Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики экспонента сегментной морфемы

Грамматика. Теория морфемы.

ГРАММАТИКА – (греч. grammatike techne “письменное искусство”) наука о грамматических значениях языка и способах их формального выражения.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ – система противопоставленных друг другу грамматических значений и выражающих их формальных средств.
СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА – совокупность всех словоформ слова
(рук-а, рук-и, рук-е, рук-ой, рук-ами)
Ущербная (неполная парадигма): сопеть, дудеть, шелестеть, вянуть, гнить, видеть

Разделы грамматики

МОРФЕМИКА – изучает внутреннее строение слова, его членение на словообразовательные морфемы, правила образования слов.
МОРФОЛОГИЯ – изучает грамматические свойства слов, их словоизменение, способы выражения грамматических значений слов, части речи.
СИНТАКСИС – изучает сочетаемость слов, их порядок внутри предложения, правила объединения простых предложений в сложные.

Правило выделения морфемы: Путём сравнения форм, частично различных по звучанию и по значению, выявляем различия взвучании, параллельные различиям в значении, и таким образом устанавливаем единицы, в которых за определённым экспонентом (отрезком звучания или нулём звучания) закреплено определённое содержание. Если эти отрезки окажутся минимальными, т.е. не поддающимися дальнейшему членению на основе того же принципа, это и будут морфемы.

1. экспонент представлен звуковым сегментом определённой протяжённости, звуковой состав которого может быть постоянным, но может именяться: домдом овой – дом овитый, но луглуг а – луж ок;

2. экспонент занимает определённую позицию в слове, деление аффиксов на префиксы и постфиксы (= суффикс, флексия); в некоторых языках –более дробное;

3. занимая определённое место в слове, экспонент влияет на фонемный состав соседних сегментов, чередования: лу к – лу ч ок;

4. сегмент и просодически оформлен; просодические характеристики проявляются и в нём самом, а могу– в соседних морфемах: смо’треть – про’сматр ива ть, сви’стеть – по’свист ыва ть.

Классификация аффиксов по функции

Ø ДЕРИВАЦИОННЫЕ – служат для образования новых слов (ручка)

Ø РЕЛЯЦИОННЫЕ – выражают грамматические значения (рука)

Ø ФОРМАЛЬНО–СТРУКТУРНЫЕ – служат для связности структуры слова (рукомойник)

Ø ФОРМАЛЬНО–КЛАССИФИЦИРУЮЩИЕ – относят слово к определенному классу (выпить)

Грамматическое значение выражается реляционными суффиксами, нулевыми

морфемами, в некоторой степени – деривационными аффиксами и редко - самими корнями.

супплетивные ряды – разные грамматические формы одного и того же слова образуются с помощью разных корней: хорошо – лучше good – better – the best

Супплетивизм в индоевропейских языках:

• степени сравнения прилагательных и наречий: хорошо – лучше


• род: баран – овца

• число: ребенок – дети

• глагол. вид: класть – положить

• времени: есть – был – будет,


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нематериальное стимулирование. Теперь немного о нематериальном стимулировании | Genre and style requirements
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.