Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «сценарий», виды сценария. Монтаж как ведущий метод сценарной разработки




Тема 10. Основы сценарной работы

 

1. Понятие «сценарий», виды сценария. Монтаж как ведущий метод сценарной разработки.

2. Характеристика основных элементов сценарной разработки.

3. Композиционное построение сценария.

4. Методика создания сценария и особенности его построения.

Рекомендуемая литература

1. Арсланова, Л.Г. Большая перемена: сборник сценариев организаторам досуга / Л.Г. Арсланова. – М.: АРКТИ, 2005. – 62 с.

2. Особенности сценария культурно-досуговых программ как средства инкультурации личности // Социальная педагогика: сб. статей. / В.Н. Наумчик [и др.]. –Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 52–59.

3. Планирование воспитательной работы в классе: метод. пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

4. Пшеничная, Н.И. Новые формы воспитательной работы / Н.И. Пшеничная // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. – № 12. – С.7–9.

 

Всем знакомо крылатое выражение К.С. Станиславского «театр начинается с вешалки», но многие забывают о том, что почти любая культурно-творческая акция в сфере досуга начинается со сценария. Эта мысль приобрела в наши дни совершенно новое значение и звучание, т.к. появились новые досуговые формы не всегда лучшего качества и содержания. Сценарная драматургия оказалась на поточном производс­тве и ее художественный уровень оставляет желать лучшего. И, наконец, современный посетитель досуговых центров со­вершенно новый, у него другие интересы и потребности, он принадлежит к особому поколению с точки зрения тех воз­можностей, которые открылись для него в познании мира и выбора. Поэтому вопрос об особенностях сценарной разра­ботки культурно-досуговых программ (КДП) стоит на повестке дня перед организаторами досуга.

От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия (концерта, встречи с известным человеком, вечера встреч выпускников, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля и др.) зависит успех и оригинальность всего мероприятия. Особенно это важно в образовательных учреждениях – школах, детских садах, детских центрах. При этом для ребят необходимо главное условие эффективности сценария – интерес, оригинальность, разнообразие.

Рассмотрим изначально само понятие сценария.

Сценарий (итал. scenario, от лат. scaena – сцена), термин имеет несколько значений.

1. Изложение сюжетной схемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа, т.е. не обусловленное заданным драматургическим текстом. В отличие от пьесы, не содержит диалогов и монологов. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги, очередность выходов на сцену персонажей и т.п. Непосредственный текст импровизационного представления создается самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом – жестко не фиксируется, а варьируется в зависимости от реакций и отклика зрителей. По сценарному принципу строились практически все виды народного театра, особенно комедийного (древнегреческого – мим, древнеримского – фесценнины, древнерусского – скоморохов, европейского и славянского – кукольного, французского – ярмарочного, итальянского – дель арте, и т.д.). Сохранение общей сюжетной канвы обусловлено образами-масками, действующими в рамках своих постоянных характеров и акцентирующих не индивидуальные, а типические черты своих персонажей. Скажем, русский Петрушка (английский Панч, итальянский Пульчинелла, французский Полишинель) при всей вариантности текста может действовать только в схеме гротескно-конфликтного насмешника, весельчака и балагура.

Наибольшее количество постоянных образов-масок создала итальянская комедия дель арте (Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Тарталья и др.). Это определило и большое количество ее сценариев. С начала 17 в. начали выпускаться отдельные сборники сценариев дель арте, авторами которых чаще всего были ведущие актеры трупп (капокомико). Первый сборник, выпущенный Ф.Скала в 1611 г., содержал 50 сценариев, по которым могло развиваться действие.

В современном зрелищном искусстве подобные сценарии разрабатываются для цирковых клоунад и реприз, пантомим, эстрадных комических и пародийных номеров.

2. В драматическом театре существует понятие режиссерского сценария, содержащего как действенный анализ пьесы для ее сценической трактовки, так и партитуру сценических эффектов (свет, перестановка декораций, звуковое и музыкальное сопровождение и т.п.). По такому сценарию помощник режиссера, отвечающий за проведение спектакля, следит за своевременным выходом на площадку действующих лиц и за работой технических цехов (монтировщиков, осветителей, звукооператоров).

3. В драматургии термин «сценарий» может относиться к плану будущей пьесы, наброску драматического произведения (чаще – «сценарная разработка»).

4. В балетном театре сценарий включает в себя подробную запись сюжета с описанием всех танцевальных и пантомимических партий.

5. В оперном театре термин «сценарий» употребляется в качестве синонима слова «либретто», драматургического плана спектакля.

6. План, разработка литературного сопровождения концерта, фестиваля, музыкально-литературной композиции.

Сценарий – полностью продуманная программа, которая включает в себя огромное количество эпизодов и средств их воплощения.

В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различные уровни сценарной записи (виды сценария). Среди них можно выделить:

Ø сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристикой аудитории;

Ø либретто – более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения;

Ø литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб;

Ø режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Сценарий – подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.

Сутью любого драматического произведения, а значит и его сценария, является действие, показ жизни в движении, отсюда и само понятие «драма» (греч. – действие, действую). В сценарии культурно-досуговой программы в отличие от театральной драматургии нельзя злоупотреблять словом, а необходимо искать ему дей­ственный, зрелищный эквивалент.

Драматургия – это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно-досуговой программы (мероприятия) или массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы. В качестве исходного материала выступают выразительные средства на основе самой жизни, реальный фактический материал; реальные герои, которыми является и аудитория; конкретная исходная реальная ситуация. Режиссер (сценарист) идет от жизни к драматургии, представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами. С точки зрения драматургии, досуговая программа (мероприятие) – результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей. Одна из задач сценариста мероприятия заключается в том, чтобы создать оригинальное художественно-просветительное произведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее. Художественность будущей программы определяется сценарием.

Художественный уровень каждого сценария будет выше, если в нем будут соблюдены некоторые общие драматургичес­кие требования: обязательна драматическая законченность каждого эпизода; целостность образной картины; нарастание действия от начала к кульминации и финалу, которое разви­вается в процессе конфликта.

Для того чтобы создать культурно-досуговую программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности каждого выразительного средства, уметь использовать возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается программа, в которой решается актуальная социально-педагогическая и психологическая задача. Методы иллюстрирования, театрализации и игры способны самостоятельно осуществить художественное решение культурно-досуговой программы, ибо с их помощью она из проекта переходит в реальную конструкцию.

Конструкция культурно-досуговой программы начинает формироваться с драматургического замысла. Поэтому первым родовым методом методики культурно-досуговой деятельности справедливо называют монтаж. В каждом виде культурно-досуговой программы специалисты используют монтаж при разработке сценария. В каждом сценарии используется документальный материал, отрывки из различных литературных произведений, которые необходимо соединить в определенном порядке. Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требуют монтажной организации материала.

Невозможно сделать сценарий полноценным а образы яркими, запоминающимися, взятыми как бы из жизни без отражения в содержании драматической борьбы. Отсюда и следующие разновидности конфликтов сценарной драма­тургии культурно-досуговых программ:

1) прямой, явный, когда он получает разрешение на наших глазах (особенно в конкурсных, игровых, спортивных программах);

2) подразумевающий, когда столкновение, борьба уже про­изошли и только с помощью исходного материала мы можем его восстановить, показать.

Драматическое действие в драматургии КДП развивается на наших глазах, в настоящем времени, оно связано с сегодняшним днем людей, пришедших на программу. К общим чертам драматургии отно­сится и композиционное построение действия, поскольку без основных элементов драматургической композиции – изобра­жения борьбы, ее развития и ее результата – невозможно со­здание целостного образа, конфликтного события, что являет­ся элементарным художественным требованием драматургии.

Особое место в драматургии занимает конфликт, «размытый» в раз­нообразных средствах выразительности, используемый в программах раз­влекательных, зрелищно-игровых («Аншлаг», капустник, юморины) и т.д.

Один из наиболее распространенных приемов художественного монтажа – контрастность. Он основан на сближении, столкновении противоположных, резко не схожих между собой явлений и элементов сценария. Применение этого приема позволяет ярче выявить конфликт как основу драматургии.

В отличие от драматического произведения в сценарии культурно-досуговой программы сюжет ослаблен, в нем нет драматических столк­новений характеров. Например, в праздничной программе в силу ее специфики – документальности – вряд ли стоит вывести на сцену анти­подов, нарушителей дисциплины или бюрократов и т.д. Тогда как в театраль­ной пьесе драматургу это удается изобразить через художественные образы. Однако это не означает, что в досуговой программе не должно быть конфликтных ситуаций. Здесь конфликт проявляется в столкновении противоположных явлений и элементов сценария, соче­тании и построении эпизодов программы, отражающих в своем единстве моменты истории и сегодняшнего дня.

Другим широко используемым приемом монтажа является парал­лельный, когда эпизоды действий, различных по своему идейному со­держанию, монтируют один за другим. Иначе говоря, в ткань одного эпизода включается другой, противоположный ему. После такой вставки мысль первого эпизода продолжает развиваться. Этим приемом дости­гается параллельное действие.

Например, в театрализованном вечере «Этих дней не смолкнет слава», посвященном Празднику Победы, планируется два ведущих. Один из них ведет рассказ, который иллюстрируется эпизодами участия людей в героической эпопее на фронтах Великой Отечественной войны, другой ведущий рассказывает, как работали в это время те, кто остался в тылу. Параллельный монтаж позволяет ярко показать, как наш народ в едином порыве, в общем титаническом усилии, разделяя горе и радость, ковал победу. Темы таких сценариев вооб­ще могут исключать конфликтную основу. Например, день Победы – праздник «со слезами на глазах», по сути своей – это праздник, посвященный окончанию военного конфликта (в то же время день начала войны – 22 июня – по своей сути не может быть праздником, а может отмечаться как день печали и памяти).

Драматическое действие в сценарии культурно-досуговой программы, решаемое в художественных образах, отражает движение действительности во всех ее противоречиях и взаимосвязи, а драматический конфликт, построенный на борьбе и столкновении героев с помощью метода монтажа, движет развитие сюжета. Природа конфликта в культурно-досуговых программах многогранна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск и нахождение сюжета (в театрализованных представлениях, праздниках) или сюжетного хода (к примеру, сюжетно-игровые программы, концерты и т.п.), композиционного построения конкретизируют решение замысла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 22718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.