Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия




Олигополия

Олигополия – тип рынка, при котором действуют несколько продавцов, торгующих дифференцированной и стандартизированной продукцией.

 

Конкуренция между производителями выражается в разнице в ценах (ценовая конкуренция) и неценовых методах воздействия на рынок (неценовая конкуренция). Неценовая выражается предоставлении дополнительных услуг, послепродажном сервисе, качестве продукции, различной модификации продукции.

Преимущества и недостатки олигополии и монополии:

Преимущества:

1. Позволяют делать значительные инвестиции в развитие науки, фундаментальные исследования и реализовывать их на практике

2. благодаря эффекту от масштаба значительно снижаются издержки производства, цена продукта

3. монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль

4. высокие барьеры входа в отрасль дают монополиям и олигополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, полученная от использования в производстве достижений НТП, сохраниться долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу

недостатки

1. несмотря на низкие издержки производства цены на продукцию монополиста могут быть завышенными

2. привилегированное положение на рынке позволяет использовать неценовые методы борьбы с возможными конкурентами (реклама, модификация качества и т.п.)

 

 

На монополистическом рынке действует один продавец уникальной продукции, которой нет близких заменителей. Покупатели могут покупать продукт только у монополиста или вовсе отказаться от его потребления.

Понятие монополии очень многопланово. Существуют различные определения.

Структурный подход. Монополия – исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на конкретном рынке. Исключительность положения состоит в том, что такой субъект сосредотачивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Это господствующее положение позволяет ему осуществлять диктат над потребителями и другими участниками рынка вплоть до установления монопольной цены и получения за счет этого монопольной прибыли. Монополист сам устанавливает цену, а не принимает ее как данную.

Поведенческий подход. Особое поведение господствующего на рынке субъекта с целью использования своего положения на рынке в своих интересах. Прежде всего проявляется в назначении продавцом-монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намечаемой прибыли и спроса.

Функциональный подход. Подчеркивает отрицательные последствия монополизации определенной сферы хозяйствования. Монополия способствует несправедливому распределению доходов от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольно высоких цен. Монополисты, свободные от давления конкурентов, не имеют стимулов к снижению издержек. Они не заинтересованы в техническом прогрессе и в нововведениях. Кроме того, монополисты склонны неэффективно использовать ресурсы.

Монополист может поднимать цены на свою продукцию без риска потерять покупателей даже если сокращает объем предложения товара. Поэтому фирмы-монополисты являются «ценопроизводителями». Спрос на их продукцию неэластичен или мало эластичен.

 

Виды монополий:

По времени действия:

-закрытая (монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Это наиболее устойчивое положение монопольной власти, которое не всегда влечет получение монопольно высоких прибылей, т.к. деятельность всегда ограничена в уровне цен или по норме прибыли)

- открытая (Обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Такая монополия всегда имеет временный характер, так как всегда есть угроза аналогичных действий со стороны конкурентов. Именно в таких условиях фирма может реально реализовать монопольную власть и получить монопольно высокую прибыль)

 

По степени охвата территории:

-локальные

-национальные

 

По причинам возникновения:

1. естественные возникают в отраслях, которые обеспечивают население жизненно важными услугами и для которых характерен положительный эффект от увеличения масштабов производства (электроэнергетика, водоснабжение, газоснабжение, метро). Производство электроэнергии требует больших затрат, в строительстве метро на первое место выходят вопросы безопасности.

 

2. монополия в виде контроля за редкими природными ресурсами, знаниями. Причиной возникновения является ограниченность ресурсов (нефть, газ, алмазы). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает его собственникам особенные благоприятные условия (например, возможность экспорта) и препятствуют проникновению на рынок других компаний. Контроль за знаниями может выражаться в виде приобретения патентов на определенное время. Например, компания Дженерал Электрик обладала патентом на производство лампочек Эдисона в течение 38 лет. (1892-1930). Такой монополией может быть производство нового лекарства на определенное время.

 

3. государственная монополия. Вызвана как естественным монополизмом государственных предприятий, так и государственными ограничениями притока новых фирм. Это экспортно-импортные операции, производство оружия, космос)

 

4. монопсония. Ситуация на рынке, обратная монополии. Одному покупателю противостоит большое количество продавцов. Это государственные закупки с-х. продукции, закупка вооружения, локальные монопсонии – например, отдаленный населенный пункт, где в качестве покупателя рабочей силы выступает воинская часть).

Вариантом монопсонии м.б. двухсторонняя монополия - монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем (рынки вооружений).

 

5. искусственные монополии - объединения предприятий, создаваемые для получения монополистических выгод. Такие объединения намеренно изменяют структуру рынка. Их возможные действия:

1) создают барьеры вхождения в отрасль

2) ограничивают аутсайдерам (не входящим в монополистическое сообщество) доступ к ресурсам

3) создают очень высокий уровень технологии, снижая себестоимость

4) применяют более крупный капитал, создавая эффект от масштаба

5) применяют рекламные способы воздействия, «забивая» конкурентов.

 

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм:

1) картель – союз нескольких предприятий одной отрасли, в котором участники сохраняют собственность на средства производства. Свою продукцию они реализуют сами. Договариваясь о квоте (доле) на рынке, продажных ценах, распределении рынков.

2) Синдикат – объединение предприятий, изготавливающих однородную продукцию. Средства производства остаются в собственности предприятий. Готовая продукция реализуется как общий продукт через единую контору.

3) Трест – монополия, в которой создается совместная собственность на средства производства и готовую продукцию.

4) Концерн – союз формально независимых предприятий из разных отраслей, в которых головная фирма осуществляет финансовый контроль над всеми участниками.

 

Влияние монополий на ценообразование

1. Фирмы устанавливают монопольно высокие цены

Намеренно создается зона дефицита продукции, сокращаются объемы производства и искусственно создается завышенный покупательский спрос. Это связано с потерей прибыли, но высокий уровень цен позволяет увеличить выручку.

 

2. Фирмы устанавливают монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров, т.е ситуация монопсонии. Искусственно создается зона избытка продукции, что снижает цены. Это закупка с.-х. продукции. В международной практике – демпинг (закупка товаров по искусственно заниженным ценам для завоевания рынков).

Такое поведение называется «хищническим ценообразованием» фирма, стремящаяся к лидерству на рынке, устанавливает слишком низкие цены, при которых объем спроса на рынке будет значительно больше, чем при равновесной цене. Искусственно создается зона избытка товара. Обычно такую политику проводят крупные компании и конгломераты (объединение крупных предприятий из разных отраслей)

 

3. Фирмы, являющиеся одновременно монополистами и монопсонистами, устанавливают «ножницы цен», т.е. монопольно высокие цены на готовую продукцию и монопольно низкие – на закупаемое сырье. Чаще всего проявляется через диспаритет (неравенство) цен между отраслями агропромышленного комплекса (когда закупаемое сырье стоит очень дешево, а готовая продукция - значительно дороже, так, 1 л молока, закупаемого у с.-х. предприятия стоит 6-10 руб., затраты на его производство составляют от 15 руб., а цена в магазине – от 33 руб. за 1 л).

 

4. Монополист может намеренно сдерживать развитие техники и технологии до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не заставит его совершенствовать товар и производство.

 

 


Таблица

Основные типы рынков по уровню конкуренции

Основные признаки Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
монополистическая олигополия Монополия
Пример отрасли С.х. рынки, фондовый рынок Розничная торговля, сфера услуг населению, производство одежды, обуви Автомобиле-, станко-, авиа-, приборостроение, авиаперевозки, обрабатывающая промышленность, связь, ж-д. перевозки, нефте- и газодобыча и переработка Рынки редких полезных ископаемых, драгметаллов, газо-, водо-, электроснабжение, метро, местные предприятия ЖКХ, атомная энергетика
Количество продавцов Много Много Несколько Один
Входной барьер Свободный вход и выход Существуют некоторые препятствия (лицензирование) Обычно есть, обусловлены масштабами производства, технологическими сложностями Блокирован и часто контролируются государством
Дифференциация продукции Однородная (нет принципиальных отличий) дифференцированная Стандартизированная или дифференцированная Уникальная, нет близких заменителей
Контроль над ценами Отсутствует Частичный, в довольно узких рамках Частичный, ограничен взаимной зависимостью Значительный, контролируется государством
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, использование торговых марок и знаков Реклама, соперничество в качестве, дополнительный сервис Реклама и дополнительный сервис

 

2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЗА РУБЕЖОМ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.