Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольная политика в РФ




Федеральные антимонопольные законы:

• Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 с последующими изменениями и дополнениями. Основной, базовый закон, объектом регулирования которого стали конкурентные отношения в России. Закон определяет государственную антимонопольную политику, отношения в связи с монополистической деятельностью и контроль за состоянием конкуренции в сфере производства и товарного обращения.


• Закон «О естественных монополиях» от 17.08.95 г. определяет
правовые основы федеральной политики в отношениях
естественных монополий Российской Федерации.

• Закон «О рекламе» от 18.07.95 г. регулирует отношения в
процессе производства, размещения и распространения рекламы.

• Закон «О защите прав потребителей» от 19.01.96 г.

• Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от
23.06.99 г., устанавливает правила и процедуры
антимонопольного регулирования и контроля субъектов
финансового рынка (рынка банковских услуг, рынка страховых
услуг, рынка ценных бумаг и иных финансовых услуг).

• Иные нормативно-правовые и рекомендательные акты о
конкуренции, разъясняющие вопросы практического применения
антимонопольного законодательства (о формировании и ведении
реестров монополистов, о порядке возбуждения и рассмотрении
дел, об определении доминирующего положения субъектов на
рынке, об определении границ и объемов рынков, о выявлении
монополистических цен.

 

 

Антимонопольное регулирование рф начинает историю с 1991 г. – закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Впервые в антимонопольном акте был ведущий антимонопольный орган – Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП).

В его функции входило:

1) соблюдение данного закона

2) анализ степени монополизации рынков

3) антимонопольная экспертиза законодательных актов, слияния компания, преобразований АО

4) разработка программ антимонопольной деятельности и развития конкуренции

5) участие в разработке таможенной политики

6) оценка возможных последствий принятия экономических в сфере внешней торговли (тарифы и квоты)

С 1997 г. – Государственный антимонопольный комитет РФ (ГАК). С 2001 г. – Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).

Основные функции органа по антимонопольной политике:

1) подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка.

2) Разработка для органов власти и управления по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции.

3) Осуществление мер по демонополизации производства и обращения

4) Контроль крупных сделок по купле и продаже акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйственных субъектов

5) Контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

С 2004 г. МАП преобразован в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Территориальные управления ФАС есть в каждом регионе РФ. Они контролируют деятельность рынков и экономических субъектов на местах, обращаться с жалобами на ненадлежащее поведение хозяйствующих субъектов и проявления недобросовестной конкуренции могут как физические, так и юридические лица.

 

Закон «О конкуренции» 1991 г. создавался на основе обширного законодательства и практического антимонопольного регулирования развитых стран. Основным содержанием закона в новой редакции является предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом (или группой субъектов) доминирующим положением на рынке.

В процессе разгосударствления и приватизации, демонополизации в 1992-1994 г. определился круг естественных монополий и был разработан проект закона «О естественных монополиях». Первоначально в этот законопроект были включены нормы, связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных видов продукции. Однако при работе с законом стало ясно, что государственные монополии – предмет особого законодательства. Основой законопроекта о естественных монополиях являлось включение в него монополий, относящихся к ведению субъектов РФ. Поэтому принятый федеральный закон распространяется только на субъекты естественных монополий, регулируемые на федеральном уровне: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги электрической и почтовой связи. Из перечня видно, что круг естественных монополий составляют исключительно отдельные сферы инфраструктурных отраслей.

По вопросам антимонопольной деятельности в РФ приняты и другие нормативные акты, отражавшие отдельные стороны деятельности антимонопольных органов, в том числе по вопросам антимонопольного регулирования деятельности ФПГ, субъектов рынка ценных бумаг и товарных бирж.

С введением с 01.01.1997 г Уголовного Кодекса РФ установлена уголовная ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или низких цен, а также за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на него, устранения с него других конкурентов экономической деятельности и установления и поддержания единых цен.

Развитие конкурентного рынка осуществлялось не только за счет базового закона, одновременно развивались и другие направления. В частности ценовое регулирование деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. В соответствии с постановлением правительства РФ «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993г» применялось государственное регулирование и контроль цен, которые осуществляются следующими способами в размере 5-6 % продукции, выпускаемой в РФ:

- установление абсолютного верхнего предела (т.н. лимитная цена)

- определение верхнего размера рентабельности (процентный лимит)

- введение предельных коэффициентов изменения

 

 

ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» действует с 12.1999г.

В 2000 г. в развитие закона были приняты и другие нормативные акты совместно с ЦБ, Минфином, Минтрудом и ФЦКБ:

- постановление правительства РФ «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ финансовых услуг финансовых организаций»

- порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг, негосударственных пенсионных фондов, лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, финансовой организации по управлению ценными бумагами.

 

 

В настоящее время основным нормативным актом в области борьбы с монополиями и проявлениями недобросовестной конкуренции является ФЗ «О защите конкуренции», принятый 26.07.2006 г. Он дает определения основным понятиям в области конкуренции, отдельно рассматривает проявления недобросовестной конкуренции, доминирующего положения на рынках, рассматривает процессы установления монопольно высоких и монопольно низких цен, определения географических границ рынков и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.