другие виды ценных бумаг.

В положении определяются:

• форма выпуска — документарная или бездокументная (в виде записей в электронной базе данных);

• обязательные реквизиты; вписываются некоторые законодательные требования относительно неделимости акций;

• права владельцев привилегированных акций;

• условия и способы конвертации акций, их аннулирование;

• условия невыполнения обязательств покупателями ценных бумаг, к срокам и размерам их оплаты.

По данным ГКЦПФР, по состоянию на начало четвертого квартала 2001 г. владельцами именных ценных бумаг являются 17,2 млн физических лиц. Это составляет свыше трети населения Украины. Привлечение инвестиций на фондовом рынке каждый год возрастает. За отчетный период зарегистрирован выпусков акций на общую сумму 16,2 млрд грн, что на 700 млн грн больше общего показателя в прошлом году. Основными эмитентами остаются промышленные предприятия, доля которых в общем объеме равняется 91 %.

При этом с реальным привлечением средств зарегистрировано 1229 выпусков на сумму 5,58 млрд грн, или 34 % общего объема.

Больше всего привлекали средства путем эмиссии акций предприятия топливно-энергетического комплекса, связи и пищевой промышленности (табл. 6.1). В целом, начиная с 1996 г., ДКЦПФР зарегистрировала выпуски акций на сумму 62,7 млрд грн.

Таблица 6.1. Объемы выпуска акций эмитентами рынка, млрд. грн. за 1996 – 2000гг.

Субъекты рынка            
Коммерческие банки (ЗАО) 0,006 0,170 0,231 0,215 0,333  
Коммерческие банки (ОАТТ) 0,049 0,269 0,324 0,639 0,755  
Страховые компании 0,002 0,015 0,100 0,165 0,192  
Инвестиционные компании и инвестиционные фонды   0,001   0,018   -0,030   0,010   -0,002  
Предприятия (ЗАО) 0,068 1,724 6,254 2,516 3,390  
Предприятия (ОАТТ) 1,696 7,247 4,960 4,374 10,827  
Всего 1,821 9,443 11,839 7,919 15,494  

 

Кроме того, с 1996 по 2000 г. Комиссией было зарегистрировано 48 эмиссий облигаций на общую сумму 339,5 млн грн, а только в 2001 г. уже зарегистрировано 52 выпуска на общую сумму 461 млн. Начиная с 1995 г. также была осуществлена регистрация 17 выпусков облигаций местных займов на общую сумму 315,27 млн. грн.

Постоянно возрастает объем торговли ценными бумагами. В 2000 г. он увеличился в два раза против 1999 г. и составил 39,2 млрд. грн. А за первое полугодие 2001 г. он достиг показателя 24,2 млрд. грн.

Вместе из тем, по данным ГКЦБФР, сегодня насчитывается больше десятка значительных пробелов в законодательном поле, которое регулирует корпоративные отношения.

Недостаточно последовательными есть нормы законодательства относительно оплаты акционерными обществами приобретенных ими акций. Они приводят к обращению не полностью оплаченных ценных бумаг, что значительно снижает их ликвидность.

Согласно статье 27 Закона Украины "О хозяйственных обществах" не позднее чем через шесть месяцев после регистрации выпуска акций акционерное общество обязано выдать акционерам акции (сертификат акций). Статья 33 этого же закона дает право оплатить полную стоимость акций на протяжении года с момента регистрации акционерного общества (для увеличения уставного фонда), что противоречит статье 8 Закона "О ценных бумагах и фондовой бирже".

Нормы Гражданского кодекса Украины, Законов "О хозяйственных обществах" и "О предприятиях в Украине" только в общих чертах характеризуют процессы реорганизации общества, которое на практике приводит к многочисленным нарушениям прав его кредиторов и акционеров.

Во-первых, кредиторам не сообщают о намерении общества реорганизоваться. Во-вторых, в процессе реорганизации, у общества могут остаться активы, которые потеряли свою стоимость, которая не гарантирует кредиторам выполнение обязательств общества. Кроме того, на сегодня отсутствует ответственность общества перед кредитором в случае нарушения прав последнего в результате реорганизации. В-третьих, отсутствие точных механизмов реорганизации приводит к тому, что у акционеров нет гарантии относительно сохранения их долей в уставном фонде нового общества или адекватной компенсации за акции.

Следует сказать, что в принятом ГКЦБФР положении "О порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ" в некоторой мере урегулированы вопросы защиты кредиторов, но желательно закрепить нормы, которые гарантируют и защищают интересы кредиторов на уровне закона.

Недостаточно урегулированным остается вопрос выплаты обществом дивидендов своим акционерам. С целью предупреждения возможных злоупотреблений со стороны правления общества необходимо урегулировать вопрос относительно формы выплаты дивидендов. Кроме того, есть проблема двойного налогообложения дивидендов: первый раз - как части прибыли общества и второй - как части личного дохода.

Действующее законодательство не обеспечивает возможности меньшинству акционеров получить пропорциональное представительство в советах. Кумулятивное голосование почти не применяется.

Информация о результатах деятельности общества практически недоступна для мелких инвесторов. Есть случаи замалчивания информации о проведении общего собрания, их повестке дня, недопущение на них мелких акционеров. Иногда акционер не имеет возможности ознакомиться с уставом общества, держателем акций которого он является.

Законодательного урегулирования также нуждается вопрос деятельности дочерних предприятий акционерных обществ, порядка увеличения уставного фонда, осуществление значительных соглашений, злоупотребление должностных лиц акционерного общества и др.

В этом случае уместно привести и результаты исследования, выполненного экспертами УАІБ, о состоянии реализации прав акционеров в Украине. Согластно исследованию основными причинами, которые не дают возможности реализовать имеющийся в Украине потенциал, есть:

· неблагоприятный деловой климат;

· отягощающая государственная финансовая и налоговая система;

· неэффективная структура экономики.

Наиболее распространенными нарушениями прав акционеров при деятельности отечественных акционерных обществ являются:

· недостаточное участие акционеров в принятии решений об отчуждении собственности (в том числе целостных имущественных комплексов, основных средств производства, патентов и лицензий, знаков для товаров и услуг и т.п.);

· неудовлетворительное состояние дел с раскрытием информации об эмитенте;

· недостаточное участие акционеров в контроле соглашений на значительные суммы;

· осложнение представительства держателей акций в наблюдательном совете;

· недостаточная возможность для мелких инвесторов влиять на формирование повестки дня общего собрания;

· вопрос получения части прибыли акционерного общества в форме дивидендов;

· неурегулированность процесса перерегистрации прав собственности на именные ценные бумаги.

Кроме перечисленного также были выявлены нарушения во время подписки на акции дополнительной эмиссии, процедуры участия в общих сборах акционеров, случаи деструктивных действий владельцев больших пакетов акций, которые своей неявкой срывали общее собрание, а также факты зависимости обращения акций от владельцев контрольного пакета, которыми часто выступают руководители акционерных обществ.

В исследовании УАІБ отмечается, что нарушение прав акционеров наблюдается сегодня как в малых, так и в больших акционерных обществах, которые насчитывают до нескольких тысяч владельцев. Среди них: ОАО "Укрречфлот", "Полтаваоблэнерго", "Николаевский глиноземный завод", "Днипрофарм", "Одессакабель", "Укрнафта" и др.

По убеждению респондентов, которые приняли участие в опрашивании УАІБ, первоочередного решения или более полной конкретизации на законодательном уровне требуют такие вопросы:

· пропорциональное представительство акционеров в наблюдательном совете;

· раскрытие информации о владельцах больших пакетов акций;

· применение механизма кумулятивного голосования;

· усовершенствование процедуры принятия решений на общем собрании;

· приобретение контрольных пакетов акций;

· расширение прав наблюдательного совета, а также круга вопросов, которые принадлежат к компетенции исключительно общего собрания;

· проблема консолидации акций.

Проведенные исследования состояния и перспектив укрепления механизмов защиты прав акционеров дают основание к ряду предложений относительно необходимых мероприятий, направленных на улучшение делового и инвестиционного климата, повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и привлечение средств широкого круга инвесторов-акционеров. Важную роль должны сыграть принятие ВР законов "Об акционерных обществах", "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О защите прав и законных интересов инвесторов", а также введение международных стандартов бухгалтерского учета, установление финансовой ответственности за сокрытие информации. Необходимо законодательно закрепить возможность проведения аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности эмитентов по инициативе акционеров за счет средств эмитента.

Важным шагом на пути правового урегулирования корпоративных отношений стал Указ Президента Украины от 26 марта 2001 г. "О дополнительных мерах относительно развития фондового рынка", которым были утверждены Основные направления развития фондового рынка Украины на 2001-2005 годы. Участниками стали представители Стратегической рабочей группы, в состав которой входили люди Администрации Президента, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, органов исполнительной власти, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также международных донорских организаций. Одним из положительных нововведений названного выше Указа Президента стало официальное закрепление за ГКЦБФР полномочий относительно методологического обеспечения по внедрению и развитию общепринятых принципов корпоративного управления. То есть в Украине, наконец, появился отдельный государственный орган, который будет отвечать за развитие корпоративных отношений.

После принятия Указа появилась возможность непосредственно сосредоточиться на вопросах повестки дня общего собрания, порядке выплаты дивидендов в акционерных обществах, механизме защиты прав инвесторов и др. Ключевыми разделами Основных направлений стали "Политика относительно эмитента" и "Политика относительно инвестора". Основные пункты первого из них касаются повышения привлекательности инвестиций в негосударственные ценные бумаги, развития финансовых инструментов для улучшения возможностей инвестирования, реструктуризации приватизированных предприятий, а также раскрытие информации и обеспечение информационной прозрачности фондового рынка.

Уже несколько лет на рассмотрении Верховной Рады Украины находится законопроект, направленный на защиту интересов миноритарных акционеров.

Законопроектом предлагается комплексно решить следующие вопросы.

1. Определить понятие миноритарных акционеров.

Дополнением к ст.26 Закона будет установлено, что миноритарным считается акционер, владеющий не более 5% акций общества.

2. Ввести новый правовой институт «комитет миноритарных акционеров», который может создаваться в целях защиты интересов указанных акционеров.

Решения таких комитетов должны стать обязательными для рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления акционерных обществ и их должностными лицами. Эти комитеты смогут на добровольных началах объединяться в местные союзы, а местные союзы — входить в состав Всеукраинского объединения миноритарных акционеров.

3. Устранить ограничение прав акционеров закрытых акционерных обществ.

Внесение изменений в ст.81 ХК, ст.24 Закона исключение ст.29 из данного Закона предусматривают единую организационно-правовую форму — aкционерное общество.

Также предусматривается необходимость проведения реорганизации в течение года со дня вступления в силу этого Закона открытых и закрытых акционерных обществ в акционерные.

Предлагается исключить часть первую ст.81 ХК, которая подразделяет акционерные общества на открытые и закрытые, а также части третью и десятую о закрытых акционерных обществах.

Новой редакцией части второй ст.81 XК. будет установлено, что акции акционерного общества распространяются путем открытой подписки или продажи на организованном фондовом рынке.

Акционеры общества смогут отчуждать принадлежащие им акции без согласия общества и других акционеров. Также акционеры будут иметь право требовать обязательного выкупа своих акций, а общество обязано их выкупить.

4. Предусмотреть механизм гарантирования выплаты дивидендов, в том числе миноритарным акционерам.

Дополнением к Закону ст. 34 предлагается: на выплату дивидендов акционерным обществом направлять долю чистой прибыли в объеме не менее 15%. Чистая прибыль, которая остается в распоряжении акционерного общества после уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, рассчитывается в порядке, установленном национальными стандартами бухгалтерского учета и отчетности. Выплата дивидендов будет осуществляться ежеквартально.

5. Определить механизм участия миноритарных акционеров в управлении акционерным обществом.

Предложено дополнить Закон ст. 44, согласно которой миноритарные акционеры в любой период между общими собраниями акционеров будут иметь право аккумулировать свои голоса для решения следующих вопросов:

· обязательный выкуп акций;

· проведение внеочередного общего собрания;

· утверждение договоров (контрактов) об отчуждении имущества и неимущественных прав акционерного общества, заключенных на сумму, которая равна или превышает 20% стоимости валовых активов такого общества, или о принятии обязательств акционерным обществом на сумму, превышающую 20% стоимости валовых активов такого общества, в том числе под залог;

· включение или исключение своих представителей из состава членов наблюдательного совета или ревизионной комиссии.

Решение будет считаться принятым, если за него проголосуют акционеры, которые совокупно владеют более 5% голосов или имеют в собственности акции, совокупно превышающие 50% акций миноритарных акционеров.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией части четвертой ст.45 данного Закона акционеры, которые владеют в совокупности более 5% голосов или имеют в собственности акции, совокупно превышающие 50% акций миноритарных акционеров, будут иметь право требовать созыва внеочередного собрания в любое время и по любому поводу. В случае невыполнения в течение 20 дней указанных требований исполнительным органом акционеры будут иметь право самостоятельно созывать собрание в соответствии с частью первой ст.43 этого Закона.

6. Ввести механизм контроля со стороны акционеров, в том числе миноритарных, за результатами финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.

Изменениями в ст. 49 Закона предложено установить, что проверки финансово-хозяйственной деятельности исполнительного органа акционерного общества должны проводиться ревизионной комиссией по поручению общего собрания, наблюдательного совета по его собственной инициативе или по требованию акционеров, которые владеют в совокупности более 5% голосов, или имеют в собственности акции, совокупно превышающие 50% акций миноритарных акционеров. К тому же такие акционеры будут иметь право заключить с независимым аудитором договор на проведение аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности общества. Оплата услуг аудитора будет производиться за счет этих акционеров.

7. Предложено снижение требования по полномочности общего собрания акционеров в зависимости от их присутствия на собрании.

Изменениями в ст. 60 Закона предусмотрено, что собрание участников считается полномочным, если на нем присутствуют участники (представители участников), владеющие в совокупности более 50% голосов.

8. Усовершенствовать порядок голосования на общем собрании акционеров, в частности, ввести механизм кумулятивного голосования при избрании членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии.

Согласно новой редакции ст.44 Закона голосование на общем собрании акционеров будет проводиться по принципу: одна акция — один голос. Представителем акционера на общем собрании сможет быть физическое или уполномоченное лицо юридического лица. Решение об избрании членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии будет приниматься путем кумулятивного голосования, когда общее количество голосов акционера умножается на количество избираемых членов наблюдательного совета или ревизионной комиссии, а акционер имеет право отдавать все подсчитанные таким способом голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами;

9. Предусмотреть механизм гарантирования доступа акционеров к информации и документам акционерного общества.

В соответствии с новой редакцией ст. 25 Закона акционерное общество будет обязано:

· не позднее 1 марта в следующем за отчетным годом обнародовать годовой финансовый отчет за предыдущий год и информацию по состоянию на 1 января текущего года о владельцах акций, пакеты которых составляют не менее 10% уставного капитала общества;

· обеспечивать акционерам свободный доступ к документам общества, в том числе реестру владельцев акций. Доступ к документам акционерного общества, представляющим государственную или коммерческую тайну, будет осуществляться в соответствии с законом;

10. Предусмотреть требования по обязательному выкупу акционерным обществом акций.

Согласно новой редакции ст.32 Закона при приобретении лицом или совместно с другими лицами более 90% акций акционерного общества каждый акционер будет иметь право предложить свои акции на продажу в течение 90 дней.

11.Кроме того, предлагается дополнить Закон ст.32, в соответствии с которой акционер будет иметь право требовать у акционерного общества обязательного выкупа своих акций, если он голосовал против: принятия общим собранием решения о реорганизации общества, совершения обществом сделки на сумму, указанную в ст.44 этого Закона, изменения размера уставного капитала, внесения в устав общества изменений, ограничивающих права акционеров, прекращения преимущественного права акционеров, а также невыплаты дивидендов при наличии чистой прибыли за соответствующий период.

В указанных случаях продажи и выкупа акций цена, по которой акции приобретаются акционерным обществом, должна быть не менее средневзвешенной, сложившейся в течение 180 дней до даты их фактического приобретения, или равна доле стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру выкупаемого пакета акций.

Цена акций будет утверждаться наблюдательным советом общества.

12.Новой редакцией ст. 33 Закона предусмотрено изменение порядка оплаты акций.

При создании акционерного общества его учредители и участники будут уплачивать номинальную стоимость принадлежащих им акций исключительно деньгами, кроме случаев корпоратизации государственных предприятий, до момента оформления права собственности на них.

А в случае дополнительной эмиссии рыночная (курсовая) стоимость акций будет полностью уплачиваться деньгами до момента оформления права собственности на них. Регистрация права собственности на акции будет осуществляться при условии подтверждения полной оплаты их стоимости покупателем.

По мнению экспертов, принятие такого Закона, создаст реальные механизмы и гарантии защиты интересов миноритарных акционеров.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные положения регуляторной базы функционирования корпораций.

2. Обоснуйте целесообразность регулирования экономических отношений между участниками корпорации.

3. Обоснуйте необходимость регулирования антиконкурентной деятельности внутри корпорации.

4. Как Хозяйственный кодекс Украины регламентирует создание объединением филиалов, представительств и отделений?

5. Назовите основные формы стимулирования менеджеров.

6. Какие органы корпоративного управления принимают внутренние положения?

7. Как регулируется взаимодействие между субъектами ведения хозяйства внутри корпораций?

8. Какие создаются фонды в корпорациях для повышения эффективности их хозяйствования?

9. Какие направления совершенствования управлением акционерных обществ предусмотрены новыми инициативами в законодательстве?

10. Кто такие миноритарные акционеры и как их права укрепляются в соответствии с новым законом защиты прав миноритарных акционеров?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Создание фондов в корпорациях для повышения эффективности их хозяйствования | Регулирование внутреннего трудового распорядка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.