Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность творчества. Признаки творческой деятельности и творческие способности личности

Тема 8. Организация самодеятельного творчества

 

1. Сущность творчества. Признаки творческой деятельности и творческие способности личности.

2. Самодеятельное творчество как общественно-историческое явление.

3. Самодеятельное творчество как социально-культурное явление.

4. Самодеятельное творчество как социально-педагогическое явление. Виды самодеятельного творчества.

5. Формирование клубных коллективов как объединений самодеятельного творчества.

6. Направления деятельности клубных объединений в подростково-молодежной среде.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Дранков, В.Л. Природа художественного таланта / В.Л. Дранков. – – СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2009. – 324 с.

2. Каргин, А.С. Народная художественная культура: учеб. пособие. – М.: Гос. респуб. центр русского фольклора. 2007. – 288 с.

3. Попова, Ф.Х. Социальные признаки самодеятельного творчества. // Социально-культурное пространство региона: матер. регионал. науч.-практ. конфер. – Тюмень, Вектор Бук, 2004. – С.21–25.

4. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся: сборник. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. –164 с.

5. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях. – М.: Просвещение, 2007.

 

Изучением творчества, творческой деятельности занимаются представители таких наук как философия, педагогика, психология, социология, история, этнография, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как «жизнь», «деятельность». В науке существует два подхода к определению понятия «творчество».

1. Более широкий подход, когда творчество понимается как новаторство.

2. Творчество – это созидание духовных ценностей, где отчетливо проявляется сам творец.

В Большой советской энциклопедии под редакцией Спиркина творчество определяется как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее».

«Творчество – активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей» (Коршунов).

«Творчество – деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного, гуманного» (Е.И. Смирнова).

Рассмотрим признаки творческой деятельности.

1. Новизна или оригинальность (нестандартность) способа деятельности или ее результата, продукта. Должна быть нерепродуктивная самобытная деятельность.

2. Общественная значимость, прогрессивный характер деятельности, обогащение опыта предшественников.



3. Исповедальный характер. В процессе, продукте творчества раскрывается внутренний мир творца, его отношение к окружающей действительности, к проблемам, существующим в обществе.

4. Гуманный характер творчества. Творчество не совместимо с жестокостью, насилием. Оно должно нести идеи человеколюбия, мира, согласия.

5. Творчество должно быть максимально свободным (также и от профессиональной принадлежности), не должно продаваться. Оно должно быть отделено от государственной идеологии и политики, быть автономным, неподцензурным, нерегламентированным.

Признаки творческой личности:

Ø самостоятельность мышления;

Ø способность к критическому взгляду на предшествующий опыт и окружающую действительность;

Ø способность к анализу и синтезу;

Ø индивидуальность, неповторимость, оригинальность качеств самой личности.

В творчестве необходимо отличать такие понятия как «мастерство» и «творчество». Мастерство – основная часть творчества, ему можно научиться. Мастерство – высокое умение, овладение всем лучшим, совершенным в опыте предшественников.

Творчество – это способность сделать шаг вперед по сравнению с опытом предшественников, действовать индивидуально, оригинально, новаторски.

Творческая деятельность не всегда заканчивается творческим результатом, творческим продуктом. Картина, музыкальное произведение, скульптура может быть не закончена. Творчество можно выразить так:

 

ТВОРЧЕСТВО=ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС+ТВОРЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

Существует два уровня творчества:

 

1 уровень Более низкий Репродуктивный Самодеятельный Распредмечивание замысла творца 2 уровень Более высокий Созидательный Профессиональный Опредмечивание замысла творца.

 

На первом уровне творческий процесс присутствует только по отношению к самой личности, которая самообогащается, развивает свои творческие способности. Работая над самим собой, он может создать нечто новое не только для себя, но и для общества, тем самым выйдя на второй профессиональный уровень.

Нет определенной границы между профессионалами и любителями. Кардинальное отличие между ними состоит в целях. Цель профессионального искусства – обогащение человеческой культуры новыми выдающимися образцами (создать что-то новое относительно общества). Цель самодеятельного искусства – развитие творческих способностей широких масс участников любой степени одаренности (создать что-то новое относительно каждого участника).

Основным определением человека как субъекта являются его способности. Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Только в деятельности и через посредство ее могут сформироваться (на базе тех или иных задатков) способности.

Проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии. Она широко представлена в трудах ученых (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Не существует четкой методики определения способностей. Это одна из сложных проблем современности.

Существует 2 группы способностей:

1. Общие способности человека (к обучению, труду и т.п.).

2. Специальные способности человека.

По специальным способностям двух одинаковых людей не существует. Даже близнецы не имеют одинакового набора специальных способностей. Специальные способности делятся на доминантные и сопутствующие (по Ухтомскому). Чтобы человек самореализовался, необходимо развивать все способности. Сопутствующие способности в процессе творческой деятельности могут также развиваться: поэт – он же художник, математик – он же музыкант и т.п.

По специальным способностям различают 2 типа личности:

1. Художественный тип личности – эмоционально-образное восприятие действительности, когда человека мыслит образами.

2. Исследовательский, поисковый тип личности – рационально-логическое восприятие действительности, когда человек мыслит символами, абстракциями.

В чистом виде такие люди не встречаются. В каждом человеке эти типы представлены пропорционально, но какой-нибудь всегда доминирует. Если доминирующую способность не развивать, она постепенно затухает. Способности не исчерпывают сами себя, не исчезают. Чем больше человек реализует свои способности, тем больше они проявляются. Предела реализации способности не существует.

2. Самодеятельное творчество как общественно-историческое явление.

Самодеятельность – явление многогранное. Существует три аспекта в рассмотрении данного явления. Самодеятельность можно изучать:

1. В широком философском смысле как некую условную характеристику человеческой деятельности.

2. Как реальное общественное явление в конкретно-исторических формах.

3. В частных проявлениях, когда в условиях современного общества она становится объектом управления.

Рассмотрим каждый из этих аспектов.

I. Философский аспект. Философия связывает понятие самодеятельности с самостоятельным и свободным проявлением человеком своих сил и способностей. Самодеятельность – деятельность, человеческая активность, которая определяется внутренними потребностями человека.

Условия проявления самодеятельности.

1. Самодеятельность обусловлена внутренними противоречиями субъекта или факторами, играющими роль противоречий. Бесчисленное количество мотивов, которые рождаются из внутренних противоречий.

2. Свобода как возможность проявления творческих способностей личности. Свобода как возможность поступать и действовать по собственной воле.

3. Уровень активности самодеятельности зависит от внешних возможностей поступать в соответствии с внутренними побуждениями и потребностями.

4. Степень развитости, активности самодеятельности зависит от внутренних возможностей субъекта (его способностей).

Таким образом, философское понимание самодеятельности позволяет определить ее как деятельность по саморазвитию, самовыражению, самовоплощению, самореализации человека.

Участники самодеятельного творчества приходят в самодеятельные коллективы из потребности самореализации, самоутверждения как проявления внутренних побуждений личности. Самореализация есть реальное выражение в действительности сущностных сил личности. Процесс самореализации складывается логически из нескольких этапов (в действительности эти этапы переплетены между собой, не всегда осуществляется последовательно, более того не всегда осознаются личностью). Представим эти этапы:

1) самопознание – самосознание; 2) самомодель; 3) объективная деятельность 4) самоутверждение – самосовершенствование.

1. Познание и осознание собственных интересов, потребностей, способностей.

2. Построение самомодели, которая представляет собой своеобразный стимул ее развития, способствует осознанию своих возможностей, а также недостатков, слабых сторон.

3. Самореализация в полной мере начинается лишь тогда, когда потребность в саморазвитии реализуется в действии, деятельности, самодеятельности.

4. Деятельность по самореализации ведет к самоутверждению и, в конечном счете, к самосовершенствованию личности.

II. В историческом аспекте можно рассматривать индивидуальные, групповые и массовые формы проявления самодеятельности.

Индивидуальные проявления самодеятельности – стремление человека выйти за рамки ролей, предопределенных классовой, профессиональной или иной принадлежностью, с попыткой отойти от стандартной схемы бытия или деятельности, действовать оригинально, проявить себя. Яркие примеры в истории России – М. Горький, М. Ломоносов, Е. Пугачев.

Групповые проявления – деятельность общественных организаций, к примеру, французских просветителей, русских декабристов. В 19 веке – создание светских салонов, масонских лож, литературных и музыкальных гостиных, обществ «Зеленая лампа» и «Могучая кучка», товарищества передвижных выставок. Это философско-литературные кружки вольномыслящих, «идеалистов 1830-х годов» Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, социалистический кружок М.В. Петрашевского, серебряный век русской культуры. Параллельно с научными, художественными, религиозными, профессиональными обществами, развивались народнические, марксистские, социал-демократические, социал-революционные и прочие политизированные легальные и нелегальные объединения.

Массовые проявления – все значительные общественные движения, в которых принимали участие народные массы (народно-освободительные движения, революции).

По общественной ценности все проявления самодеятельности в конкретно-исторической сфере могут иметь различный характер. Наиболее ценный – прогрессивный, который проявляется в тех случаях, когда самодеятельность предопределяет и развитие субъекта, и развитие общественной практики в соответствующей области.

Существует малоценная самодеятельность, которая не ставит перед собой серьезных общественно-значимых целей (в истории это – дворянские развлекательные кружки, объединения, коммуны, которые играли определенную роль для определенных групп).

Самодеятельное движение отдельных личностей, групп может носить негативный характер, когда субъект противопоставляет свои цели общественным, когда его активность направлена на противодействие прогрессу общества.

III. В современном обществе нет такой сферы деятельности, которая бы не содержала компонент самодеятельности. К примеру:

– деятельность в области внутригосударственного управления (избирательная кампания, обсуждение законопроектов, народный контроль, общество защиты прав потребителей);

– участие в акциях за мир, против терроризма, движение антиглобалистов (комитеты защиты мира, красного креста и др.);

– деятельность по управлению производством (советы трудовых коллективов, советы ветеранов труда, профессиональные клубы, правления, ученые советы и т.д.);

– охрана природы (комитеты защиты природы, экологические общества, партии, отряды мэра, субботники, конкурсы на лучший дом, подъезд, балкон, улицу и т.д.);

– участие в воспитании подрастающего поколения (родительские комитеты, дворовые клубы, работа с допризывниками, трудными подростками);

– научно-техническое творчество (бюро рационализаторов и изобретателей, станции юных техников);

– создание и охрана памятников, народных музеев, уход за могилами;

– виды шефства и творческих связей (город над селом, профессиональные творческие коллективы над самодеятельными) и т.д.

Самодеятельное творчество формировалась на протяжении столетий как определенный вид деятельности личности и целых групп людей с целью самореализации и реализации конкретных целей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Сущность творчества. Признаки творческой деятельности и творческие способности личности

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.167.231.97
Генерация страницы за: 0.008 сек.