Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8

Тема: «Гражданство Российской Федерации и правовое

положение иностранных граждан в Российской Федерации»

 

Понятие гражданства сформулировано и преамбуле Закона «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающим совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Государство в законе устанавливает основания, по которым лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание гражданство.

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятие его с регистрационного учета, об отношение к воинской обязанности граждан, достигшие 18 летнего возраста; и регистрации и расторжения брака; о детях, не достигшие 14 – летнего возраста, о выдаче основных документов, удовлетворяющих личность гражданина РФ за ее пределами.

Развитие законодательства о гражданстве РФ

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

К царской России существовали подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековой феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенств подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

I) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели; д) инородцы (евреи и восточные народы); е) финляндские обыватели.

Первым, актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословии и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.

В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, вес гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наимования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование — граждан Poccийской Республики.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении нрав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам.

Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики

В ст. 7 Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик

К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев*.

29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное граждански обладали ЦИК союзных республик

Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд иных положений. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке.

Конституция СССР 1977 года более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Она впервые закрепила, что основания и порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством советского государства.

Закон о гражданстве СССР 1978 года был значительно больше по объему, чем Закон 1938 года.

В Законе 1978 года закреплялись законодательные права республик в сфере гражданства. Впервые на основе этого Закона были приняты законодательные акты союзных республик по вопросам гражданства Так; Законом Верховного Совета РСФСР в 1981 году был утвержден» Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке приема в гражданство РСФСР»

Полномочия принятия решений по вопросам гражданства, которые прежде возлагались па Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР.

Таково в основных чертах правовое регулирование отношений гражданства, предшествовавшее действующему Закону о гражданстве Российской Федерации.

Для прежнего законодательства о гражданстве были характерны следующие черты;

1) сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов. Такие отношения регулировались лишь па уровне Союза ССР. Хотя Закон СССР 1978 года упоминал о законодательстве союзных республик, касающемся советского Гражданства, но неопределенно. Закон же СССР 1990 и прямо указал на «законы о гражданстве»- союзных республик. Однако республиканское законодательство состояло лишь из указов президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республика hci гражданство;

отсутствие юридического оформления республиканского гражданства. Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР указания на принадлежность к гражданству союзной республики, законах не были указаны основания, по которым определялась эта принадлежность;

постепенное сужение полномочий союзных республик по решению конкретных вопросов гражданства. До 1938 года республики обладали правом решать вопросы о выходе из гражданства Союза ССР лиц прожинающих па территории республики, о восстановлении в гражданство, о лишении гражданства. По Закону о гражданстве СССР 1938 года республики утратили ЭТИ права и решение указанных вопросов было отнесено к исключительным полномочиям Союза ССР.

Процессы обновления союзной Федерации, принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределили необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации Он в первые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные российским гражданством.

Рассмотрим его основные положения, учитывая, что в соответствии Конституцией Российской Федерации должен быть принят федеральный закон о гpaждaнcтвe.

Принципы гражданства РФ

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве устонавлирвают прежде всего те общие основы, которые определяют сущность черты отношений черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующее:

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип — один из важнейших и закрепляется и Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятия единого гражданства Российской Федерации. В ст. 2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республик и составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики..

Значение данной нормы состоит не только в установлении единого

российского гражданства, но и в определении условий принадлежности граждан Российской Федерации к гражданству республики. Тем самым

восполняется пробел, который был в союзном законодательстве.

Единое гражданство В федеративном государстве — необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2) Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей и правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи принятием и гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства

3) Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно ст. 1, в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях.

В соответствие с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. Статья 7 Закона о гражданстве называется «Сокращение без гражданства». R ней закреплено, что Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4) Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве.

Все предшествующее законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года, закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства — это расторжение гражданский связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средстве борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания на советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 года не содержит никаких указаний на основания, по которым могло применяться лиц без гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции Российской Федерации).

Это новая норма в законодательстве о гражданстве Ранее такое право отвергалось. Двойное гражданство но закону не может возникнуть автомат- чески, хотя основания возникновения у гражданина Российкой Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко, рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т. д

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, прожинающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека выбирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной персональной связи липа с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5) В последнем предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их. пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом Российской Федерации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 7. Тема: «Понятие и принципы правового положения личности» | Основание и порядок приобретения гражданства РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.